ООД по познавательному -развитию "Хвойные деревья Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия для старшей группы
“Хвойные деревья Сибири”
Ход занятия
Дети сидят за столами
- Ребята, как называется край, в котором мы живем?
- А сейчас послушайте стихотворение.
Мы живем в Сибири,
Где тайга без конца.
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят.
Где могучие кедры-богатыри
Простирают над нами ветви свои.
- Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)
- Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)
- Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.
- Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).
На доску помещается иллюстрация с изображением ели.
- Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)
На доску помещается иллюстрация с изображением пихты.
- Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их.
- (Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками)
- Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.
- Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)
На доску помещается иллюстрация с изображением сосны
- А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)
На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.
- Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)
- Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.
- Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в сибирском лесу-это лиственница. (Рассказ ребенка)
На доску помещается иллюстрация с изображением лиственницы летом, осенью и зимой.
Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый (показ).
- Какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)
- Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)
- А почему мы не можем назвать лиственницу? (Потому, что поздней осенью хвоя у лиственницы желтеет и опадает)
- Молодцы ребята, вы теперь сможете рассказать об этом необычном хвойном дереве родителям.
- 1. Какими бывают камни?
- -Ребята, рассмотрите камни внимательно, какие камни по форме, по поверхности, по температуре, по цвету, на ощупь.(Камни гладкие, шероховатый, разной формы — овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета, неровный, острый, теплый, холодный, тяжелый, легкий, маленькие, большие,).
- 2. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
- От самого шероховатого до самого гладкого, от самого тяжелого к самому легкому; выложить из камней узоры.
- 3. «Могут ли камни издавать звуки?»
- - Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали?
- -Постучите разными камнями друг о друга.
- -Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку.
- Дети стоят в кругу.
- - Дети, отгадайте загадку:
- «Зазвенели ручьи,
- Прилетели грачи.
- На ветках плотные комочки,
- В них дремлют клейкие листочки.
- Кто скажет, кто знает,
- Когда это бывает?» (весной)
- - А сейчас какое время года? (весна)
- - Пригрело солнышко весной. Побежали ручейки …
- /Дети садятся на стульчики/.
- Проснулись …
- - Посмотрите и назовите, кто это?
- /Дети называют: бабочка, жук, пчела, оса, муравей, муха, стрекоза, комар/.
- - Как назвать всех одним словом? (Насекомые)
- - Кто из этих насекомых ползает, а кто прыгает, летает?
- - Кто из насекомых больно жалит (пчела, оса), кусает (муха, муравей, комар)?
- - Какие из насекомых жужжат? (жук) пищат? (комар)
- - Какую пользу приносит пчела? (мед)
- - Предлагаю поиграть
- Пальчиковая игра «Пчела»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД "Чудо-дерево Сибири".
Конспект НОД по окружающему миру в рамках проекта "Моя малая родина - родное Приангарье"....
Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"
НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить зн...
Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"
Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить знание о роли деревьев в жизни зверей и...
Исследовательский познавательный проект "Дерево"
Содействовать развитию экологического сознания дошкольников и формированию осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формированию у дошкольников элемен...
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию"Деревья на нашей площадке"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад»Ручеек» р.п.Шаранга Организация непосредственно-образова...
Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)
Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)Тамара Павловна Исаева Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (По...
Познавательный проект «Деревья - наши друзья» младшая-средняя группа (возраст детей 3 – 5 лет)
уточнение и расширение представлений детей о деревьях, их строении...