История рождения хохломской росписи.
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3

муниципальное образование Усть-Лабинский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  интегрированной ООД

  в старшей группе  

 

на тему: «Золотая хохлома »

 

 

/ из опыта работы воспитателя МБДОУ№ 3 Литвиненко Е.В./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Золотая хохлома.

Программные задачи:

Закреплять и  расширять  знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях; способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый, закреплять умение определять количество слогов в словах; научить составлять узор по мотивам  хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла; совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья); развивать  цветовое  восприятие, чувство ритма, творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Оборудование:

демонстрационный материал: мольберт; изделия из Хохломы, Гжели, Дымки; иллюстраций с изображением изделий из Хохломы, слайд- презентация «История рождения хохломской росписи»

раздаточный материал: готовые силуэты сахарницы, краски, баночка с водой, салфетка, ватная палочка, кисточка на каждого ребенка.

Предварительная работа с детьми: рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной

 

Ход ООД:

Воспитатель предлагает детям отправиться на «Ярмарку изделий народных мастеров». Звучит веселая музыка, дети проходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!                                                                                                                    

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров Хохломы, Гжели и Дымки.                                            

   Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Какая, Какой? »

Ход игры:

-Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора- фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебницы из соломы – соломенные, ложки из серебра – серебряные, солонка из пластмассы - пластмассовая) .

После проведения игры дети встают полукругом, и воспитатель рассказывает им о возникновении Хохломских изделий и росписи:

 

Показ слайд- презентации

Воспитатель:  очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво? ", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

 

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Определи свое место».

Ход игры:

В разных частях группы висят схемы слогов. Дети берут по одному изделию, произносят название посуды, делят слово на слоги, определяют сколько слогов в слове и встают рядом со своей схемой.  Пример: ва-за (2 слога, та-рел-ка (3 слога) и т. д.

Пальчиковая гимнастика.

- Вот все пальчики мои, их, как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (встряхивание кистями) .

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Воспитатель:

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы) .

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки) .

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки) .

Дети последовательно выполняют работу, самостоятельно расписывая сахарницу.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Воспитатель: В каком стиле делали роспись на сахарнице?

Дети: В стиле Хохлома.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось расписывать сахарницу?

Дети: Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskaya_rospis.pptx654.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История рождения хохломской росписи

Слайд 2

Хохломская роспись по дереву , русский народный художественный промысел. Возник во 2ой половине 17в. на территории Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области –центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 – начале 20 вв.

Слайд 4

Элементы хохломской росписи

Слайд 7

Подготовка посуды к росписи Заготовка . Деревянную посуду на токарном станке из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. Грунтовка . Разведенную до жидкого состояния глину хорошо втирают в «белье» с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течении нескольких часов. Пропитка льняным маслом , сушка. Олифление . Покрывают 4 слоями олифы. Сушат в печи при 50-60 градусах. Лужение . Порошок олова или алюминия втирают в изделие. Оно приобретает бело-зеркальный блеск. Сушка. Роспись . Все элементы росписи выполняются без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. В росписи применяют масляные краски, главные цвета- красный и черный (сажа и киноварь). Покрытие лаком . Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при 270-300 градусах. Под воздействием температуры лак желтее и изделие приобретает золотистый цвет.

Слайд 8

Подготовка посуды к росписи . Заготовка изделия. Грунтовка полуфабриката. Роспись. Покрытие лаком. Закалка в печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта для детей старшего возраста с использованием ЭОР по теме: «Знакомство с историей хохломской росписи»

Готовый конспект НОД для воспитателй старших групп ДОО по ознакомлению детей с историей возникновения хохломской росписи....

История городецкой росписи.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и д...

История возникновения росписи Гжель. (семинар- практикум для педагогов ДОУ)

История возникновения росписи Гжель. (семинар- практикум для педагогов ДОУ)...

Презентация История Городецкой росписи

Презентация История Городецкой росписи...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: «История городецкой росписи» в старшей группе.

В октябре было проведено занятие по рисованию в старшей группе на тему: "Знакомство с городецкой росписью". Хочу поделиться информацией, которая помогла в проведении данного занятия....

История городецкой росписи

История городецкой росписиМочесник для хранения пряжи. 1920-е гг.Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих ...

Презентация «История городецкой росписи»

Презентация«История городецкой росписи»...