Удивительные камни.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) по теме

Власова Диана Викторовна

Данный конспект по эксперементированию в средней-старшей группе. Эксперементы с камнями очень нравятся детям, это доступный материал, но вместе с тем загадочный, интересный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_avgust_konferentsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Удивительные камни».

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: наборы камней,  лимонный сок, пипетка,  деревянный брусок,  халаты,  лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы  и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория, лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

 Ребята, посмотрите, что за удивительный мешочек здесь лежит на столе? И какое-то письмо  к нему прикреплено. ( В письме послание: Дорогие дети, этот мешочек с удивительными и загадочными материалами для вас, если вы все правильно сделаете, то в конце вас ждет сюрприз. Подпись  Гномы)

-Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

-Чем они занимаются?

— Как вы думаете, что может в мешке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этого мешочка.

Дети: В мешочке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте). Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь то и работают Гномы

— Ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей)

— Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Какими бывают камни. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт № 2.  Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

— Почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

 Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 

Опыт № 3. Определение твёрдости.

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с пластилином? Почему?

— А с камнем? Почему?

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Посмотрите на свои ладошки.

— А теперь посмотрите на них через лупу?

— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

— Что интересного вы увидели?

Вывод: на камнях есть разные рисунки.

Опыт № 5. Определение температуры.

— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

— Как можно согреть холодный камень?

-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза) .

Опыт № 6. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? А если положить в воду деревянный брусок? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. Затем кладут в воду деревянный брусок (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким. Деревянный брусок всплыл, дерево легче воды.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой.

— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые, в отличие от дерева.

Опыт № 7. Живые камни.  Камни издают звуки.

 – Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

– Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки. Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру  «С другом мы пойдём гулять»

С другом мы гулять пойдем,
Речку — каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
(руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

— А в мешочке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "удивительные камни"

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...

Удивительные камни

Данное  занятие  разработано  для  детей  старшего  дошкольного возраста. Содержит  интересную  экспериментальную деятельность  с  детьми, художествен...

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...

«Мир удивительных камней».

Тематический день тематической недели «Коллекционирование» в средней группе....

Удивительные камни

Камни в природе и что может сделать человек из камня....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...