Исследовательская работа "Эта удивительная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Описание опытов с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol.docx57.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Волоконовский детский сад №3 «Родничок»

Волоконовского района Белгородской области»

Исследовательская работа

«Эта удивительная соль»

                                                                 Выполнил:

                                                                 воспитанник подготовительной группы

                                                                 Охват Георгий

                                                                 Руководитель: воспитатель

                                                                Лысенко Татьяна Ивановна

Волоконовка

2016

Оглавление

I.Введение………………………………………………………………………….3

II. Основная часть…………………………………………………………………4

1.Актуальность……………………………………………………………………4

2.Проблема………………………………………………………………………...4

3. Опыты…………………………………………………………………………...4

III. Заключение…………………………………………………………………….7

 IV. Литература и интернет - источники……….………………………………..8

V. Приложение…………………………………………………………………….9

Введение

Цель исследовательской работы: используя доступные средства,  определить свойства соли,  доказать, что соль – это не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Задачи:

- исследовать свойства соли,

- узнать о значении соли в жизни человека,

- узнать, почему зимой солью посыпают скользкие дорожки,

- доказать, что соль – чистящее средство,

- выяснить, как соль влияет на плотность воды,

- вырастить из соли кристаллы,

- доказать, что соль используется в декоративно-прикладном творчестве.

Методы исследования:

- сбор информации в сети Интернет;

- беседа;

- просмотр телепередач («Лабиринт науки», «Простая наука»);

- чтение художественной литературы и энциклопедий,

- наблюдение,

- проведение опытов.

Объект исследования – соль.

Предмет исследования – свойства соли.

Актуальность.

     Моё любимое время года – зима! Сколько веселья она приносит: можно лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на лыжах и коньках. Но однажды утром я узнал, что может быть опасным зимой. Мы с папой шли в детский сад,  дорога была покрыта льдом, идти было очень трудно, и я все время боялся упасть.  Папа  сказал, что это гололед, и дорогу скоро посыплют песком специальные машины, чтобы не было скользко. Когда мы пришли в детский сад, я увидел, что дворник посыпает обледеневшие ступеньки белым сыпучим веществом. Оказалось, что это соль. Я был очень удивлен. У меня сразу возникла масса вопросов.

 Проблема.  Почему  зимой ступеньки посыпают солью? А соль обыкновенная или какая-то особенная? А есть ли  еще какие-нибудь  свойства соли, о которых я даже не догадываюсь? 

     С этими вопросами я обратился к ребятам нашей группы. Оказывается, кроме того, что соль кладут в пищу, никто из ребят о соли ничего не знал.

Тогда мы обратились за помощью к нашей воспитательнице, Татьяне Ивановне.

     Она пообещала мне помочь разобраться в интересующих меня вопросах. Я поставил перед собой цель: узнать все о свойствах соли.  Вместе мы обсудили подробный план наших дальнейших действий. Сначала изучили необходимую литературу («365 научных экспериментов»), нашли и посмотрели в интернете интересный материал о соли, дома я смотрел по телевизору научные передачи.

     Вначале нашей исследовательской работы Татьяна Ивановна предложила мне внимательно рассмотреть соль и определить ее характерные признаки.

     Мы взяли пачку соли, тарелку, ложку и лупу. Я аккуратно насыпал ложкой соль в тарелку. Внимательно рассмотрел соль через лупу, потом понюхал и попробовал на вкус.  Я сделал выводы: соль белого цвета, рассыпчатая, состоит из мелких кристалликов, имеет слабый запах и соленый вкус. (Приложение 1, с.9)

      Пока ничего необычного в соли я не заметил. Мне очень хотелось узнать, зачем же все-таки ею посыпают дорогу.

       Гипотеза: Если солью посыпают скользкую дорогу, значит, лед от соли тает?    

     Чтобы разобраться в этом вопросе, мы провели следующий опыт.

Взяли две тарелки, в них поместили кусочки льда. В одну тарелку я насыпал сверху льда соль. Обе тарелки поставили в холодное место (на улицу). Через некоторое время мы занесли тарелки в помещение. К тарелкам примерз снег, потому что на улице было очень холодно. Оказалось, что в той тарелке, где была соль, лед превратился в кашицу, почти растаял. Значит, соль заставляет лед таять, поэтому ею и посыпают скользкие дорожки и ступеньки, чтобы по ним было неопасно ходить.  (Приложение 2, с.11)

     После этого опыта мне захотелось узнать, можно ли проводить с солью еще какие-нибудь эксперименты.

     Гипотеза: Предположим, что соль –  не только необходимый продукт питания, но и интересный материал для проведения опытов.

     Для следующего опыта мы взяли два стакана с холодной и теплой водой. Я насыпал в каждый стакан по одной ложке соли и немного размешал. Вода в стаканах немного помутнела. В стакане с теплой водой соль растворилась быстро, а с холодной – упала на дно и растворялась медленно.  (Приложение 3, с.12)

     Действительно, соль растворяется в воде. Мне стало интересно, а можно ли соль «забрать» из соленой воды. Чтобы это определить, Татьяна Ивановна предложила сделать такой опыт.

     Мы взяли соленую воду и налили ее в тарелку. Потом поставили в теплое место (на батарею), чтобы вода испарилась. Через некоторое время я посмотрел в тарелку и увидел, что воды в ней нет, а на дне тарелки остались белые кристаллики.  Это была соль. Получается, что соль умеет не только «входить» в воду, но и «выходить» из нее. (Приложение 4, с.14)

     Во время наших опытов младший воспитатель Наталья Васильевна подсказала мне, что соль можно использовать как чистящее средство. Я решил это проверить. После обеда я взял грязную чашку, губку и немного соли. Аккуратно набрал на губку соль и потер чашку. Потом смыл соль водой. Чашка стала чистой. Значит, Наталья Васильевна была права,   солью можно чистить посуду. (Приложение 5, с.14)

     Следующий опыт был очень веселым. Мы учили яйцо плавать! Для этого мы взяли два стакана с обычной водой, два сырых яйца, соль, ложку и пустую банку. Вначале я взял яйцо и опустил его в один из стаканов. Яйцо опустилось на дно. В другой стакан я добавил три ложки соли и размешал.  В него опустил второе яйцо. Оно осталось плавать на поверхности.  Потом  я аккуратно достал яйца, воду из обоих стаканов вылил в банку и туда положил яйцо. Оно не опустилось на дно, не поднялось на поверхность, а стало плавать посередине и показалось мне огромным.  Оказывается, соль влияет на плотность воды. Соленая вода тяжелая и плотная, поэтому в море легче плавать, чем в реке. (Приложение 6, с.16)

     Свойства соли очень удивили меня. Интересно, а  можно ли из соли сделать какие-нибудь украшения или поделки?

      Гипотеза: Нужна ли соль в декоративно-прикладном творчестве?

     Для опыта мы взяли сухие веточки и банку с крепким раствором соли.  Я опустил веточки в банку с водой. Они там оставались около шести часов. Потом я их аккуратно достал и положил сушиться. На следующий день мы все с удивлением увидели, что веточки покрылись кристалликами соли, как будто инеем. Я думаю, что с помощью соли можно украшать новогодние композиции. (Приложение 7, с.19)

      На этом удивительные свойства соли не закончились. Воспитатель принесла муку (2 стакана), соль (1 стакан)  и воду (125 мл). В большой миске мы все смешали. У нас получилось соленое тесто. Вместе с Татьяной Ивановной  из него мы слепили дымковскую барышню. Потом раскрасили поделку гуашью и высушили. Получилось очень красиво.  Благодаря соли,  наша поделка будет долго храниться. (Приложение 8, с.2)

Заключение

       Кажется, что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я понял, что  мало о ней знаю.

       В ходе исследовательской работы я научился работать с книгами,  узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

       Действительно, во время проведения опытов с солью я убедился в том, что соль заставляет лед таять, она полностью растворяется в воде и может снова выделяться из воды, ее можно использовать как чистящее средство и для украшения новогодних веточек. Гипотезы подтвердились.

       Изучение соли невозможно провести даже за один год.  Мне хочется подробнее узнать о способах добычи соли, о соляных месторождениях, а также, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

Литература

  1. Методика детского экспериментирования. Рыжова Л.В.- СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014.
  2. 365 научных экспериментов. Редактор Estelle Longfield .  Hinkler Books Pty Ltd,  2010

Интернет-ресурсы

  1. http://www.maam.ru/
  2. http://simplescience.ru/
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/24/kartoteka-opytov-i-eksperimentov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект«Удивительная соль»

  Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...

Презентация к занятию по исследовательской деятельности "Удивительная соль"

Презентация к занятию по исследовательской деятельности "Удивительная соль"...

Исследовательский проект "Удивительная соль"

      Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи...

Исследовательский проект «Удивительная соль»

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...

Исследовательский проект "Удивительная соль"

Проведение с детьми "Опыты с солью"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Удивительная соль"

Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше...

Исследовательский проект "Удивительная соль" в старшей группе

Исследовательский проект "Удивительная соль" в старшей группе...