рабочая программа "Сбережем Малую Родину"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в разных видах своей деятельности соприкасаются с природой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества и обучения. Чтобы установить положительные отношения с миром людей, миром природы воспитание ребенка нужно начинать со знакомства с традициями, историческими событиями, достопримечательностями его «малой Родины».
Понимание Родины у детей дошкольного возраста тесно связано с конкретными представлениями о том, что им особенно близко и дорого. Вследствие этого главная задача педагога, это – научить детей чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает их с детства.
Культура родного края должна войти в сердце каждого ребенка и стать неотъемлемой частью его души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.doc | 192 КБ |
prilozhenie.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №171 Открытого Акционерного Общества
Российские Железные Дороги»
Сбережем малую Родину
Рабочая программа
2010
Содержание:
- Введение
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Тематический план
- Календарно-тематический план
- Требования к уровню подготовки
- Диагностика
- Словарь
- Список литературы
Введение
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в разных видах своей деятельности соприкасаются с природой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества и обучения. Чтобы установить положительные отношения с миром людей, миром природы воспитание ребенка нужно начинать со знакомства с традициями, историческими событиями, достопримечательностями его «малой Родины».
Понимание Родины у детей дошкольного возраста тесно связано с конкретными представлениями о том, что им особенно близко и дорого. Вследствие этого главная задача педагога, это – научить детей чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает их с детства.
Культура родного края должна войти в сердце каждого ребенка и стать неотъемлемой частью его души!
Пояснительная записка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Одной из актуальных проблем нашего времени является воспитание у детей сознательного бережного отношения к природе. Особое значение приобретает вопрос, как научить ребенка обрести чувство природы, дать понятие о том, что природа есть основа жизни на земле.
Знакомство детей дошкольного возраста с природным многообразием родного края, позволяет расширить представление детей о природоохранной деятельности, сформировать первоначальные представления о «малой Родине».
Ведущей идеей программы является формирование у детей первоначальных представлений о природе родного края, о роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, о правилах поведения в ней.
Содержание программы построено как синтез различных сопоставляющих естественнонаучных и экологических знаний, включая доступные элементарные сведения о природе Кузбасса.
Новизна программы заключается в том, что автор в каждом блоке программы включает материал по краеведению, сочетая все виды детской деятельности: рисование, лепку, конструирование, аппликацию, трудовую деятельность.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Краеведческий подход позволяет гумманизировать воспитательный процесс, выбирать образовательный маршрут для воспитанников детского сада, повышающий их познавательную активность, эмоциональное восприятие.
При условии комплексного использования практического материала в работе педагога успешно решаются поставленные задачи:
- Формирование чувства любви к родному краю, своей «малой Родине» на основе приобщения к природе Кемеровской области
- Формирование знаний ценности природы и об основных признаках живых существ, сформировать знания о приспособленности живых организмов к среде обитания.
- Знакомство детей с основными экосистемами нашего региона (лес, водоемы)
- Развитие интереса и любви к родному краю, и умению отражать в продуктивной деятельности
- Воспитание заботливого отношения к природе, эстетических и патриотических чувств средствами окружающей среды.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою «малую Родину», свое Отечество.
Критерии сформированности знаний:
- Знания о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности
- Знания о растительном мире произрастающих в парке, водоемах, на лугу, в лесу
- Ребенок проявляет любознательность, стремление глубже познать явления природы.
- Знания о временах года
- Отношение к миру природы
- Человек и природа
Ожидаемые результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
К программе прилагается учебно-тематический план, план организации и реализации программы, тематический план, диагностический материал, план работы с родителями.
Содержание программы:
Блок «Живая природа Кузбасса»
Раскрыть перед ребёнком красоту природы родного края и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
В рамках этого блока дети старшего дошкольного возраста получают знания об окружающей их природе, сезонных явлениях, о природных дарах родного края.
Предлагаемые занятия:
- «Осень на улицах родного города»
- «Откуда хлеб пришел?»
- «Дары природы родного края»
- «Природа лечит»
- «Лекарственные растения – средства оздоровления организма»
- «Времена года»
- «Как человек использует и охраняет природу»
Праздники:
- Праздник цветов
- Праздник лекарственных растений
Блок «Животные Кемеровской области»
Этот блок знакомит детей с основными местами обитания животных: лес (тайга, смешанный лес), поле, луг. Дети учатся устанавливать связи между основными условиями обитания и некоторыми потребностями животных, учатся выделять приспособительные особенности внешнего строения отдельных знакомых животных. У детей развивается умение узнавать и называть животных родного края, воспитывается бережное отношение к животным.
Предполагаемые занятия:
- «Знакомство с животными Кемеровской области»
- «Лесные звери»
- «Кто живет на лугу»
- «Кто как зимует?»
- «Красная книга - сигнал опасности»
- «Знакомство с животными, занесенными в «Красную книгу Кузбасса»
Праздники:
- День защиты животных
Блок «Птицы Кемеровской области»
Этот блок знакомит детей с конкретными обитателями леса, луга, парка, водоемов: утка, снегирь, дятел, синица, голубь, ворона, грач, ласточка, кукушка, клест, трясогузка, скворец. Дети учатся устанавливать связи между внешним строением и средой обитания, между особенностями поведения и средой, учатся заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Предлагаемые занятия:
- «Птицы в лесу»
- « Кто живет в парке?»
- «Синичкин день»
- «Зимующие и перелётные птицы нашего края»
- «Птицы, занесенные в «Красную книгу Кузбасса»
- «Поможем птицам»
Праздники:
- День птиц
Блок «Деревья нашего края»
Очень часто дети ради шалости ломают ветки деревьев, а дерево потом болеет и может погибнуть. В этом блоке дети знакомятся с основными местами произрастания деревьев нашей местности, учатся различать деревья по месту их произрастания, получают простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют деревья в жизни человека, животных и птиц. Воспитывается желание беречь и приумножать природу родного края.
Предлагаемые занятия:
- «Экскурсия к рябине»
- «Лес - многоэтажный дом»
- «Хвойные леса»
- «Смешанные леса»
- «Березы тоже плачут»
- «Экскурсия в парк зимой: изменение жизни растений»
- «Экскурсия в парк весной: изменение жизни растений»
- «Сохраним наш лес»
Праздники:
- «Солнце греет, а рябина все алеет»
- День защиты мест обитания
Блок «Водоемы нашего края»
В этом блоке дети знакомятся с новой экосистемой «водоем», учатся устанавливать связь между основными условиями конкретной среды обитания и некоторыми потребностями растений, животных и птиц, знакомятся с конкретными обитателями водоема: земноводные, птицы, рыбы, растения. У детей закрепляются знания об основных потребностях живых организмов ( тепле, свете, пище, месте обитания)
Предлагаемые занятия:
- «Водоемы нашей местности»
- «Кто живет в реке и у реки»
- «Птицы водоема»
- «Животный мир водоёма»
- «Почему реку надо беречь»
Праздники:
- День реки
- Праздник воды
Тематический план
блоки | тема | Общее количество | В том числе | контроль | |
Теорети ческих | Практи-ческих | ||||
Живая природа |
| 7 | 4 | 3 | диагностика |
Животные Кемеровской области |
| 6 | 5 | 1 | анкетирование |
Птицы Кемеровской области |
| 6 | 4 | 2 | тестирование |
Деревья нашего края Деревья нашего края |
| 8 | 4 | 4 | тестирование |
Водоемы нашего края |
| 5 | 3 | 2 | диагностика |
Календарно-тематический план
блоки | тема | Программное содержание | сроки |
Живая природа | Рисование «Осень на улицах родного города» | Учить детей передавать в рисунке разные по форме деревья и кустарники, располагать рисунок по всему листу; развивать зрительное восприятие, память, воображение; воспитывать любовь к родному городу, к родной природе | сентябрь |
«Откуда хлеб пришел?» | закрепить и обогатить знания детей о росте растений; развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека; воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использования | октябрь | |
Рисование «Дары природы родного края» | Познакомить детей с видом изобразительного искусства – натюрмортом; учить детей обращать внимание на цвет и форму предметов; развивать умение различать овощи по описанию, на картинках и загадках и, указывать на наиболее характерные признаки овощей; продолжать развивать у детей навык работы кисточкой, учить детей рисовать кисточкой, плашмя - выполнять мазок; воспитывать у детей бережное отношение к природе. | сентябрь | |
«Природа лечит» | закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных | октябрь | |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма» | познакомить с лекарственными растениями нашей местности, развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение | ноябрь | |
«Времена года» | Учить детей различать и находить признаки сезонных изменений; помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят; показать с помощью поэтического слова красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей; развивать мышление, восприятие, память; воспитывать чувство восхищения родной природы. | январь | |
«Как человек использует и охраняет природу» | Рассказать и показать детям значение природы в жизни человека; развивать образное мышление, внимание, связную речь; воспитывать интерес к природе родного края; умение бережно расходовать все, что дает природа. | ноябрь | |
Животные Кемеровской области | «Знакомство с животными Кемеровской области» | Познакомить детей с животными, обитающими на территории Кемеровской области, об их многообразии; развивать у детей память, мышление, способность думать и рассуждать; воспитывать бережное отношение к животному миру. | декабрь |
Лепка «Лесные звери» | Способствовать углублению и обобщению представлений детей об обитателях леса. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных. Развивать умение слушать ответы друг друга, рассуждать. Воспитывать интерес к жизни леса. | декабрь | |
Аппликация «Кто живет на лугу» | учить детей соотносить реальные и сказочные образы; продолжать знакомить детей с объемной аппликацией; показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам; развивать зрительный контроль действия рук; дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | январь | |
«Кто как зимует?» | Расширить и углубить представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж спят, у зайца и белки изменяются окраска и густота шерсти, пища; зимующие птицы приближаются к жилью человека; синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев; снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, в щели домов; рыбы опустились на дно рек и озёр, и там спят. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания,, устанавливать причинно-следственные связи. | январь | |
«Красная книга - сигнал опасности» | дать детям представление о том, что такое Красная книга; познакомить детей с Красной книгой; формировать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить с охраняемыми растениями и животными. | февраль | |
«Знакомство с животными, занесенными в «Красную книгу» Кузбасса | Дать детям знание о животных, занесенных в «Красную книгу» Кузбасса; познакомить детей с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность; развивать связную речь, память, мышление; воспитывать интерес к животному миру Кемеровской области | февраль | |
Птицы Кемеровской области | «Птицы в лесу» | Формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса (этажность леса). Воспитывать познавательный интерес. | март |
Рисование « Кто живет в парке?» | Закрепить знание детей о птицах, живущих в черте города ( названия, особенности строения, поведение, близость к человеку); закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности строения туловища некоторых птиц; закрепить умение дополнять рисунок отдельными деталями; развивать память, зрительное восприятие, композиционные умения; воспитывать самостоятельность в выборе рисунка | апрель | |
«Синичкин день» | Расширить представление детей о зимующих птицах (особенности поведения, передвижение, питание, польза); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида синицы; развивать связную речь, обогащать активный словарь; воспитывать у детей любовь к пернатым | январь | |
«Зимующие и перелётные птицы нашего края» | Углублять представление о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений). Учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь) и перелётных (ласточка, грач, утка, скворец, стриж) на основе установления связи между характером корма и возможностями его добывания. Воспитывать желание помогать птицам в зимних условиях. | февраль | |
«Птицы, занесенные в «Красную книгу Кузбасса» | Дать детям представление об редких птицах, познакомить детей с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность; развивать связную речь, память, мышление; воспитывать бережное отношение к птица | март | |
«Поможем птицам» (трудовая деятельность) | Учить детей изготавливать кормушки для птиц из бросового материала; развивать конструктивные способности, внимание, воображение; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, воспитывать заботливое отношение к птицам. | декабрь | |
Деревья нашего края | «Экскурсия к рябине» | расширить представление детей о рябинке. | декабрь |
«Лес- многоэтажный дом» | уточнить и расширить представление детей о лесе: растения, животные и птицы в лесу распределены по этажам, закрепить в речи их названия, воспитывать познавательный интерес. | март | |
«Путешествие в хвойный лес» | Познакомить детей с особенностями природных условий хвойного леса; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях, взаимозависимости живых организмов со средой обитания; воспитывать интерес к лесу и его обитателям. | апрель | |
«Путешествие в смешанный лес» | Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях, взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширить представление о значимости леса для человека; воспитывать настоящих защитников леса. | апрель | |
«Березы тоже плачут» | учить детей беречь деревья; дать знания о символе славянского культа России – берёзе; познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с берёзой; приобщать детей к русской народной культуре; воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности. | май | |
«Экскурсия в парк зимой: изменение жизни растений» | расширить представление детей о парке в зимний период времени | декабрь | |
«Экскурсия в парк весной: изменение жизни растений» | расширить представление детей о парке в весенний период времени | май | |
«Сохраним наш лес» | Уточнить представления детей о важности и необходимости леса в жизни человека, а также последствиях деятельности человека в жизни леса. Уточнить и закрепить правила поведения в лесу. Развивать умение решать проблемные вопросы. | май | |
Водоемы нашего края | «Водоемы нашей местности» | расширить представление о реках на территории Кемеровской области; показать, как деятельность человека зависит от реки; развивать мышление, память, связную речь, воспитывать интерес к природе родного края. | май |
Конструирование из природного (бросового материала) «Кто живет в реке и у реки» | июнь | ||
«Птицы водоема» | Формировать представление о том, что в водоёме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, они приспособились к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки. | июль | |
«Животный мир водоёма» | Познакомить детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль берега водоемов водных и околоводных организмов; помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода; вызвать у детей негативное отношение к загрязнению окружающей среды; развивать мышление, связную речь, фантазию; воспитывать любовь к родной природе. | август | |
«Почему реку надо беречь» | Расширить знания детей о значении рек для всего живого на Земле, откуда реки берут свое начало и куда впадают; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно сохранять; развивать связную речь, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к воде | август |
Требования к уровню подготовки
Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Ребенок не интересуется природой родного края. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво.
Средний. Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Ребенок интересуется природой родного края, знает названия некоторых птиц, животных, растений, но затрудняется в их описании. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Пользуется наблюдением для познания природы. Ребенок знает природу родного края, интересуется жизнью животных, птиц и растений. Имеет представление о временах года, их признаках, может назвать птиц, животных и растения данной местности. Бережно, заботливо относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Способы проверки | |
Название месяца | Название диагностики |
Сентябрь Январь Май | Начальное Промежуточное Итоговое |
Диагностика
основана на методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.
Растения
Ф.И. ребёнка | Умение различать растения разных экологических систем | Представления о стадиях развития и роста растений | Представления о потребностях растений | Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям | Представления о растениях, как о живых существах | Умение группировать растения |
|
|
|
|
|
|
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий "травы", "кустарники", "деревья", "растения", "живая природа", "неживая природа". Беседа по картинкам.
• Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, луг, лес, поле, комната).
• Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.
• Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.
• Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.
- Что нужно делать, чтобы растение росло?
• Рассказывает обо всех потребностях растений (влага, свет, тепло, воздух).
• Называет некоторые потребности растений.
• Называет одну потребность.
- Что бывает с растениями осенью? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный правильный ответ (например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идёт снег. Деревья и кустарники сбросили листья, завяли травы; в земле остались корни растений, из которых вырастут новые растения).
• Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.
• Не справляется с заданием.
- Можно ли отнести растения к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (растение дышит, питается, растёт, размножается).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого.
- Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: "травы", "деревья", "кустарники".
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием.
• Ребёнок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Животные
Фамилия, имя ребёнка | Умение различать животных разных классов | Представления об образе жизни животных | Представления о животных, как о живых существах | Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных |
|
|
|
|
Материал: картинки с изображением животных разных классов, дидактическая игра "Зоологическое лото",
- Кто это? Составь группы "звери", "птицы", "рыбы", "насекомые". Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу ?
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт развёрнутые объяснения (например, все рыбы живут в воде; у всех есть плавники, хвост; дышат жабрами; покрыты чешуёй; рабы откладывают икринки и т. д.)
• Ребёнок составляет группы животных, называет отдельные признаки разных групп животных.
• Ребёнок составляет группы животных.
- Ребёнку предлагаются картинки с изображением цапли, крота, сома, стрекозы. Где живёт? Чем питается? Где и как добывает корм? Как передвигается? Как приспосабливается к сезонным изменениям? Как спасается от врагов?
• Ребёнок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
• Ребёнок не справляется с заданием или справляется частично.
- Можно ли отнести животных к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит, даёт потомство).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого
- Что происходит с животными (медведь, ёж, заяц, лиса, волк, белка) зимой? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный, развёрнутый ответ (например, насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелётные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери - лиса, волк, заяц - линяют, у них вырастает тёплая шерсть, изменяется её окраска; это спасает их от холода и от врагов; белка, ёж запасают корм впрок; медведь, ёж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают).
- Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
- Контрольные задания для определения уровня знаний времен года
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению
Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему?
Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?". По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень
Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
- Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?
Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? Если в детском саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".
Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Ключевые слова
- Красная книга
- Экология
- Природа
- Родные места
- Родной город
- Кузбасс
- Кемеровская область
- Дары природы
- Времена года
- Хвойные леса
- Смешанные леса
- Зеленые насаждения
- Живая природа
- Живые организмы
- Водоемы
Список используемой литературы.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой
- Г.М. Блинова «Занятия» (познавательное развитие детей 5-7 лет), Москва – 2009г.
- Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи», Москва-2006г.
- Л.П.Молодова «Игровые экологические тренинги с детьми» , Минск-1999г.
- Л.И.Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва-1999г.
- А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва-2005г.
- Куприянов А.Н. «Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи» , Кемерово: Кузбасс, 2004г.
Предварительный просмотр:
Приложение
Проект "Рябинка"
Цель: расширить представление детей о рябинке.
Содержание:
1. Биологические особенности
2. Где растет рябина
3. Название дерева
4. Рябина и животные
5. Рябина в русском фольклоре
6. Использование растения
а) для пищевых целей
б) в косметике
в) для обеззараживания
Реализация
1. Чтение художественных произведений
2. Отображение в изобразительной деятельности
3. Слушание музыкальных произведений
4. Экскурсия
Отношение
Ребенок получает знания о березе, биологических особенностях и о значении ее для жизни всего живого.
Биологические особенности.
Высота - до 10м. Кора светло- серая, гладкая. Крона ажурная, развесистая («кудрявая рябина»). Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, начале опущенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки.Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами.Плоды в начале горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе - сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы. Дикая рябина растет в лесу. Человек давно сделал ее культурной. Это одна из самых зимостойких плодовых культур: переносит морозы до -50 град.С. В России растет по всей Европейской части страны- от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на Юге. В почке нетребовательна, но светолюбивая, тень не любит. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются, начиная с 8 -10 лет ежегодно.
Название дерева.
Латинское название этого растения состоит из двух слов, « терпкий», а второе - «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. О происхождении русского названия рассказывает поморская легенда. Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, дочь и имя имела неласковое - Восьмуха. Была она злой, своенравной, зависливой. Зато Меньшова сына родители звали ласково - Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела она как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково рябинкой.
Рябина и животное.
Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в огородах - и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи.
Рябина в русском фольклоре.
Рябина - любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре его день. «Петр - Павел рябинники» приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способом защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилье помещения, но и сараи, ворота, даже на краю поля втыкали рябиновые ветки. В центральной России рябина использовалась в свадебных обрядах. Листья ее клали в обувь новобрачным, плоды прятали в карманах, их одежды (от колдунов и ведьм). А сами молодожены обычно сажали перед своим домом рябину, которая защищала их домашний очаг от бед и сохраняла счастье и мир в семье. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина - это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
Использование растения.
Плоды собирают в сентябре - октябре, обрывают вместе с щитками. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при температуре 60-80 град. С.
Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет.
Рябина - очень урожайная культура с одного дерева собирают до 10 ц плодов, ее ягоды давно использовались человеком.
Рябину используют для приготовления варенья пастилы, конфет, настоек. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом, испеченные в печи имеют столь же приятный вкус, и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей». Еще один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками - и смешивали с сахарной пудрой).
В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов варили варенье, как успокаивающее средство, делали настои (мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее средство). В качестве поливитаминного используют не только плоды, но и листья.
Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений - целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка. Настойка из плодов - для возбуждения аппетита. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.
Использование в косметике.
Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаны готовят питательные маски: отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее.
Для обеззараживания
Листья рябины обладают сильным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, т.к. верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне не подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки, чтобы сохранить длительно время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. А в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах.
Другие варианты использования
Древесина рябины ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.
Стихи
1. Мне даже страшно-
Так она тонка, так высока
При каждом резком звуке
Дрожит
И от любого ветерка
Все гнется
И заламывает руки
Придет гроза
И буря налетит,
Всю до земли согнет
И распластает
Гром отгремит
Громада туч летает
Взгляну в окно:
А тонкая стоит!
В.Федоров.
Экскурсия к рябине.
Тема: «Ветер дует, солнце греет, рябина алеет».
Цель: расширить знания детей о рябине, как о дереве, растущем на участке д/с.
Задачи: познакомить с биологическими особенностями.
-формировать знания о том, что означает название- рябина.
- выяснить как дети думают кому нужна рябина;
- рассказать как человек использует рябину;
- предложить найти семена рябины; рассмотреть и выявить особенности).
- сообщить о приближении праздника-рябины;
полюбоваться видом рябины;
- предложить отобразить в рисунке;
- развивать наблюдательность, внимание, речь, умение работать парой;
- воспитывать познавательный интерес;
Материал и оборудование:
иллюстрации рябины, гербарий, плоды рябины, узоры из листьев рябины, альбомные листы, карандаши, книга «лекарственные растения», «вырезка». Блюда из рябины
Ход занятия
1.Орг. момент
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игра на внимание «Живое-неживое».
4. Послушайте стихотворение и определите, о чем будем говорить?
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она как хина.
Толи это ягодка,
Просто не дозрела
Толи рябина хитрая
Подшутить хотела?
О чем? Почему?
Рябина - одно из любимых деревьев в народе.
В народном календаре есть день «???? и Павел рябинники».
Приходящий на конец сентября - время созревания ягод - 23 сентября.
- Ребята, у кого из вас есть рябина, посаженная около дома или на дачном участке?
-Кто сможет нам рассказать о ней?
- У кого нет ,смотрите на иллюстрацию.
- Высокое ли дерево- рябина? до 10 м.
- Это много или мало?
- Каким цветом кора? (рассмотреть фактуру)
-Посмотрите на крону.
-Что такое крона?
- Можно сказать ажурная, развесистая. В народе называют «кудрявая рябина».
- Рассмотрите листья, что вы можете сказать о них? Какие они?
- Ажурные, крупные, с зубчатыми краями.
- Кто знает, какие цветы у рябины? (мелкие, желтовато-белые с сильным запахом). Цветет в мае.
- Какие плоды у рябины? На что похожи?
- Какой вкус?
- Хотите попробовать?
- Как вы думаете, где растет рябина, только ли у нас?
- Сколько лет живет рябина? (200лет)
А ягоды появляются с 8-10лет.
- Мы говорим о рябине, а что означает название?
- Оказывается - это латинское слово и состоит из двух слов «терпкий», а второе ловящая «птиц» - так как был давний обычай заманивал птиц в силки ягодами рябины.
О происхождении русского названия рассказывает заморская легенда. (прочитать).
- Как вы думаете, кому нужна рябина? (животным, людям).
- Праздник рябины завтра, а вы знаете, что де лают в этот день?
В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешиваем под крышами домов. Этот обычай связывали с тем, что представляли как дерево способное защитить человека от всяких бед. Использовали в свадебных обрядах. Листья ее клали в обувь новобрачными, плоды прятали в карманах. А сами молодожены обычно сажали перед своим домом рябину.
- Мы много говорили о рябине. Вам она понравилась, т.к. какая она?
- А сейчас предлагаю составить загадку о ней, а я их загадаю детям других групп. (составление загадок).
- Есть ли рябинка на участках д/с?
- Что в них заметили?
- Что нужно делать, чтобы рябинки сохранились у нас долго?
- Занятие подошло к концу.
- Что узнали нового?
-Что не понравилось?
Дидактическое задание . Понаблюдать и зарисовать ребенку.
Проект "Реки"
Цель. расширить представление о реках.
Содержание:
1. Что такое река.
2. Какие бывают реки.
3. Образование реки.
4. Части реки.
5. Работа реки.
6. Расход воды реки.
7. Название реки. (что означает)
8. Питание рек.
9. Какая вода в реке.
10. Что растет в реке и у реки.
11. Кто живет в реке и у реки.
12. Человек и река.
13. Охрана рек.
Реализация.
1. Чтение художественных произведений (рассказов, стихов, сказок, загадок).
2. Отображение в изобразительной деятельности.
3. Слушание муз, произведений.
4. Сочинение сказок, рассказов.
5. Экскурсия на реку.
Отношение.
Ребенок получает знания о реке, ее образовании, питании, работе, о ее частях и значении для человека, о том как охраняются реки человеком.
Что такое Реки?
Реки, водные потоки в естественных руслах, питающиеся за счет поверхностного и подземного сока с их бассейнов. Реки со своими притоками образуют речную систему.
Горные реки характеризуются быстрым течением и обычно узкими долинами; равные реки имеют более медленное течение и широкие террасированные долины. Наиболее крупные реки: Нил, Миссисипи, Амазонка, Янцзы, Обь, амур, Лена, Енисей, Волга.
Реки - важнейший элемент природной среды: источник питьевой и промышленной воды, естественный водный путь, постоянно возобновляемый источник гидроэнергии, местообитание рыб и др. Воды многих рек сильно загрязнены. Предпринимаются законодательные, технические и санитарно - гигиенические меры, направленные на ограничение и прекращение сброса в реки неочищенных сточных вод.
Части реки
Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону.
Ручейки, соединяясь между собой образуют исток реки. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река.
Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называют устьем.
Длина рек различная - от десятков километров до нескольких тысяч.
Питание реки
В реку постоянно поступает вода . летом наши реки питаются от дождей и подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.
Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.
Кто живет в реке и у реки
Обитатели водоемов
« Про паука - серебрянку»
Посмотрите: среди веточек элодеи видны маленькие «воздушные колокола», прикрепленные к стеблям растений. А вот и сам хозяин подводного замка - водяной паук - серебрянка. Он то поднимается к поверхности воды, то снова возвращается к своему «дому».
Под водой на волосках, покрывающих тело паука, удерживаются пузырьки воздуха, и он выглядит серебристым. Паук приносит в свое жилище пузырек за пузырьком до тех пор, пока не заполнит весь «колокол».
Возле «замка» везде натянута паутина, но паук чаще преследует свою добычу, нежели ловит ее в сети. Охотится он на маленьких рыбешек, и на личинок комаров. Поймав добычу, паук залезает в свой домик и принимается за «обед».
Что растет в воде
Стрелолист
Это интересное растение. Его несложно найти во многих водоемах нашей страны. Свое название растение получило благодаря форме верхних, надводных листьев. Лист напоминает наконечник стрелы, отсюда и название. Но не только этим интересен стрелолист. Его нижняя часть всегда находится под водой, а верхняя - над водой, поэтому нижние, подводные, листья совсем не похожи на верхние, надводные, стреловидные. Нижние листья напоминают длинные тонкие зеленые ленточки. Получается, что на одном и том же растении - разные по форме листья.
Это объясняется тем, что они растут в разных средах: нижние - в воде (она их держит, поэтому они нежные, тонкие), а верхние - над водой, на воздухе (они должны держать себя сами, поэтому листья плотные, твердые).
Ряска
На нашей речке бывает много ряски - небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема.
Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Обычно риска состоит их трех кружочков - одного большого и двух маленьких. Это «мама» и две ее «дочки». Со временем «дочки» отделятся от большого кружочка - мамы и будут плавать сами. Потом у них появится свои собственные дочки - кружочки. Ряска очень легко прилепает к рукам.
Почему? Если животное, например, птица, сядет на воду, где много ряски, к ней прилипнет несколько кружочков растения. Полетит птица на другое озеро и ряска с ней.
Так в другом водоеме тоже появится растение ряска. Иногда ее можно увидеть даже в лужах. Ряской питаются многие водные животные.
Рогоз
Это растение широко известно под другим названием - камыш, но настоящее его имя «рогоз».
Его семена с пухом разносятся ветром. Растет рогоз по влажным берегам болот, рек, озер.
В его зарослях прячутся птицы: утки и другие.
Из стеблей рогоза плетут корзины, делают канаты, ими покрывают крыши.
Сказки Н.А. Рыжова.
Жила – была река
Жила - была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода уже в ней текла не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега.
По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки.
Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.
Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя» - думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, - думает- не могу больше оставаться с людьми.
Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей: « Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери,- очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, по вечерам не было света. И вот однажды наступил день, горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане!
Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к враг3.
Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее. прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправившись самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной.
Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отличают как самый главный праздник.
Проект "Красная книга"
Цель. расширить знания детей о «Красной книге».
Содержание:
1. Что такое «Красная книга?»
2. Почему имеет красный цвет?
3.Причина необходимости создания «Красной книги».
4. История создания Красной книги.
5. Цель «Красной книги»
6. Красная книга в нашей стране.
7. Какие растения и животные охраняются (категории видов)
8. Растения и животные, охраняемые в нашей местности.
Реализация.
1. Чтение познавательной литературы.
2.Сбор информации с помощью (взрослых, родителей, воспитателей.).
3.Составление коллекции исчезающих растений и животных нашей местности.
Что такое «Красная книга»?
Красная книга - документ, который дает конкретные рекомендации по спасению редких и исчезающих видов растений и животных.
Красная книга- документ совести человека.
Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение- спасение исчезаемых видов и восстановление редких.
История создания Красной книги
В 1934 году в Горюссели было создано Международное бюро охраны природы, в последствие преобразованное в Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Главная цель Международного союза - сохранить природу.
В июле 1966 года комиссия по редким и исчезающим видам Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) издала «Красную книгу фактов».
Причины исчезновения видов
- естественные причины
- деятельность человека
- чрезмерная добыча завезенных животных)
- нарушение и исчезновение мест обитания
Красная книга
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига
Все живое хранить зовет.
Пусть завет не напрасно
Красная книга, Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчезаемы все океаны,
исчерпано все на Земле.
мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Занятие
Тема. «Красная книга - сигнал опасности».
Цель. дать детям представление о том, что такое Красная книга.
Задачи. 1. познакомить детей с Красной книгой
2. формировать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных.
3. познакомить с охраняемыми растениями и животными.
Развивающая среда.
картинки с изображением животных, растений Красная книга; принадлежности для рисования.
Ход.
Показать Красную книгу, рассмотреть иллюстрации, на которых изображены животные и растений.
Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому занесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе. Уничтожение лесов ,осушение болот, сенокосы до созревания семян привели к плачевному результату. Из-за неумеренных сборов в Красной книге, оказались многие лекарственные растения. Например валериана. Редкими стали многие виды колокольчиков, перелеска, касатик, водосбор и др.
Многих животных тоже осталось мало в природе, поэтому они тоже занесены в Красную книгу: сыч, воробей, черный аист, беркут, жаба прыткая, тритон черный, бабочка аполлон, все меньше и меньше становится заячьей капусты- единственного растения, которым могут питаться гусеницы аполлона; хоть степной еж ушастый, орел степной,
журавль степной, дрофа.
А ведь растения, животные - это наша природа. Красота, которую дарит природа, бесценна.
Если деньги накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход
- А есть ли что-нибудь такое, нельзя купить?
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек
Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, его надо посадить, и приложить немало усилий, что бы оно выросло. Как редко мы задумываемся над этим!
На огромные букеты без жалости ломают черемуху, а многие ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые и могут погибнуть.
Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но им останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами
Защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни
Экологический тренинг
- Представьте себя деревьями.
Моли корни глубоко вросли в землю
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем-
Крылья мы сложим назад.
Игра: «Растения и животные Красной книги».
Предложить детям карточки разных животных и растений.
Отображать те растения и животных, которые занесены в Красную книгу.
Тема: «Экскурсия в парк».
Цель: расширить представление детей о парке в весенний период времени.
Задачи: - уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, появление насекомых, прилет птиц.
- показать детям, как люди заботятся о природе, подметают дорожки, подравнивают кустики, рыхлят землю, спиливают высохшие ветки деревьев и т.д).
- упражнять детей в нахождении признаков весны: появление травы, почек на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе и т.д.
- дать понятие: парк- это сообщество разнообразных растений, деревьев, кустарников, трав).
- вызвать радость и удовольствие от пребывания в парке.-формировать умение правильно вести себя в парке (не шуметь, не мусорить, не рвать растения).
Предварительная работа:
- заучивание стихов о весне.
Ход занятия
1.Орг. момент.
2. Беседа о правиле поведения в парке.
3. - Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем - парком.
- Оглянитесь вокруг, видите красоту в весенней природе парка?
- Что изменилось? Кто заметил?
- Какой стал парк? (чистый).
-Кто помог стать таким?
-Что заметили, что люди сделали?
-Что неправильно делали?
-Кому могли навредить?
-Пройдем и полюбуемся красотой.
-послушайте пение птиц, глубоко вдохните воздух! Какой он? (душистый, свежий, ароматный, лесной).
- Обратите внимание на «прозрачность» парка. Почему мы можем рассмотреть? (листья еще не распустились, поэтому все хорошо видно).
- А сейчас закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама.
Встаньте под любимое дерево. Обнимите его, полюбуйтесь его красотой, почувствуйте, как «бегут» под корой весенние соки, насыщая энергией молодые нераспустившиеся почки.
4. Наблюдение за живой и неживой природой.
5. Чтение стихов.
6. Д/занятие. Нарисовать то, что понравилось, то, что увидели интересного
Тема: « Лекарственные растения - средства оздоровления организма
человека».
Цель: познакомить с лекарственными растениями нашей местности.
1. Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
2. Игра «Узнай целебную траву»
Цель. развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.
Развивающая среда:
иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав, картинки зверей или игрушки; гербарий. Растения нашей местности.
Ход:
- Предлагаю отправиться в царство растений, а что за растения, отгадайте загадки.
1. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(крапива).
2. Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел.
(одуванчик).
3. Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке
(ромашка).
4. Каждый лист мой любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог
(подорожник).
- Как называются эти растения?
Для чего они нужны человеку?
Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Посмотрите на это растение.
Его можно встретить на лугах и лесных опушках и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка- ажурные края). Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
- Кто знает, как называется это растение? Почему оно так называется?
Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива.
Но почему, же все- таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы.
Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами.
Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью.
Ромашка, мята, крапива-
Подорожник, ландыш, зверобой.
Физминутка.
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей.
И для мам, и для пап
Кап-кап! Кап-кап!
- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?
- как правильно их сушить?
Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
2. Игра
- Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будем мы.
1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют).
Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
2. А у нашей лисички простуда, сильный кашель.
- Что мы ей посоветуем?
Очень полезно будет, ей попить отвар мать - и -мачехи, чабреца.
3. Вы обратили внимание, какая больная обезьяна? У нее нет сил.
- Что же делать?
Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвар из лекарственных трав и нашим зверюшкам будет немного легче.
Угощенье витаминным чаем.
- Как вы думаете, почему мы говорили о лекарственных травах сегодня?
- какой праздник приближается?
Занятие подошло к концу, что узнали нового?
- Что понравилось? Что нет?
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Берёза"
Программное содержание: Дать представление о том, что растения, деревья - живые существа. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход занятия:
Однажды я поехала в лес за грибами. И попала в березовую рощу. Кругом были одни березки, и все разные. Одни - высокие, другие - пониже, а третьи совсем низкие.
У берез стволы белые с черными крапинками, крона большая, свисающие ветви. Говорят, что коса есть у березы. Присматривалась я, да правда, ветки у нее как косы заплетенные вниз спускаются. Шла я так, любовалась их красотой (показывает детям картинку с изображением березы). И вдруг я увидела засохшую березку, совсем еще молоденькую. Не было на ней ни листочка, лишь одни голые ветки. Жалко стало мне эту березку. Стояла она одна-одинешенька, на подружек своих непохожая.
Как вы думаете, ребята, почему она засохла?
(Ответы детей).
Правильно, дети, наверное, когда собирали сок с березы, забыли залечить ранку, она и засохла. Но я думаю, перед этим она наверное, долго плакала. Оказывается, березы тоже плачут. А от чего, как Вы думаете, они плачут? (Ответы детей).
Да, люди срезают кору березы, берут березовый сок. Люди наносят раны березе, и она плачет. Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются и часто береза погибает. Что же делать? И сок нужен, и березу жалко. Как же можно такую красоту губить?!
Оказывается, можно добывать сок, не причиняя березе вреда. Достаточно аккуратно срезать с нее веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в ней наберется сок. И еще запомните: срезать ветку можно только с больших берез, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или землей, чтобы сок не вытекал. Лучшем собирать сок с деревьев, предназначенных для вырубки.
Игра "Найди листок".
Поставить березу без листьев. На полу разбросать разные листья от разных деревьев. Нужно сделать так, чтобы березка оделась листочками. Нужно найти подходящие листья.
Предлагаю детям спеть песню "Во поле березка стояла…"
Конспект занятия «Зимующие и перелётные птицы нашего края»
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц.
Ход занятия
Воспитатель (выставляя графическую модель): Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше. Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
Рассказ о ней прислал и дед Знай (читает отрывок из произведения К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Затем беседует с детьми, задавая им вопросы: кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют спутником человека? Трясогузки удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
Воспитатель: Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой). А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).
Воспитатель: (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи). Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы. Дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.
А знаете вы, куда птицы улетают? Это интересная история. Послушаем, что по этому поводу пишет дед Знай (читает отрывок из книги А.Плешаковой «Зелёные страницы»)
Проводится логическая игра «Кто за кем и как полетит» (воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края).
В конце занятия читается стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
В свободное время воспитатель рассказывает детям о ласточке, иволге, жаворонке; вместе с детьми наблюдает за зимующими птицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению: «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»
Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с...
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"...
Моя малая Родина (рабочая тетрадь дошкольника по патриотическому воспитанию)
Тетрадь «Моя малая Родина» представляет собой дидактический материал по краеведению. Работу с детьми предлагаем строить в форме игры, увлекательн...