"Наблюдение за пчелой"
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Актуальность: начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Якутии, где в связи с суровыми климатическими условиями слабо развито пчеловодство.

 

Цель: Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.

 

 

Предварительная работа:

Рассматривание и чтение энциклопедий раздел: насекомые, пчелы.

Беседа на тему “Чем полезны мед и продукты пчеловодства?”.

Наблюдение за пчелами в природе, во время прогулки

 

Задачи:

Уточнить представление о пчелах, их отличие от других насекомых.

Развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты).

Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому.

 

Демонстрационный материал: письмо, картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы, бабочки), бумажные цветы, соты настоящие и картинка, баночки с разным медом, изображение улья и дупла, аудиозапись “звуки леса”.

 

Раздаточный материал: шапочки пчел, печенье с медом.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Дети к нам в детский сад почтальон принес письмо оно от Лесовичка, воспитатель зачитывает его.

«Дорогие ребята приглашаю вас к себе в гости на лесную полянку, вас ждет много интересных и веселых заданий, игр».

Воспитатель: Давайте отправимся в лес на поезде. Поезд едет “чух-чух-чух”. Остановка на поляне, на которой много цветов.

 

Звучит аудиозапись “Звуки леса”. Детей, встречает Лесовичок.

 

Лесовичок: Здравствуйте дети! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и приехали ко мне в гости на лесную полянку ,предлагаю вам присесть и отдохнуть.

 

Лесовичок: Что вы видите вокруг?

Назовите лесные цветы. Какие они? Кого они привлекают? Каких насекомых вы видите на цветах? Для чего цветам нужны насекомые? Лесовичок выслушивает ответы детей.

Лесовичок показывает баночку с медом.

Что это дети? Кто любит мед больше всего на свете? А вы знаете, где медведь мед берет, и кто мед готовит?

Лесовичок рассказывает о пчелах, о растениях – медоносах. Во время своего рассказа Лесовичок показывает иллюстрации: пасеки, ульев, пчеловодов.

Лесовичок читает стихотворение М. Бородницкой.

“Разговор с пчелой”.

Меня ужалила пчела.

Я закричал “Как ты могла?”

Пчела в ответ “А ты как мог!”

Сорвать любимый мой цветок.

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен

Я берегла его на уж-жин!

 

Лесовичок: Как вы думаете, почему нельзя рвать цветы?

Ответы детей.

 

Игра “Что сначала, что потом”.

Лесовичок предлагает детям 6 картинок, 6 стадий появление пчелы.

Дети должны разложить картинки по порядку. Ребенок берет нужную картинку и рассказывает, что происходит с пчелой на этой стадии.

 

Физкультминутка “Пчелы на полянке”.

Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)

 Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)

 Раз – росой они умылись. (Умываются.)

 Два – изящно покружились. (Кружатся.)

 Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)

 На четыре – полетели. (Летают и жужжат.)

 

Лесовичок: Дети давайте присядем и отдохнем, послушаем, как пчелы делают мед. Пчелки хоботками всасывают сладкий сок (нектар) из глубины цветка и несут его в свой дом улей или дупло дерева. Там закладывают нектар в соты, которые заранее делают из воска. Лесовичок показывает соты настоящие и картинку.

Лесовичок: Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле (дикие), а какие в улье (домашние)?

 

Игра “Пчелки в домики”.

В разных местах комнаты воспитатель ставит “улей” и “дупло”. Дети делятся на две команды мальчики – дикие пчелы, девочки – домашние пчелы.

Пчелки, пчелки вы летайте.

Мед для деток собирайте. (Пчелки, кружатся, летают.)

Пчелки вы домой летите

Деткам меду принесите. (Пчелки летят в свои домики.)

 

Лесовичок: Молодцы много меда собрали! Мед очень полезный и вкусный, пчелы им питаются. А чем он полезен людям? (ответы детей, если дети затрудняются Лесовичоч им помогает).

 

Игра: “Слова”.

Лесовичок говорит детям слова, а дети угадывают какие подходят пчеле.

Слова: муравейник, порхает, мед, красная спинка, пасека, улей, стрекочет, паутина, соты, жужжит, нектар, пыльца.

 

Лесовичок: Ребята понравилось ли вам у меня в гостях, что нового узнали? что понравилось больше всего?

Лесовичок угощает детей сладкими гостинцами с медом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. «Домовенок Кузя и пчела» Составление описательного рассказа о пчеле.

Цели:Коррекционно - образовательная:-  обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;Коррекционно - развивающие:- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;- развив...

Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста «Из жизни насекомых» Действующие лица (дети) Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные девочки, Жуки-все остальные мальчики Под весёлую музыку (И. Штраус

Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста«Из жизни насекомых»Действующие лица (дети)Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные дево...

Мастер-класс. Рисование пальчиками пчел. "Пчелы в улье"

Нетрадиционные техники рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал» по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы» для воспитанников младшей группы

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому  развитию на тему: «Как медведь пчел искал»по сюжету башкирской сказки «Медведь и пч...

Осы, пчелы и шмели. Если ребенка ужалила пчела.

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в ко...