НОД по ознакомлению с окружающим "Беседа о Волге"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кирсанова Галина Владимировна

Цель: формирование  представлений  о  матушке – реке  Волге, о значении реки для жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_volge.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

              по   ознакомлению  с  окружающим

                          «Беседа  о  Волге»

                                                                       Составитель:  Кирсанова Г.В.

                                                               воспитатель  гр. № 2

Приоритетная  образовательная  область: «Познавательное развитие».

Цель: формирование  представлений  о  матушке – реке  Волге.

Задачи:

Обучающие  задачи – закрепить   знания  детей  о  реке  Волге  (где  берёт  начало,  куда  впадает);  познакомить  с  притоками  Волги,  с  городами   расположенными   по  её берегам;  ввести  в  словарный  запас  детей  слова:  устье,  исток,  русло.

Развивающие  задачи – развивать   любознательность,  стремление  изучать  и  сохранять  животный  мир,  природу  России;  активизировать  речевое  общение  детей.

Воспитательные  задачи – воспитывать  любовь  к  природе  и  животному  миру  России,  гордость  за  то,  что  мы  волжане  и  живём  на  берегу  самой  великой  реки.

Здоровьесберегающие  задачи – способствовать  снятию  усталости – используя  танцевальную  физминутку;  формировать  навыки  правильной  осанки  во  время  беседы

Виды  деятельности: познавательная,  игровая,  двигательная,  продуктивная.

Формы  деятельности:  совместная  с  воспитателем,  самостоятельная.

Методические  приёмы:  

Игровой – взаимодействие  со  сказочными  персонажами.  
Наглядный – использование  иллюстраций  с  изображением Волги,её  природы;  иллюстрации  и  фотографии  городов  на  Волге,  карта  Росии.

Словесный – художественное  слово:  стихи,  песни,  загадки,  поговорки  о  воде,  о  Волге;  чтение  сказки  «Волга  и  Возуза»  в  обработке С.Я.Маршака;  беседа  о  Волге  и городах,  расположенных  на  её  берегах.

Практический – рисование реки  Волги (исток,   русло,  устье).

Предварительная  работа:  беседы  о  реке  Волге  и  других  реках  России,чтение  стихотворения  И.А.Бунина  «Родник»,  С. Викулова  «Три  клада  России,  прослушивание  песен  о  Волге,  рассматривание  иллюстраций  с  изображением   обитателей  Волги.

Материал  и  оборудование:  карта  России, мольберт,  магнитная  доска,  иллюстрации,  фотографии,  альбомные  листы  и  синие  карандаши.

                                                 Ход  занятия:

Воспитатель:  Ребята,  мы  много  беседовали  с  вами  о  нашей  стране  и  знаем,  какая  большая  наша страна – Россия.  В  ней  много   рек,  озёр,  морей!

Подумайте  о  чём  эта  загадка:

                                   «Течёт,  течёт – не  вытечет,

                                      Бежит,  бежит – не выбежит!»  (Река).

А   какие  реки вы  знаете?  (  Ответы  детей).

Молодцы!  Много  рек  вы  назвали.  Мы  с  вами  уже  много  беседовали  о  Волге,  много  я  вам  рассказала.  

Скажите,  где  берёт  своё  начало  Волга?

Как  называется  начало  реки?  (Ответы  детей)

Послушайте,  как  в  русской  народной  сказке  в обработке  С.Я. Маршака   говорится  о  начале  Волги:

                                   «Меж  болот   из  мелкого  колодца

                                     Ручеёк,  неумолкая,  льётся.

                                     Неприметен   чистый  ручеёк,

                                     Не  широк,  не  звонок,  не  глубок,

                                     Перейдёшь  его  через  дощечку,

                                     А  глядишь – ручей  разлился  в  речку.

                                     Перед  нею  путь  большой  и  долгий

                                     Из  лесного  края  в  край  степной

                                     И  зовут   её  рекою  Волгой –

                                Матушкой,   кормилицей   родной!»

Воспитатель:  Почему  в  народе   так  называют  Волгу – матушкой, кормилицей?

А  ещё  называют  Волгу  рекой – красавицей,  рекой – кормилицей. Почему?

В той  же  сказке  о  Волге  говорится:

«Волга – рекам  Родины  царица

Ни  одна  не  может  с  ней  сравнится!»

Почему  с  Волгой  не  может  сравнится  ни  одна  река? (Ответы  детей)

(Дети  рассматривают   карту)

Издавна  люди  селились  на  берегах  рек,  создавали  там  города.  Как  вы  думаете  почему?  (Ответы  детей).

(Стук  в  дверь,  входит  Буратино,  здоровается  с детьми)

Буратино  беседует  с  детьми  о  свойствах  воды,  её необходимости  для  жизни  животных  и  растений.

Дети  рассказывают  Буратино   поговорки  о  воде:

«Вода  и  лес – краса  природы»

«В  реке,  где  много  водорослей – много   рыбы»

«Без  воды  нет  рыбы,  без  леса – зверя».

Буратино  загадывает  детям  загадку:

«Два  братца  в  воду  глядятся,  

Век  не  сойдутся»  (берега).

Воспитатель:  Буратино,  оставайся  с  нами,  ты  узнаешь  много   интересного  о  великой  реке Волге.

У  каждой  реки  есть  берега.  Каждая  река  течёт  по  одному  и  тому  же  месту.  Как  называется   это  место  реки?  (Ответы  детей)

Посмотрите  на  карту  и  скажите,  в  какое  море  впадает  Волга? (ответы  детей)

Иногда  река  выходит  из  своих  берегов.  Почему  это  случается  и  когда?  (ответы  детей)

А  как  называется  то  место  на  берегах  Волги,  которое  каждую  весну  затапливает  водой? (Бассейн  реки)

После  того,  как  вода  уходит  в  свои  берега,  почва  здесь  становится  особенно плодородной.  Неслучайно  существует  народное  изречение:

«Вода  на  лугу – сено  в  стогу».

Волга  течёт  по  России  много  километров.  Я  хочу  рассказать  вам  о  городах,  которые  расположены  на  берегах  реки  Волги. (Воспитатель  показывает  иллюстрации  городов)

Разные  народы  живут  на  берегах  этой  великой  реки.  Все  они  живут  дружно,  трудятся  на  заводах  и  фабриках.

Наш  родной  город  Энгельс  тоже  расположен  на  Волге.  Мы  с  вами  долны  гордится,  что  мы – волжане,  как  и  все  люди,  живущие  на  Волге.

О  своём  родном   городе  мы  с  вами  поговорим  отдельно,  в  следующий  раз.

А  сейчас  я  хочу  обратить  ваше  внимание  на  славный  город  Волгоград.

Именно  здесь  на  Волге,  под  Сталинградом  (так  раньше  назывался  Волгоград),  в  последнюю  войну   наши   воины  разбили  фашистов.  В  то  время  родилась  пословица:  «С  родной  земли – умри,  не  сходи».

Воспитатель  обращает  внимание  детей  на  фотографии   с  изображением  гидроэлектростанции  города  Волгограда.

Волга  даёт  электрический  ток  нашей  стране.  По  берегам  Волги  в  земле  лежат  большие  чёрные  трубы.  Что  в  них?  (Газ  и  нефть).

Волга  снабжает  страну  газом  и  нефтью. К  сожалению,  вода  в  Волге  загрязнена  сточными   водами  заводов,  фабрик   и  сельского  хозяйства.

Большой  вред  реке  приносит  загрязнение   нефтепродуктами.  От  этого  гибнут  растения  и  животные,  погибают  рыбы,  насекомые.  Поэтому  мы  с  вами  должны  знать  закон  об  охране  природы,  так  как   природа – источник  жизни  на  Земле.

Поэт  С. Викулов  так  сказал:

«Три  клада   у  природы  есть:  вода,  

Земля  и  воздух – три  её  основы

Какая  бы  не  грянула  беда,  

Целы  они – всё   возродится  снова».

Ребята,  вы  знаете,  о  Волге  сложено  много  песен.  Давайте  послушаем  одну  из  них  «Течёт  Волга».  Под  эту  замечательную  мелодию  М. Фрадкина   на  стихи Л.  Ошанина   можно даше  потенцевать.  (Физминутка)

Воспитатель:  Много  рек   питает  Волгу  своими  водами.  Эти  малые  реки   называютя – притоками. (Воспитатель  называет  притоки  Волги).

Послушайте,  что  говорится  в  русской  народной  сказке  в  обработке С.Я. Маршака  об  одном  притоке  Волги – реки  Возузе.  (читает  произведение)

Ребята,  а  как  называется  место,  где  река  впадает  в  море? (Устье)

В  устье  реки  Волги  тёплый  климат.  Сюда  многие  птицы  прилетают  зимовать, а  некоторые  живут  здесь  постоянно.

Сейчас  мы  поиграем  в  игру  «Покажи  и  назови  птиц,  которые  живут  на  Волге»,  «Покажи  и  назови  рыб,  которые  живут  в  Волге».

Молодцы!

Далее  воспитатель  предлагает  детям  перейти  к  столам   и  нарисовать   исток,  русло  и  устье   реки  Волги.

Воспитатель:  Буратино,  тебе  понравилось  у  нас  в  гостях?

Буратино:  Очень!  Я  узнал  много  интересного   о  реке  Волге: о  её  городах,  людях.  Обязательно   приду  к  вам  ещё  (Дети  прощаются  с  Буратино).

Воспитатель:  Разговор  о  великой  русской  реке  Волге  мы  продилжим  на  других  занятиях. Впереди  много  нового  и  интересного.  Я  расскажу  вам  о  жизни  людей  разных  национальностей,  об  их  культуре,  обычиях  и  обрядах. Мы  познакомимся  с  их  песнями,  танцами,  сказками.  Всё  это  поможет  нам  больше  узнать  о  своей  Родине – России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по социальному миру "Я живу на Волге"

Проект познавательный, долгосрочный, продолжительность 3,5 месяца. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, муз. руководитель, родители....

Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»

Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....

Конспект НОД по теме "Рассказ о Волге, и о том что Ржев первый город на реке".

Конспект по познавательному развитию. Краеведение....

" Ах, Волга, Волга "

Волга - матушка река....

Методические рекомендации по организации НОД по краеведению «Моя Волга» на примере знакомства детей со сказкой С.Я. Маршака «Волга и Вазуза»

На базе нашего дошкольного образовательного учреждения реализуеются экспериментальные ,проектные, стажировочные площадки. В рамках этой реализации я использую проектную деятельность в коррекционной ра...