ООД по познавательному -развитию "Хвойные деревья Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия для старшей группы
“Хвойные деревья Сибири”
Ход занятия
Дети сидят за столами
- Ребята, как называется край, в котором мы живем?
- А сейчас послушайте стихотворение.
Мы живем в Сибири,
Где тайга без конца.
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят.
Где могучие кедры-богатыри
Простирают над нами ветви свои.
- Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)
- Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)
- Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.
- Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).
На доску помещается иллюстрация с изображением ели.
- Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)
На доску помещается иллюстрация с изображением пихты.
- Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их.
- (Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками)
- Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.
- Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)
На доску помещается иллюстрация с изображением сосны
- А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)
На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.
- Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)
- Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.
- Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в сибирском лесу-это лиственница. (Рассказ ребенка)
На доску помещается иллюстрация с изображением лиственницы летом, осенью и зимой.
Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый (показ).
- Какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)
- Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)
- А почему мы не можем назвать лиственницу? (Потому, что поздней осенью хвоя у лиственницы желтеет и опадает)
- Молодцы ребята, вы теперь сможете рассказать об этом необычном хвойном дереве родителям.
- 1. Какими бывают камни?
- -Ребята, рассмотрите камни внимательно, какие камни по форме, по поверхности, по температуре, по цвету, на ощупь.(Камни гладкие, шероховатый, разной формы — овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета, неровный, острый, теплый, холодный, тяжелый, легкий, маленькие, большие,).
- 2. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
- От самого шероховатого до самого гладкого, от самого тяжелого к самому легкому; выложить из камней узоры.
- 3. «Могут ли камни издавать звуки?»
- - Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали?
- -Постучите разными камнями друг о друга.
- -Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку.
- Дети стоят в кругу.
- - Дети, отгадайте загадку:
- «Зазвенели ручьи,
- Прилетели грачи.
- На ветках плотные комочки,
- В них дремлют клейкие листочки.
- Кто скажет, кто знает,
- Когда это бывает?» (весной)
- - А сейчас какое время года? (весна)
- - Пригрело солнышко весной. Побежали ручейки …
- /Дети садятся на стульчики/.
- Проснулись …
- - Посмотрите и назовите, кто это?
- /Дети называют: бабочка, жук, пчела, оса, муравей, муха, стрекоза, комар/.
- - Как назвать всех одним словом? (Насекомые)
- - Кто из этих насекомых ползает, а кто прыгает, летает?
- - Кто из насекомых больно жалит (пчела, оса), кусает (муха, муравей, комар)?
- - Какие из насекомых жужжат? (жук) пищат? (комар)
- - Какую пользу приносит пчела? (мед)
- - Предлагаю поиграть
- Пальчиковая игра «Пчела»
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/04/img_20161004_202942_2531.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/04/img_20161004_203001_0281.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/04/img_20161004_203021_6161.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД "Чудо-дерево Сибири".
Конспект НОД по окружающему миру в рамках проекта "Моя малая родина - родное Приангарье"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-607472-1426262328.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"
НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить зн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-601164-1425057303.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"
Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить знание о роли деревьев в жизни зверей и...
Исследовательский познавательный проект "Дерево"
Содействовать развитию экологического сознания дошкольников и формированию осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формированию у дошкольников элемен...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1031571-1706117424.jpg)
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию"Деревья на нашей площадке"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад»Ручеек» р.п.Шаранга Организация непосредственно-образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950409-1505976516.jpg)
Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)
Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)Тамара Павловна Исаева Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (По...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-162121-1608379007.jpg)
Познавательный проект «Деревья - наши друзья» младшая-средняя группа (возраст детей 3 – 5 лет)
уточнение и расширение представлений детей о деревьях, их строении...