НОД по ознакомлению с окружающим "Беседа о Волге"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: формирование представлений о матушке – реке Волге, о значении реки для жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_volge.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
по ознакомлению с окружающим
«Беседа о Волге»
Составитель: Кирсанова Г.В.
воспитатель гр. № 2
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: формирование представлений о матушке – реке Волге.
Задачи:
Обучающие задачи – закрепить знания детей о реке Волге (где берёт начало, куда впадает); познакомить с притоками Волги, с городами расположенными по её берегам; ввести в словарный запас детей слова: устье, исток, русло.
Развивающие задачи – развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; активизировать речевое общение детей.
Воспитательные задачи – воспитывать любовь к природе и животному миру России, гордость за то, что мы волжане и живём на берегу самой великой реки.
Здоровьесберегающие задачи – способствовать снятию усталости – используя танцевальную физминутку; формировать навыки правильной осанки во время беседы
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, продуктивная.
Формы деятельности: совместная с воспитателем, самостоятельная.
Методические приёмы:
Игровой – взаимодействие со сказочными персонажами.
Наглядный – использование иллюстраций с изображением Волги,её природы; иллюстрации и фотографии городов на Волге, карта Росии.
Словесный – художественное слово: стихи, песни, загадки, поговорки о воде, о Волге; чтение сказки «Волга и Возуза» в обработке С.Я.Маршака; беседа о Волге и городах, расположенных на её берегах.
Практический – рисование реки Волги (исток, русло, устье).
Предварительная работа: беседы о реке Волге и других реках России,чтение стихотворения И.А.Бунина «Родник», С. Викулова «Три клада России, прослушивание песен о Волге, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей Волги.
Материал и оборудование: карта России, мольберт, магнитная доска, иллюстрации, фотографии, альбомные листы и синие карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы много беседовали с вами о нашей стране и знаем, какая большая наша страна – Россия. В ней много рек, озёр, морей!
Подумайте о чём эта загадка:
«Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит!» (Река).
А какие реки вы знаете? ( Ответы детей).
Молодцы! Много рек вы назвали. Мы с вами уже много беседовали о Волге, много я вам рассказала.
Скажите, где берёт своё начало Волга?
Как называется начало реки? (Ответы детей)
Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С.Я. Маршака говорится о начале Волги:
«Меж болот из мелкого колодца
Ручеёк, неумолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок,
Перейдёшь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной
И зовут её рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной!»
Воспитатель: Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей?
А ещё называют Волгу рекой – красавицей, рекой – кормилицей. Почему?
В той же сказке о Волге говорится:
«Волга – рекам Родины царица
Ни одна не может с ней сравнится!»
Почему с Волгой не может сравнится ни одна река? (Ответы детей)
(Дети рассматривают карту)
Издавна люди селились на берегах рек, создавали там города. Как вы думаете почему? (Ответы детей).
(Стук в дверь, входит Буратино, здоровается с детьми)
Буратино беседует с детьми о свойствах воды, её необходимости для жизни животных и растений.
Дети рассказывают Буратино поговорки о воде:
«Вода и лес – краса природы»
«В реке, где много водорослей – много рыбы»
«Без воды нет рыбы, без леса – зверя».
Буратино загадывает детям загадку:
«Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся» (берега).
Воспитатель: Буратино, оставайся с нами, ты узнаешь много интересного о великой реке Волге.
У каждой реки есть берега. Каждая река течёт по одному и тому же месту. Как называется это место реки? (Ответы детей)
Посмотрите на карту и скажите, в какое море впадает Волга? (ответы детей)
Иногда река выходит из своих берегов. Почему это случается и когда? (ответы детей)
А как называется то место на берегах Волги, которое каждую весну затапливает водой? (Бассейн реки)
После того, как вода уходит в свои берега, почва здесь становится особенно плодородной. Неслучайно существует народное изречение:
«Вода на лугу – сено в стогу».
Волга течёт по России много километров. Я хочу рассказать вам о городах, которые расположены на берегах реки Волги. (Воспитатель показывает иллюстрации городов)
Разные народы живут на берегах этой великой реки. Все они живут дружно, трудятся на заводах и фабриках.
Наш родной город Энгельс тоже расположен на Волге. Мы с вами долны гордится, что мы – волжане, как и все люди, живущие на Волге.
О своём родном городе мы с вами поговорим отдельно, в следующий раз.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на славный город Волгоград.
Именно здесь на Волге, под Сталинградом (так раньше назывался Волгоград), в последнюю войну наши воины разбили фашистов. В то время родилась пословица: «С родной земли – умри, не сходи».
Воспитатель обращает внимание детей на фотографии с изображением гидроэлектростанции города Волгограда.
Волга даёт электрический ток нашей стране. По берегам Волги в земле лежат большие чёрные трубы. Что в них? (Газ и нефть).
Волга снабжает страну газом и нефтью. К сожалению, вода в Волге загрязнена сточными водами заводов, фабрик и сельского хозяйства.
Большой вред реке приносит загрязнение нефтепродуктами. От этого гибнут растения и животные, погибают рыбы, насекомые. Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, так как природа – источник жизни на Земле.
Поэт С. Викулов так сказал:
«Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух – три её основы
Какая бы не грянула беда,
Целы они – всё возродится снова».
Ребята, вы знаете, о Волге сложено много песен. Давайте послушаем одну из них «Течёт Волга». Под эту замечательную мелодию М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина можно даше потенцевать. (Физминутка)
Воспитатель: Много рек питает Волгу своими водами. Эти малые реки называютя – притоками. (Воспитатель называет притоки Волги).
Послушайте, что говорится в русской народной сказке в обработке С.Я. Маршака об одном притоке Волги – реки Возузе. (читает произведение)
Ребята, а как называется место, где река впадает в море? (Устье)
В устье реки Волги тёплый климат. Сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут здесь постоянно.
Сейчас мы поиграем в игру «Покажи и назови птиц, которые живут на Волге», «Покажи и назови рыб, которые живут в Волге».
Молодцы!
Далее воспитатель предлагает детям перейти к столам и нарисовать исток, русло и устье реки Волги.
Воспитатель: Буратино, тебе понравилось у нас в гостях?
Буратино: Очень! Я узнал много интересного о реке Волге: о её городах, людях. Обязательно приду к вам ещё (Дети прощаются с Буратино).
Воспитатель: Разговор о великой русской реке Волге мы продилжим на других занятиях. Впереди много нового и интересного. Я расскажу вам о жизни людей разных национальностей, об их культуре, обычиях и обрядах. Мы познакомимся с их песнями, танцами, сказками. Всё это поможет нам больше узнать о своей Родине – России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по социальному миру "Я живу на Волге"
Проект познавательный, долгосрочный, продолжительность 3,5 месяца. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, муз. руководитель, родители....
Конспект проведения занятия в старшей логопедической группе Тема: «Волга - великая русская река»
конспект "Волга- великая русская река"...
Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»
Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....
Конспект НОД по теме "Рассказ о Волге, и о том что Ржев первый город на реке".
Конспект по познавательному развитию. Краеведение....
" Ах, Волга, Волга "
Волга - матушка река....
ОТЧЕТо проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» «Течет река Волга» «Волга в живописи русских художников»
laquo;Течет река Волга» «Волга в живописи русских художников»...
Методические рекомендации по организации НОД по краеведению «Моя Волга» на примере знакомства детей со сказкой С.Я. Маршака «Волга и Вазуза»
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения реализуеются экспериментальные ,проектные, стажировочные площадки. В рамках этой реализации я использую проектную деятельность в коррекционной ра...