ПРОЕКТ «ВО ИМЯ ЖИЗНИ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ «ВО ИМЯ ЖИЗНИ»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель подготовительной к школе группы № 2
Бочарова Н. А.
г. Байконур
2014 – 2015 уч. г.
В 2015 г. Россия отмечает 70 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского и казахского народов за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых - помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда.
С целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развития у ребят нравственно-патриотических чувств наша группа разработала педагогический проект «Во имя жизни», срок реализации которого январь – май 2015 г.
Исходя из этих целей были поставлены следующие задачи:
- развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет;
- обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;
- воспитать уважение к участникам Великой Отечественной войны как защитникам Родины;
- рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике.
Участниками проекта стали дети подготовительной к школе группы № 2 , их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Тип данного проекта можно охарактеризовать, как информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музея, выставок и экспозиций при активном участии родителей, педагогов и детей группы.
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа (приложение 1). На подготовительном этапе педагогам нашей группы предстояло решить следующие задачи:
- изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
- скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;
- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 2). В опросе приняли участие 21 семья воспитанников подготовительной к школе группы № 2. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и такую работу необходимо начинать как можно раньше. Отвечая на вопросы о нравственном воспитании в семье, некоторые родители охотно делились своим опытом и сетовали на то что в городе нет постоянно действующего музея боевой славы, в который можно было бы сходить всей семьей.
В некоторых семьях сохранились грампластинки с песнями военных лет, старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды.
Цель основного этапа – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу.
Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством) план основного этапа, представленного несколькими блоками, включал в себя мероприятия разнообразных организационных форм, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса – детй, родителей и педагогов.
В преддверии праздника 8 Марта была организована выставка детских работ «Моя любимая бабушка» и проведен цикл бесед «Женщины на войне». Активное участие в этих мероприятиях приняли бабушки воспитанников. Несмотря на то что это довольно молодые женщины, они много рассказали детям о своих мамах, вспоминали их рассказы о том, как жилось в военное время, приносили с собой пожелтевшие фотографии, старые альбомы.
В рамках тематического блока «И помнит мир спасенный» были проведены следующие мероприятия:
- тематические беседы «Письма с фронта» и занятие «Нам дороги эти позабыть нельзя»;
- традиционные выставки детских и детско-родительских работ;
- музыкально-литературная композиция «Споемте, друзья».
Цикл праздничных мероприятий завершается 9 мая, в день 70-летия Победы, возложением цветов к «Стене Памяти», организованной администрацией ДОУ совместно с педагогами, и минутой молчания.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно повысился. Все рисунки и рассказы дошкольников собраны и бережно хранятся.
Планируется провести повторный опрос родителей с предложением поделиться своими впечатлениями, что позволит оценить эффективность и воспитательную значимость данного проекта.
Несмотря на то что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со значительными трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».
Приложение 1
План мероприятий по реализации проекта
«Во имя жизни»
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | Результат | |
детей | родителей | |||
I – этап - подготовительный | ||||
Подбор литературно-поэтических произведений о войне | Январь | Чтение, заучивание | Помощь в организации | Создание мини-библиотеки |
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий о войне | Январь | Рассматривание, обсуждение | Помощь в организации | Организация фото-выставки |
Подбор музыкальных произведений: песен военных лет, музыки, посвященной войне | Январь | Прослушивание, беседы по содержанию | Помощь в организации | Создание аудио- и фонотеки |
Сбор макетов военной техники (игрушки) | Январь | Совместные ролевые игры | Помощь в организации | Коллекция игрушек военной техники |
Подбор фотографий и открыток памятников и памятных мест в России и Казахстане, посвященных войне | Январь | Рассматривание, обсуждение, проведение викторины «Узнай и назови» | Помощь в организации | Организация фотовыставки «Мы помним героев» |
II этап - основной | ||||
Блок 1. Наша Российская | ||||
Цикл бесед «Наша Российская армия» | Февраль - март | Составление рассказов о том, как и где проходили службу отцы и деды. Дидактическая игра «Акустики», «Сторожевой корабль» | Запись и оформление детских рассказов | Формирование чувства гордости за своих отцов |
Военная техника: знакомство с родами войск и образцами военной техники | Февраль | Сюжетно-ролевая игра «Мы - военные». Дидактические игры «Что для чего?», «Найди место» и др. | Сбор игрушечных образцов военной техники | Организация мини-музея. Составление коллекций |
Музыкально-спортивное развлечение «Будущие защитники Отечества» | Февраль | Участие в командных соревнованиях. | Участие отцов в соревнованиях | Развитие физических качеств |
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | Результат | |
детей | родителей | |||
Блок 2. «И помнит мир спасенный» | ||||
Беседа «Женщины на войне» | Март | Рисование на тему: «Моя бабушка» | Предоставление фотографий из семейных архивов | Выставка детских рисунков |
Комплексно-тематическое занятие «Нам дороги эти позабыть нельзя» | Апрель | Военно-спортивная игра-путешествие. Сборка военного самолета | Изготовление атрибутов и пособий | Обогащение знаний детей о событиях Великой Отечественной |
Беседа-рассказ «Памятные места». Знакомство с памятниками и памятными местами России, Казахстана, посвященным участникам и событиям Великой Отечественной | Апрель | Рассматривание открыток с изображением Вечного огня, Могилы Неизвестного солдата, мемориального комплекса «Мамаев курган» и др. | Помощь в организации и проведении беседы и выставки, предоставление фотоматериалов, альбомов | Формирование представлений о том, как сохраняется память о тех далеких событиях и их героях |
Блок 3. День Памяти, посвященный 70-летию Великой Победы | ||||
Музыкально-литературная гостиная «Споемте, друзья» | Май | Заучивание стихотворений о войне | Пение песен, чтение стихов о войне | Знакомство с музыкально-литературными произведениями военных лет |
Экспозиция «По дорогам войны» | Май | Изготовление рисунков, поделок | Подбор репродукций картин | Выставка детских рисунков, экскурсия |
Минута памяти у «Стены Памяти» | Май | Возложение цветов к «Стене памяти» | Помощь в организации Минуты памяти | Формирование чувства причастности к истории России, Казахстана |
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию наших детей.
1. Считаете ли Вы, что ребенка нужно с детства знакомить с историей Родины и ее героическим прошлым (в частности, на примере событий Великой Отечественной войны):
а) да, и начинать надо как можно раньше;
б) нет, потому что маленькие дети многого не поймут;
в) не знаю;
г) ваш вариант_________________________________________________
2. Как Вы знакомите своих детей с событиями Великой Отечественной войны:
а) вместе смотрим и обсуждаем фильмы о войне (укажите какие)_____________________________________________________________
б) читаете книги о войне для детей (укажите какие)_____________________________________________________________
в) посещаете места боевой славы, музеи и памятники, выезжая за пределы города (укажите какие)______________________________________
_____________________________________________________________
г) рассказываете о представителях старшего поколения Вашей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной или в других локальных войнах, работавших в тылу (подчеркните нужное)_______________________
__________________________________________________________________
д) не знакомите;
е) ваш вариант_________________________________________________
3. Как дети отзываются о просмотренном фильме, прочитанной книге, услышанном рассказе?_______________________________________________
4. Есть ли в Вашей семье предметы времен Великой Отечественной войны:
а) есть (укажите, какие)________________________________________
б) нет.
5. Какие материалы, имеющие отношение к войне (пластинки, альбомы, фотографии, письма, газетные статьи и др.), Вы можете передать в дар детскому саду или во временное пользование для организации выставок, музейных экспозиций и коллекций?____________________________________
Приложение 3
БЕСЕДА «ПОШЛИ МНЕ ВЕСТОЧКУ»
для детей старшего дошкольного возраста
г. Байконур
2014 – 2015 уч. г.
Задачи:
1. рассказать детям о солдатских письмах-треугольниках в обстановке, в которой он писались, значение этих писем для родных и близких во время войны;
2. ознакомит с работой военной почты, рассказать о ее значении для солдата на фронте;
3. воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
Предварительная работа с детьми:
1. Работа со словарем: полевая почта, траншея, тыл, окоп, землянка, прифронтовой госпиталь, передовая позиция, Советский Союз, Красная армия;
2. Чтение рассказов Л. Кассиля «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздина «Рассказы о войне».
Демонстрационный материал: письма-треугольники, современные почтовые конверты, фонограмма звуков боя, картина «Солдатское поле».
Ход беседы
Часть 1. Беседа
Воспитатель: трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем, лихими, злыми годами. Тяжело дались они всему нашему народу. Много горя принесла война в каждый дом. Все сильные, молодые и здоровые мужчины ушли на фронтзащищать свою Родину. Матери оплакивали сыновей, дети – отцов, жены – мужей, сестры – братьев.
Дети:
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына его прочитать.
На страницах застыли года,
Двадцать два ему будет всегда.
- Мама, я здоров и живой,
А на завтра последний бой.
(Стихотворение Е. Горбанской)
Воспитатель: Каким счастьем было получить маленький треугольник – письмо с фронта о том, что брат, муж, сын жив и здоров. Посмотрите, ребята, у меня необычное письмо. Скажите, пожалуйста, чем оно отличается от современных писем?
Дети: У военных писем нет конвертов и марок, а само письмо – треугольной формы.
Воспитатель: Да, верно. Такие письма-треугольники приходили с фронта родным и близким, и дороже их тогда не было ничего на белом свете. Давайте на минуту представим, в какой обстановке писались солдатские письма.
(Звучит фонограмма звуков боя. Дети называют звуки и шумы, которые они слышат.)
Воспитатель: Взрываются бомбы, рвутся на поле снаряды, свистят пули, грохочут танки, гудят самолеты. Все кругом пылает и горит. Кажется, что никогда не прекратится этот грохот. Где уж тут найти время для письма! Сражаться надо… но стихнет бой, настанет передышка. Солдат вспомнит о родном доме, о тех, кто его ждет и любит, сядет в окопчике и напишет: «Родные мои! Я жив и здоров. Не волнуйтесь за меня, со мной ничего не случится…». Конверта нет, да и почтового ящика не найти. Где ж его взять среди руин? Сложит солдат свое письмо треугольником, напишет сверху адрес да и отдаст солдату-почтальону. А уж тот доставит его по адресу. Получит мать треугольное письмо, развернет и заплачет от радости, что жив и здоров ее сынок. Было это во время Великой Отечественной войны, которую так называют не зря. «Великая» - потому что весь народ поднялся на защиту своей земли; «Отечественная» - потому что весь народ защищал Родину, свое Отечество. Есть на волгоградской земле Солдатское поле.
(Воспитатель показывает детям репродукцию картины.)
Воспитатель: в поле бронзовая фигура девочки с васильками в руке. Эта девочка – олицетворение спасенного детства. У ее ног – солдатское письмо-треугольник. На нем слова, которые 70 лет назад отправил в письме дочери комиссар полка майор Дмитрий Петраков.
Письмо
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки – и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв…василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком».
Часть 2. Рисование по замыслу
Педагог предлагает детям поделиться своими впечатлениями об услышанном, рассказать, что им запомнилось больше всего, а затем нарисовать свои впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Здоровый образ жизни"
Проектная деятельность...
проект "Хлеб - всей жизни голова"
Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...
Проект "Вода-это жизнь"
экологический мини-проект для 2 младшей группы...
Приложение к проекту "Вода-это жизнь"
конспекты занятий, наблюдений....
Презентация проекта "Вода основа жизни"
Слайд-шоу по теме "Вода основа жизни"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»
Проект носит социально-исследовательский характер. В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с окружающим, ознаком...
Проект "Вода-это жизнь" с детьми 2 мл.гр.
Проект по экологическому воспитанию "Вода-это жизнь" Область "Познание" с детьми 2 младшей группы....