Методические материалы для проекта "Птицы весной"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
Данная публикация содержит материалы одного дня краткосрочного проекта для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_proekta.docx | 230.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДО ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 322
Фрунзенского района города Санкт – Петербурга
Методические материалы для проведения проекта
Воспитатель:
Дубровина Марина Борисовна
2015 год
Четверг (24. 03. 2016 год)
(первая половина дня)
Утренний прием.
Группа украшена в соответствии с лексической темой недели и темой проекта.
Рисование птиц, кормушек, скворечников манкой.
Утренняя гимнастика. Комплекс «Птички- невелички»
I. Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную с остановкой – «Птички сели – поклевали зернышки, травку пощипали, водичку попили».
II. ОРУ
1. «Птички машут крыльями».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – руки через стороны вверх, сказать: вверх; 2,4 – руки через стороны вниз, сказать: вниз.
2. «Зарядка для крыльев».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1,3 – локти вперед; 2,4 – и.п.
3. «Птички пьют водичку».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3 – наклон туловища вперед, голову приподнять, сказать: пью; 2,4 – и.п.
4. «Птички прячутся от кошки».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1,3 – присесть, закрыть лицо руками; 2,4 – и.п.
5. «Подул ветерок».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. Перекат с пяток на носки и обратно. Голову не опускать
6. «Птички прыгают».
И.п. – о.с., руки на поясе. Подпрыгивания, пружиня коленями, на месте в чередованием с ходьбой на месте.
7. «Устали птички»
И.п. – о.с. 1,3 – руки вверх, встать на носки – потянуться – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
III. Ходьба на носках со взмахами рук - «крыльев».
ООД. Аппликация.
Тема занятия «Кормушка для птиц»
(сюжетная аппликация, коллективная работа)
Задачи.
1. Вызвать у детей интерес к созданию коллективной работы путем сюжетной
аппликации.
2. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному
экспериментированию.
4. Расширять интерес к познанию природы и прививать любовь к птицам.
Предварительная работа
Наблюдение за птицами на прогулках. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц с помощью кормушек на прогулках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока). Подготовка основания кормушки.
Ход занятия.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
- Этот стишок, ребята, продолжение нашей вчерашней работы. А что мы делали с вами вчера? Ответы детей.
- А для чего, ребята, люди делают кормушки? Ответы детей.
- А зачем мы кормим птичек? Ответы детей.
- Ребята, а куда же делся корм для птиц? Ответы детей.
- Вы все правильно сказали, молодцы. Именно после исчезновения насекомых, после сбора урожая птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что мы с вами их покормим.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какие птицы остались с нами на зиму? Ответы детей.
- Все верно. Давайте сейчас и на нашу кормушку позовем чудесных птичек, которых сделаем своими руками!
- Давайте сейчас тихонько встанем со своих мест и превратимся в птичек. Вот какие замечательные птички! А теперь полетим к нашему рабочему месту.
- Ребята, обратите внимание, что за фигуры лежат перед вами на столе? Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, перед тем как нам прикрепить наших птичек к кормушкам, давайте сделаем зарядку для пальчиков, чтобы они хорошо справились с заданием.
Птички весело летят
И на пальчики глядят.
Раз, два, три, четыре, пять
Будут зернышки клевать
Клю, клю, клюю
Очень мамочку люблю!
- Молодцы! Ребята, а как вы думаете для чего у нас на тарелочках зерно? Ответы детей.
- Правильно, с помощью зерна мы «накормим» наших птичек. Теперь приступаем к работе и не забываем, как мы умеем аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.
Дети выполняют задание (по очереди приклеивают птичку к кормушке)
- Ребята, сейчас отложите все, возьмите свои работы и подойдите ко мне.
Слетайтесь, слетайтесь лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги!
В холодные вьюги, в холодные вьюги
Мы помнить и думать должны друг о друге!
- Посмотрите, ребята, какая красивая кормушка у нас получилась! А работы хороши, потому что вы все очень постарались. Теперь птички не будут голодны и не страшны им будут ветра! А наше занятие закончено. Спасибо!
2. Музыка (по плану музыкального руководителя)
Прогулка «Акция покормите птиц»
(вывешиваем кормушку, сделанную на занятии)
Цель: Закрепить знания о повадках птицах. Формировать представление о добывании пищи птицами. Воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Детям предлагается понаблюдать за птицами. Рассмотреть повадки птиц, их полет. Как птицы находят корм.
Трудовая деятельность: воспитатель вывешивает кормушку. Дети кормят птиц пшеном и крошками от хлеба.
Подвижные игры: «Тепло-холодно», «Коршун и воробьи»
Чтение художественной литературы: Мамин –Сибиряк «Серая шейка»
(см. библиотеку в группе)
(вторая половина дня)
Бодрящая гимнастика «Птицы»
1. Потягивание.
2. «Клювики».
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Повороты головы вправо-влево.
3. «Крылья».
И.п. – то же.
Махи прямыми руками в стороны, вниз.
4. «Спрятались от кошки».
И.п. – то же.
Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться.
5. «Птичка с хвостиком».
И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги вместе.
Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.
6. «Раненый воробышек» - прыжки на одной ноге.
Беседа по разделу «В мире птиц» книги «
- у каких птиц самое большое яйцо;
- птицы-великаны;
- маскировка птиц;
- «не своим голосом»
И т. д.
Гимнастика для глаз «Чайка»
А вот морская птица чайка (показ птицы)
Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.
Опытно- экспериментальная деятельность «Почему утки не тонут»
Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.
Задачи:
1. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)
Ход занятия:
В. : Ребята, вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Физминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.
Дети располагаются вокруг стола, где уже всё готово к опытам.
В. : Потрогайте перо, какое оно?
В: Отличаются перья чем-то друг от друга? - Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежу край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
Закрепляем, что это перо «маховое»
В. : А какие перья лежат у вас ещё? - Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды? » Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья) .
В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду, затем вынимают и делают выводы.
В. :Что же произошло?
Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.
В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной
Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?
Ответы детей.
В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода». А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.
Проделаем опыт с перьями.
Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.
Ответы детей: куриное перо намокло, стало не красивым, потеряло форму, гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.
В. :Почему?
Ответы детей (оно смазано жиром)
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темы методических разработок, представленные на региональный конкурс программно-методических материалов
Музыкальные беседы, расширяющие кругозор детей...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.
Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...
Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД.
Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД....
Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.
В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...
Методическая разработка. Презентация "Сказка-мудрость, знание-свет" и "Электронно-методические материалы".
Презентация и электронно-методические материалы предназначены для расширения знаний детей о поведении с незнакомцами, посредством визуализации образов из русских народных сказок....
Сборник "Оснащение методического кабинета в ДОО" Методические материалы
Сборник методических материалов для использования в работе "Оснащение методического кабинета в ДОО"...
Весна. Подборка методических материалов
Читаем вместе с детьми...