педагогический проект "Мамы всякие нужны, их профессии важны"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
подробное описание ситемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с женскими профессиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_znakomim_s_professiyami.doc | 1023 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №158» с приоритетным осуществлением социально-личностного развития управления образования администрации
г. Чебоксары
Педагогический проект:
«Мамы разные нужны, их профессии важны»
для детей 6-7 лет с ОНР
Разработчик проекта:
Воспитатель:
Леонтьева Ирина Геннадьевна
г. Чебоксары 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Разработчик проекта.
- Актуальность
- Проблематика.
- Ключевая проблема.
- Концепция.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Целевые группы.
- Факторы, затрудняющие решению поставленной цели.
- Сильные стороны.
- Слабые стороны.
- Угрозы, риски и ограничения.
- Гипотеза
- Ожидаемые результаты.
- Этапы работы.
- Оценка результатов.
- Программно-методическое обеспечение.
- Цифровые образовательные ресурсы.
- Приложение:
- Загадки о профессиях
- Стихи о профессиях
- Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников
1. Разработчик проекта
воспитатель МБДОУ «Детский сад №158» города Чебоксары Чувашской Республики
ЛЕОНТЬЕВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА
2. Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.
Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.
Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.
Важным направлением социально-коммуникативного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.
Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.
Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
- Проблематика
Выделяя основное из всего описанного и учитывая условия ДОУ, реализуемые программы, данные обследования детей можно обозначить следующие проблемы:
- Недостаточность знаний у детей об особенностях профессий
- Низкий словарный запас у детей по данной теме.
- Незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии.
- Слабое дидактическое обеспечение;
- Недостаточность финансового сопровождения;
- Ключевая проблема.
Суммируя все проблемы, выделяется ключевая проблема:
отсутствие системного подхода в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста трудом взрослых.
5. Концепция.
При целенаправленной и систематизированной работе можно расширить представления детей о профессиях их мам и создать условия для применения детьми этих знаний в своей игре.
6. Цель проекта:
Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.
7. Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим;
- Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
- Заинтересовать родителей в совместной игре с детьми в профессии.
- Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
- Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства.
- Привлекать детей к посильному участию к подготовке праздника 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме.
8. Целевые группы:
- дети
- педагоги
- музыкальный руководитель
- родители
9 Факторы, затрудняющие решению поставленной цели.
- Недостаточное бюджетное финансирование ограничивает приобретение игр и пособий, вследствие чего проблема не решается полностью.
- Не у всех родителей сформировано понимание важности проблемы.
- Большинство детей из семей с материальными проблемами. Сложившийся социальный фактор иногда мешает выполнению рекомендаций воспитателя.
- Мало авторских диагностических инструментариев, без которых также невозможно отслеживать результативность воспитательно-образовательной работы, проводимой в данном направлении.
- Сильные стороны.
- Наличие высшего и специального образования у воспитателя.
- Своевременное периодическое прохождение курсов повышения квалификации при ЧРИО.
- Наличие педагогического опыта у педагогов группы.
- Накоплен большой дидактический материал и методическая литература в ДОУ по данной проблеме.
- Богатая предметно-развивающая среда группы.
- Положительный имидж группы среди родителей детского сада, микрорайона и педагогов.
- Слабые стороны.
- Недостаточно богат методический фонд группы;
- Недостаточное финансирование групп для создания благоприятной развивающей среды;
- Угрозы, риски и ограничения.
Слабые стороны создают угрозы, риски и ограничения в выполнении проектной темы.
- Существует угроза того, что в связи с недостаточным финансированием группа не будет обеспечена современными методическими, дидактическими и практическими пособиями.
13. Гипотеза:
Дети знают, что их мамы работают, но и мало знаем где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
14. Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть профессии своих мам и их значимость;
- Дети должны знать и называть большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии.
- Сделать детей более раскрепощенными и самостоятельными.
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свою маму и желание помогать и оберегать ее.
- У родителей должен проявиться интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
15. Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Срок: с 11января 2016 года по 29 января 2016 года.
Задачи этапа:
- Поиск и изучение необходимой для проектной деятельности информации (подбор литературы, пополнение методического и дидактического материала, пособий и т.д.)
- Сформировать пакет диагностического инструментария для проведения диагностики с детьми и с родителями.
- Проведение исследований в рамках проекта (диагностика детей, анкетирование родителей)
- Разработать и согласовать проект с руководителем МБДОУ
Содержание:
№ п/п | Мероприятия | Сроки вып-я | Ответственные | Ресурсы |
1 | Изучение передового практического опыта | Январь | Леонтьева И.Г. | Библиотека |
2 | Подбор методической литературы по данной проблеме | Январь | Леонтьева И.Г. | Библиотека Книжные магазины |
3 | Комплектование пакета диагностического инструментария | Январь | Леонтьева И.Г. | Библиотека Интернет |
4 | Первичная диагностика детей | Январь | Леонтьева И.Г. | Опросник для детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова) |
6 | Беседа с родителями по теме | Январь | Леонтьева И.Г. | |
7 | Подготовка материально-технических условий для осуществления проекта | Январь | Леонтьева И.Г. Родители | Методическая литература Книжные магазины Интернет |
8 | Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с профессиями | Январь | Леонтьева И.Г. | Библиотека Интернет |
9 | Разработка проекта | Январь | Леонтьева И.Г. | Библиотека |
2 этап. Практический.
Срок: с 1 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года
Задачи этапа:
- Реализовать проектную идею через мероприятии с детьми, с родителями.
- Повысить педагогическую грамотность родителей.
- Информировать педагогический коллектив о ходе реализации проекта.
1. Работа с детьми:
№ | Форма проведения | Программное содержание |
1 | Беседа «Кем работают твои родители» | Закрепить знания детей своего домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы. |
2 | Рисование на тему: «Кем ты хочешь стать? | Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке. Развивать технические навыки. |
3 | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Расширять представления о женских профессиях, обогащать игровой опыт детей по данной теме. |
4 | Чтение произведения Д.Родари «Чем пахнут ремесла» | Учить понимать мораль и идею произведения |
5 | Лото «Кем быть» | Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. |
6 | Дидактическая игра «Играем в профессии» | Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых. |
7 | Игра «Угадай мою профессию» | Учить определять профессии по атрибутам |
8 | Игра «Назови мамину профессию» | Закрепит название женских профессий. Упражнять в словообразовании (ткач-ткачиха, повар- повариха) |
9 | Игра «Самый главный» | Упражнять в составлении рассказа о профессиях. |
10 | Экскурсия в парикмахерскую. | Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); |
11 | Презентация: «Моя мама на работе» | Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; |
12 | Вечер загадок о профессиях | Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; |
13 | Чтение произведения С.Михалкова «А что у вас?» | Обогащать знания детей по теме. |
14 | Игра “Подскажи словечко” | Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму |
15 | Игра «Собираемся на работу» | Учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр. |
16 | Сюжетно-ролевая игра «Папа вызывает врача» | Учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке. |
17 | Утренник «8 марта - мамин праздник» | Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства. Привлекать детей к посильному участию к подготовке праздника 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме. |
18 | Оформление фотоальбома «Моя мамочка» | Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства. |
Работа с родителями:
№ | Форма проведения |
1. | Беседа «Знакомим детей со своей профессией» |
2. | Создание презентаций: «Моя мама на работе» |
3. | Участие мам в подготовке и проведении праздника 8 марта |
3 этап. Заключительный
Срок: с 14 по 31 марта 2016 года
Задачи этапа:
- Подвести итоги работы по реализации проекта.
- Оценить эффективность проекта.
- Распространить передовой опыт работы по данной проблеме.
1. Работа с детьми:
№ п/п | Мероприятия |
1. | Праздник «8 марта – женский день»». |
2. | Диагностика уровня знаний по теме. |
2. Работа с родителями:
№ п/п | Мероприятия |
1. | Ознакомление с результатами диагностики. |
2. | Организация фотовыставки «Моя мама на работе» |
3. Работа с педагогами:
№ п/п | Мероприятия |
1. | Презентация проекта перед коллективом. |
2. | Распространение материала для практического использования с детьми среди педагогов детского сада |
16. Оценка результатов.
Мониторинг и оценка результатов реализации проекта осуществляется по направлению:
Мониторинг уровня знаний
воспитанников подготовительной группы №24
по теме «Профессии»
март 2016 г.
Из диаграммы видно, что к концу реализации проекта детей с высоким уровнем развития стало 90%, со средним 10%, с низким уровнем развития детей нет.
Результаты диагностики показывают, что дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Вывод: я считаю выбранная мною проблема «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых» очень важна. Дает хорошие результаты, требует небольших финансовых вложений, а сам проект дает возможность целенаправленно, систематически работать над данной проблемой.
- Программно-методическое обеспечение.
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет).
- Цифровые образовательные ресурсы.
- www.solnet.ee – портал солнышко ( для воспитателей и родителей).
- www.adakids.ru – детская поисковая система.
- www.ivalex.vistcom.ru- все для детского сада.
- chrio.cap.ru- сайт ЧРИО
- www.logopedya.com
- Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Все профессии нужны, все профессии важны"
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов....
Педагогический проект "Все профессии нужны - все профессии важны!"
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Все профессии нужны - все профессии важны!"...
Мамы всякие важны, мамы всякие нужны./ о профессиях мам\
В мире существует тысячи различных профессий.Нет ненужных профессий.Любая работа важна и нужна людям. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь....
КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...
Проект "Мамы всякие нужны, их профессии важны!"
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Озн...
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...