Проект "Голубая планета"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Голубая планета»
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Предметно-содержательная область: межпредметный проект, затрагивающий 4 образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, художественно-эстетическую, речевое развитие.
Характер координации: скрытая координация (педагог незаметно направляет деятельность детей).
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели групп, работники Музея Мирового океана и городской библиотеки.
Срок выполнения: сентябрь – май (2014 – 2015 учебный год).
Цели: Воспитывать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста и вовлекать их в элементарную природоохранную деятельность. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения и эвристические суждения. Формировать навыки элементарной поисковой деятельности.
Задачи:
- Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (водоемов), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на водоеме), о взаимодействии человека и природы.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений.
- Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).
- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями в аквариуме уголка природы.
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Аннотация: В настоящее время предлагается много путей и способов экологического воспитания у дошкольников. Именно в этот период закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Любовь и бережное отношение к природе формируется у каждого ребенка индивидуально. Она связана с духовным миром человека и его личными переживаниями. Вот почему задача педагогов и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми.
Расширение кругозора детей – одна из задач, стоящих перед воспитателем. Важно найти такие формы работы с детьми, которые позволят заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
Проблематизация и целепологание: Совместная деятельность, беседы, наблюдения за детьми показали, что знания детей носят отрывочный и бессистемный характер. Учитывая все возможности (взаимодействие с соц. партнерами) и место расположения детского сада, было принято решение создать проект, с помощью которого дети смогут узнать как можно больше: о воде (её свойствах); о водоемах и их обитателей; о проблемах в природе связанных с водой.
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы и обобщение опыта работы по проектной деятельности в дошкольных учреждениях.
2. Определение с темой, целями и задачами проекта.
3. Подбор информации для реализации проекта (методических разработок по совместной деятельности с детьми, занятий по экологии, опытно-экспериментальной деятельности).
4. Заключение договора о сотрудничестве с Музеем Мирового Океана.
5. Взаимодействие с социальными партнерами – городской библиотекой: подбор тематических занятий и мероприятий.
6. Информирование родителей о предстоящем проекте.
7. Составление перспективного плана деятельности с детьми (табл. №1)
8. Составление перспективного плана работы с родителями (табл. №2)
Формы реализации проекта:
Совместная деятельность с детьми: беседы, занятия, экскурсии на водоемы, наблюдения, посещение музея и городской библиотеки, проведение опытов, сочинение сказок.
Продуктивная деятельность: создание экологического журнала, ручной труд, рисование, конструирование, пластилинография.
Работа с родителями.
Итог: КВН, выставка творческих работ детей, экологическая акция «SOS».
Реализация перспективного плана работы с детьми по темам:
1. Вводная. Знакомство с проектом «Голубая планета».
2. Вода. Свойства воды. Природные явления, связанные с водой.
3. Обитатели водной стихии.
4. Флора мирового океана.
5. Сказки о воде.
6. Жизнь в аквариуме.
7. Морские животные.
8. Экологические исследования.
9. Подведение итогов.
Реализация перспективного плана работы с родителями по темам:
1. «Океан в наших руках»
2. «Музыка воды»
3. «Я живу в Прибалтике»
4. «Дуэт волны и камня»
5. «Янтарная сказка»
6. «Шубка для рыбки»
7. «Наши звезды»
8. «Живая вода»
9. «Алые паруса»
Ожидаемый результат
Воспитанники:
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Речевое развитие:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию;
- формирование о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы;
- формирование познавательных действий, становление сознания.
Художественно-эстетическое развитие:
- овладение различными видами худ. деятельности;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;
- развитие воображения и творческой активности;
- становление эстетического отношения к окружающему миру.
Родители: активизация и заинтересованность в участии проекта; ориентированность на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и со сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Воспитатели: осуществление инновационной деятельности; повышение профессионального уровня; расширение своего экологического кругозора.
Используемая литература
№ | Автор | Название | Издательство | Год |
1 | Бабаева Т.И. | «Детство» | СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» | 2011 |
2 | Кочкина Н.А. | «Метод проектов в дошкольном образовании» | Мозаика-Синтез | 2013 |
3 | Бондаренко Т.М. | «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» | ТЦ «Учитель» | 2007 |
4 | Гончарова Н.В. | «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» | СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» | 2010 |
5 | Лыкова И.А. | «Изобразительная деятельность в детском саду» | Цветной мир | 2012 |
6 | Казакова Р.Г. | «Рисование с детьми дошкольного возраста» | ТЦ Сфера | 2006 |
7 | Яковлева Т.Н. | «Пластилиновая живопись» | ТЦ Сфера | 2010 |
8 | Виноградова Н.А. | «Образовательные проекты в детском саду» | М.: Айрис-пресс | 2008 |
Заключительные мероприятия проекта:
1. Выставка творческих работ детей.
2. КВН (участники: дети старшей и подготовительной групп).
3. Экологическая акция «SOS».
4. Презентация проекта.
Перспективный тематический план реализации проекта «Голубая планета»
Табл. №1
СЕНТЯБРЬ Вводная. Знакомство с проектом «Голубая планета» | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Мир океана» Беседа | Познакомить детей с идеей проекта, вместе с детьми составить план работы над проектом. Развивать интерес к поисковой деятельности, формировать проектно-исследовательские умения и навыки. Активизировать самостоятельную исследовательскую, познавательную, игровую, творческую, продуктивную деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир. | ||
II | «Здравствуй музей» экскурсия в Музей Мирового Океана | Дать представление о назначении музеев. Знакомить с судами «Исторической набережной» и главным корпусом Музея Мирового океана. Познакомить с правилами поведения в музее. Совершенствовать зрительное восприятие, память. | ||
III | «Подводный мир» создание экологического журнала 3 | Предложить детям собрать материал для создания журнала «Подводный мир». Стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. | ||
IV | «Морские камушки» ручной труд: поделки из камушков | Расширять представление детей об окружающем мире, формировать умение и навыки работы с природным материалом, развивать творчество, эстетическое восприятие, чувство композиции, художественный вкус. | ||
ОКТЯБРЬ Вода. Свойства воды. Природные явления, связанные с водой | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Вода вокруг нас. 378 Круговорот воды в природе» НОД Экология | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя. | ||
II | «Голубая планета» экскурсия в Музей Мирового Океана | Формировать представления о Мировом океане, как непрерывном водном пространстве. Дать представление о нашей планете, как о «Голубой планете». Изучить такие свойства воды: плотность, растворимость, давление. Познакомить с особенностями внешнего строения рыб, связанных с жизнью в воде. | ||
III | «Морские краски» свободное рисование на морскую тему 489 | Учить изображать обитателей подводного мира: медуз, морских звезд, рыб, а также среду обитания, окружение. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение, чувство цвета, ритма. | ||
IV | «Свойства воды» опытно-экспериментальная деятельность 380 | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде. | ||
НОЯБРЬ Обитатели водной стихии | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Кто живет в воде» НОД Экология 382 | Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | ||
II | «Кашалот» конструирование в технике оригами | Закреплять умение складывать лист бумаги в различных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, воспитывать аккуратность, усидчивость. | ||
III | «Рождение жемчужины» экскурсия в Музей Мирового Океана | Познакомить детей с представителями моллюсков. Изучить общие признаки моллюсков: строение тела, разнообразие. Научить определять название некоторых моллюсков из основных классов. Познакомить с особенностями процессов жизнедеятельности. Закрепление знаний о возникновении жемчуга. | ||
IV | «Подводный мир» создание экологического журнала | Систематизировать знания детей, стимулировать развитие творческих способностей. Вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы, формировать положительную самооценку. Стимулировать поисковую деятельность детей. | ||
ДЕКАБРЬ Флора мирового океана | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Что растет в воде?» НОД Экология 385 | Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания. | ||
II | «Подводный мир океана» экологическое занятие в городской библиотеке | Активизировать самостоятельную исследовательскую, познавательную, творческую, продуктивную деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир. Помогать детям осваивать правила поведения в общественных местах. | ||
III | «Коралловые рифы» экскурсия в Музей Мирового Океана | Показать многообразие кишечнополостных и их значение. Изучить биологические особенности кораллов: строение полипа, местообитания, строительную функцию кораллов в Мировом океане, многообразие: медузы, кораллы, актинии. Формировать навыки обследования камня, в том числе с помощью лупы. Учить видеть красоту коралла, уметь ею любоваться. | ||
IV | «На глубине океана» опытно-экспериментальная деятельность | Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров. Формировать умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. | ||
ЯНВАРЬ Сказки о воде | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
II | «Красавица и чудовище» экскурсия в Музей Мирового Океана | Познакомить детей с представителями иглокожих. Дать представление о семействе иглокожих (морские звезды, ежи), познакомить с поведением, передвижением, питанием. Изучить особенности внешнего строения. Объяснить правила безопасного поведения при встрече с иглокожими животными. | ||
III | «Я могу быть волшебником» демонстрация опытов для детей младшего возраста | Формировать у детей проектно-исследовательские умения и навыки интеллектуальную инициативу, поддерживать устойчивое внимание к интересующим объектам и идеям. Развивать высокий уровень коммуникативной компетентности. Стимулировать желание детей познакомить друзей с объектом своих исследований. | ||
IV | «Янтарная сказка» рассказываем сказки | Формировать умение придумывать сказку, передавать специфику сказочного жанра. Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, огорчение, безразличие). Воспитывать уважение к собеседнику, умение выслушать своих товарищей. Развивать речь. Активизировать словарь. | ||
ФЕВРАЛЬ Жизнь в аквариуме | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Подводный мир» создание экологического журнала | Развивать любознательность, Стремление к самостоятельному поиску учить собирать и анализировать информацию о нужном объекте), Формировать коммуникативные навыки, умение участвовать в коллективной работе. Учить детей совместной деятельности в группе. | ||
II | «Нас зовет Амазонка» экскурсия в Музей Мирового Океана | Изучить географическое положение Амазонки. Познакомить с некоторыми рыбами озер Америки и Африки. Научить детей по внешним признакам узнавать опасных рыб: пиранью, речного ската-хвостокола, электрического угря, рыбу-нож. Подчеркнуть особенности их строения и поведения. Формировать навыки работы с географической картой. | ||
III | «Волшебная рыбка» пластилинография | Освоить разные способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении плоскостных поделок. Воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции). Развивать мелкую моторику пальцев | ||
IV | «Аквариум» НОД Экология 323 | Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные – катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитывать наблюдательность. | ||
МАРТ Морские животные | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Музыка песка и ветра» ручной труд: поделки из песка | Развивать художественно-эстетический вкус. Знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильных ощущений, развивать глазомер. Упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески. Обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла. | ||
II | «Морские животные» экологическое занятие в городской библиотеке | Стимулировать желание детей больше узнать о животном мире родного края. Учить детей самостоятельно, или при помощи родителей, находить объекты для изучения. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. | ||
III | «Наши большие друзья» экскурсия в Музей Мирового Океана | Расширять знания детей об отряде китообразных. Изучить общие признаки, сходства и различия Усатых и Зубатых китов, особенности питания и охоты. Познакомить с названием некоторых китов из основных групп. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам. | ||
IV | «Красная книга – сигнал опасности» НОД Экология 393 | Учить детей находить объекты в природе, запечатлевать их в рисунках или на фото (с помощью родителей) для последующего оформления «Красной книги родного края». Расширять представления о морских обитателях родного края. Развивать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску. Воспитывать бережное отношение к природе своей Родины. | ||
АПРЕЛЬ Экологические исследования | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | «Акулы: легенды и правда» экскурсия в Музей Мирового Океана | Познакомить с многообразием мира акул, особенностями поведения, движения, питания. Изучить особенности внешнего строения акул. Формировать навыки обследования, в том числе с помощью лупы. Знакомить с понятием экологического равновесия в морях и океанах. | ||
II | «Планета Земля в опасности» НОД Экология 313 | Формировать у детей умение находить пути решения проблемы, учить компоновать собранный материал. Способствовать проявлению самостоятельности, формировать умение осуществлять поисковую деятельность детей. | ||
III | «Морская миля» экскурсия на канал, озеро | Развивать любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе своего края. | ||
IV | Исследования воды опытно-экспериментальная деятельность | Познакомить детей с идеей исследования, выявить интересы ребят в данной области. Помочь выявить проблемы, существующие в работе по охране водоемов, составить план их решения. | ||
МАЙ Подведение итогов | ||||
Неделя | Тема, форма проведения | Цели и задачи | ||
I | Выставка творческих работ | Учить детей представлять собранные ими материалы, создавать при помощи педагогов и родителей фотоальбомы, стенды, папки-презентации, киножурналы. Формировать умение выбирать необходимый материал, оказывать посильную помощь в его оформлении. | ||
II | КВН старшая и подготовительная группы | Закрепить полученные знания детей за время работы по проекту «Голубая планета». Обобщать знания детей о характерных признаках растений и животных подводного мира, узнавать их по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, необходимость бережного отношения к ней. | ||
III | «SOS» экологическая акция | Помочь детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками проекта. Вызвать стремление к совместной деятельности с товарищами, желание быть значимым и полезным в общем деле. |
Перспективный план работы с родителями
Табл. №2
Месяц | Тема | Форма проведения. Цели и задачи |
Сентябрь | «Океан в наших руках» | Сбор экспонатов: ракушки, янтарь, чучело рыб. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. |
Октябрь | «Музыка воды» | Изготовление музыкальных инструментов. Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. |
Ноябрь | «Я живу в Прибалтике» | Фото-коллаж. Реализация единого подхода детского сада и семьи в реализации патриотического воспитания, привлечение родителей к совместному творчеству. |
Декабрь | «Дуэт волны и камня» | Совместные поделки родителей с детьми на морскую тему. Развитие творческого взаимодействия детского сада и семей воспитанников. |
Январь | «Янтарная сказка» | Сочинение с детьми сказки на морскую тему. Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения. |
Февраль | «Шубка для рыбки» | Приготовление салатов из морепродуктов. Создание книги рецептов блюд из морепродуктов. |
Март | «Наши звезды» | Выпечка печенья на морскую тематику. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. |
Апрель | «Живая вода» | Наблюдения на водоемах (взятие проб воды). Активизация включенности родителей в исследовательскую деятельность детей. Формирование у родителей положительного отношения к мероприятиям детского сада, по воспитанию у детей бережного отношения к природе, желанию заботиться о ней. |
Май | «Алые паруса» | Изготовление кораблей из бросового и природного материалов. Привлечение родителей к активному участию в выставке работ по проекту «Голубая планета». |
Паспорт проекта «Голубая планета» Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Досуг посвященный международному Дню Земли «Береги свою планету, ведь другой такой планеты нету» для детей старшей группы.
День рождения Земли отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья и цветы, убирают мусо...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие на планету "Мир мальчиков" и планету "Царство девочек"
Занятие было показано на конкурсе "Учитель года" 2019 год и вошло в тройку лучших занятий в конкурсе. Использовался гендерный подход....
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...