Исследовательская деятельность " Наши зубки"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Исследовательская деятельность " Наши зубки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_nashi_zubki.doc | 649 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ
детский сад «Солнышко»
__________ (Хромых В.В.)
Воспитатели:
Караваева О.Н.
Парахина Л.Н.
2016
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: практический .
Продолжительность: краткосрочный (04.04.2016 – 13.04.2016)
Участники проекта: дети старшей группы « Капельки», родители, воспитатели
Возраст детей:5-6 лет.
Актуальность темы:
Актуальность выбранной темы определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении мероприятий по формированию у старших дошкольников высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта. Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России.
Разрабатывая проект, мы учитывали особенности состояния здоровья зубов детей, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.
Предварительно проведенное анкетирование родителей воспитанников, подтвердило наше предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, что родители мало внимания уделяют здоровому питанию детей (изобилие сладкого и недостаток овощей и фруктов), родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т.д.).
Исходя из этого, нами был разработан проект, где были спланированы и определенным образом подобраны эмоционально насыщенные дидактические игры, разные мероприятия (опытно-экспериментального, познавательного характера), проводимые в творческом единстве педагог – родитель, которые не оставят равнодушными ни одного ребенка, научат ухаживать за своими зубами и полостью рта, помогут сохранить здоровье зубов.
Цель проекта:
формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-Расширять знания детей о гигиене полости рта.
- Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
-Воспитывать доброжелательное отношение к посещению врача стоматолога.
-Воспитывать у детей и их родителей личную ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья своих детей.
Вид детской деятельности познавательно- исследовательская, игровая продуктивная и восприятие художественной литературы.
Виды совместной деятельности: совместная деятельность при опытах и наблюдениях , беседы.
Практическая деятельность: проведение опытов.
Планируемые результаты
-Расширение представления о зубках , о их заболеваниях.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы | Срок проведения | Задачи |
I этап – Подготовительный
|
| 1.Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. 2.Анкетирование родителей 3. Составление плана реализации проекта. 4. Подготовка консультаций ,буклетов для родителей. |
II этап – Основной | 1-2 неделя | Реализация проекта по плану. |
III этап – Итоговый | 2 неделя | 1. Кукольный театр « Помогите Дракоше» 2.Эксперементы . 3. Создание презентации проекта. |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Неделя | Название | Задачи |
Подготовительный | 1 неделя | Анкетирование родителей « Наши зубки» | Уточнить состояние зубов каждого ребёнка. |
Основной этап
| 1 неделя | Рассматривание картинок : « Что бывает если ешь много сладостей» «Какими движениями чистим зубы», « Как правильно чистить зубы». | Познакомить детей с полезной пищей для зубов. Рассмотреть иллюстрацию как правильно чистить зубки |
Беседа «Интересное о зубах». | Выяснить понимание детей о значении ухода за зубами. | ||
2 неделя | Беседа «Профессия врач-стоматолог»Презентация | Познакомить с профессией стоматолога; воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета. | |
Дидактические игры и упражнения: «Что полезно для зубов» | Закреплять знания детей о полезной и вредной пищи для здоровья зубов. | ||
Чтение художественной литературы cтихи про зубки : П. Прядко «Доктор маме говорил» Джулия Рум «Чистим зубки» Н. Зубарева «Крокодил не чистит зубы» М. Генин «Симпатичный акулёнок» В. Черняева «Только что от пасты толку? » Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка» Д. Пономарева «Чистить зубы» Е. Долгих «Надо, надо чистить зубки» Э. Кийг «Знает чуть ли не с пелёнок» | Через художественную литературу прививать любовь к гигиене, к не боязни посещать стоматологический кабинет. | ||
Практическая деятельность: чистка зубов. | Учить правильно и последовательно чистить зубы учить детей следить за чистотой своей щеткой. | ||
Сюжетно-ролевая игра «В кабинете у врача стоматолога» | Закреплять в ходе игры знания о работе стоматолога. | ||
Художественное творчество: рисование «Веселый зубик, грустный зубик» | Учить детей ,через рисование , лечить зубик. | ||
ОД « Чтобы свои родные зубки мог ты дольше сохранить» | Формировать представлений о гигиене рта, проведение работы по профилактике кариеса | ||
Чтение художественной литературы cтихи про зубки : В. Рычихина «Коля чистит зубки пастой» С. Чудин «У меня зубная щетка» Елена Смолякова «Жили – были зубки», «Сказка про смелый зуб» Ева Орловская «Сказка про зубную феечку» Ирина Гурина «Сказка про больные зубки», «Сказка про зубную фею и вредный кариес» | Через художественную литературу прививать любовь к гигиене, к не боязни посещать стоматологический кабинет. | ||
Беседа «Здоровые зубы». | Закрепить знания о здоровых зубах | ||
Мультзал: «Добрый доктор Стоматолог» « Доктор Заяц и Зубные защитники», « Легенда о Зубном Королевстве»,« Игра гигиена» закреплять полученные знания в просмотре мультфильма. | Привить любовь к гигиене полости рта, не бояться стоматологов- через мультики. | ||
Работа с родителями: Буклет : «Как научить ребёнка чистить зубы» Папка передвижка: « Интересные факты про зубы» Статьи в уголок : « Как научить детей чистить зубы», « Как выбрать зубную пасту и зубную щётку». | Ознакомление родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов;выполнение рекомендаций по организации профилактической работы с целью снижения частоты заболеваний кариесом. | ||
Итоговый этап | Детское экспериментирование: « Как правильно чистить зубы», « Зубная эмаль –что это такое?» « Почему у меня болят зубы». | дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка. | |
Кукольный спектакль « Помогите Дракоше» | Закрепление полученных знаний о зубках | ||
Фотоотчет « Наши зубки» | Отчет по проекту |
Материально-техническая база
-Оборудование для опытов и экспериментирования ( яйца, орехи, зеркало )
-Иллюстрации, информационная и художественная литературу;
-Материалы для рисования (простые и цветные карандаши, листы бумаги,)
-Оборудование для спектакля (Дракоша, медведь, заяц, птичка)
.
Список литературы
1.Т.А. Шорыгина « Беседа о здоровье» Методическое пособие –М.: ТЦ Сфера 2004.-64с.
2.Т.Г.Карепина «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» планирование , система работы –Изд. 3-е Волгоград 2016.-169 с.
3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра Изд. « Детство –Пресс» 2006.- 32.
Заключение
Для успешного решения целей и задач мы использовали целый ряд педагогических приемов : прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
У детей необходимые навыки лучше всего усваиваются в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество На занятии мы уточнили представление детей о зубах. Для чего нам нужны зубы. Закрепили знания детей, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились. Так же дети показали свои знания не только теоретически, но и практически, со всеми задачами, поставленными, на занятии дети справились. Было достигнуто точное и четкие выполнения действий, их правильной последовательности. У детей появились определенные знания о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов. Дети научились правильно и последовательно чистить зубы. У них появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых, ежедневно следить за своими зубами. Во время исследования дети были увлечены. Получили новые познания в экспериментальной деятельности. Все поставленные цели и задачи достигнуты..
Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна».
Цель – дать представление детям о разных видах щеток. На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить
предназначение остальных щеток на столе.
Дидактическая игра «Чистим зубки».
Цель – закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева – направо»). Воспитатель предлагает детям попробовать чистить зубы на «игрушечном тренажере» - расческе с частыми крупными зубчиками. Сначала взрослый демонстрирует сам, как надо выдавить зубную пасту на щетку и как нужно правильно чистить зубы (держа расческу в руке, показывает движения). Далее дети пробуют повторить это же сами.
Дидактическая игра «Полезное – вредное».
Цель – в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов. Взрослый сопровождает каждую картинку небольшим стихотворением. Картинки с продуктами питания воспитатель сортирует и раскладывает с помощью детей в две коробочки: на одной прикреплена фотография ребенка с плохими (подверженными кариесу) зубами, на другой – фото ребенка с красивыми, белыми зубами.
Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования».
Цель – учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.). Воспитатель объясняет детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щетка, расческа т.д. Акцентирует внимание детей на предметах общего пользования. Объясняет, почему этого делать нельзя.
Игровое упражнение «У кого есть зубы?».
Цель – активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. Воспитатель с помощью картинок с изображением животных акцентирует внимание детей на том, что как у человека, у животных (и их детенышей) тоже есть зубы, но в отличие от человека, животные не чистят зубов, т.к. у них нет зубных щеток, пасты и рук. Поскольку человек - это не животное, и у него есть руки, зубная щетка и паста, то зубки чистить надо.
Артикуляционная гимнастика:
«Почистим зубки язычком». Цель - развитие артикуляционного аппарата и активизация внимания детей к внешнему виду собственных зубов.
«Какие у нас зубы». Цель – развитие артикуляционного аппарата и закрепление образа внешнего вида зубов у детей.
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Как зубки растут».
Цель – дать детям представление об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом) на макете с использованием прищепок. Воспитатель при помощи полукруга – символа челюсти – того места, где растут зубы, и обычных бельевых, белых прищепок демонстрирует расположение зубов во рту. Показывает, что если какого-нибудь зубика не будет хватать (заболеет и его вырвут, он выпадет), то можно будет легко подавиться непрожеванной пищей (кусочек поролона).
«Зубная щетка».
Цель – закрепить знания детей об образе зубной щетки. Используемые материалы: губка для посуды и зубочистки. Воспитатель предлагает детям изготовить самим зубную щетку. Предварительно тщательно рассмотрев изображения зубной щетки на картинках и фотографиях. На продолговатую полоску из губки для посуды дети нанизывают зубочистки, стараясь их располагать как можно реже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).
Данное занятие помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к элеме...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"
Применение квест-технологи при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...
Конспект ООД с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"
Конспект ООЛ в старшей группе с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"...
Познавательно-исследовательская деятельность "Наши помощники"
Цели: Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза смотрят, уши – слушают, нос – улавливает запах, ...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа...
Конспект занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (ЗОЖ )
Познавательно-исследовательская деятельность....
Интегрированное занятия по познавательно-исследовательской деятельности “Наши друзья
Интернированное заняти по познавательно- исследовательской деятельности "Наши друзья - Витамины!"...