конспект занятия "Круговорот воды в природе" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В конспекте представлен материал по знакомству детей с таким явлением, как круговорот воды в природе с использованием опытов. В ходе занятия дети знакомятся с причинно - следственными связями по технологии ТРИЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кульбида Т.Н.
Воспитатель МДБОУ «Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Тема: «Круговорот воды в природе»
(с использованием причинно - следственных связей по технологии ТРИЗ)
Цель:
- Углубить представления детей о причинах и следствиях. Учить детей задумываться о причинах и следствиях различных явлений, своих поступков. Продолжать выяснять методом эвристической беседы выяснять, что у одного и того же явления могут быть разные причины, а у одной причины могут быть несколько следствий.
- Развивать умение вести дискуссию между детьми, слушать и слышать ответы товарищей, апеллировать к ответам товарищей.
- Ввести в словарь детей слова «Причина» и «Следствие».
- Развивать воображение, закреплять умение выражать эмоции жестами и мимикой.
Предварительная работа:
- Развитие спонтанных представлений детей: игры «Что сначала, что потом»
- Проведение экспериментов с водой с обсуждением причин и следствий.
- Наблюдения за явлениями природы и жизни людей с обсуждением причин и следствий.
Материал:
- ящик с песком, лейка с водой;
- оборудование для опытов: губки, стаканы с водой, тарелочки, банки стеклянные, крышки капроновые с отверстиями, лед;
- картинки к играм, схема круговорота воды в природе;
- схемы:
- Причин много, а следствие – одно
- «Причина одна, а следствий много»,
- «Цепочка причин»
Ход занятия:
- На столе стоит ящик с песком. Ребёнок поливает песок из лейки до образования лужи. По какой причине образовалась лужа? Следствием называется то, что вызывает какая – то причина. Лужа – это следствие того, что налилось много воды на песок .
- Дети сидят на стульях. Ребята, а может ли у одного следствия быть несколько причин? (ответы детей) предлагаю детям рассмотреть картинки и выбрать необходимые, объяснить свой выбор правильным ответом с использованием слова «Потому что»(можно сказать, прошел дождь, пролили воду, полили огород и др).
- Работа со схемой «Причин много, а следствие - одно»
Потому что Потому что
- . Воспитатель предлагает подумать, может ли «лужа» стать причиной чего – либо. Дети дают ответ. А поможет нам слово подсказка – «поэтому». Дети дают разные ответы и выкладывают картинки (воробьи купаются в луже, мы надели сапоги, стало сыро и грязно и т.д.) Обобщение ответов детей: сколько разных следствий вы придумали!
- Работа со схемой «Причина одна, а следствий много»:
Поэтому
- Читаю стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Физкультурная пауза. Цель: снять физическую нагрузку, повысить уровень эмоционального фона. Дети переходят на ковёр. А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
- Дети возвращаются на стульчики. Послушайте сказку о путешествии капельки…“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться. Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. Капелька сидела на своем облачке и мечтала, вновь вернутся на землю”. - Предлагаю детям рассмотреть схему круговорота воды в природе.
- Проведение опытов.
Опыт № 1
Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и идет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.
Опыт №2
Воспитатель: А сейчас понаблюдаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
В банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху положим крышку со льдом. Банка запотела
- Во что превратилось наше облако? (Дождь)
- Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)
- Дидактическая игра. «Цепочка причин». Прошел дождь. Что было потом?
Рассматривается схема.
Вывод: одна причина вызывает следующую причину.
- Итог занятия: о каких важных понятиях мы говорили сегодня?
Какое у вас настроение к концу занятия? По какой причине?
Занятие одно, а настроение у всех разное!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по плаванию в старшем дошкольном возрасте с 6 до 7 лет Тема: «Поиграем в воде».
Учить детей безбоязненно передвигаться в воде. ...
Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»
Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».
Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....
Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» для детей старшего дошкольного возраста
Рассматривание схемы – плаката «Как человек использует воду».Беседы: о воде в природе, вода и её превращения, история одной капельки, почему нужно беречь воду.Тематические экскурсии в природу и др....
Эксперимент с водой «Как очистить воду» для детей старшего дошкольного возраста
Цель:Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды – прозрачностью.Познакомить детей со способами очисти воды.Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире...
Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Деревья смотрят в воду»
Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки)....