Москва - столица России
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Паникаровская  Светлана Капитоновна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Во время занятия у детей формируются представления об образе Родины и о ее столице - городе Москве. Дети знакомятся с первоначальными представлениями о Москве, как главном городе страны; знакомятся с символическими знаками страны и ее столицей (флаг, герб, гимн).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moskva_stolitsa_rossii.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель»

141069,         Московская область, г. Королёв, мкр-н  Первомайский, ул. Советская, д.15 А

тел. 8(498)719-00-42

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Москва – столица России»

                                                         Воспитатель: Паникаровская С.К.

Королёв, 2016

Цель: формирование у детей представлений об образе Родины и о её столице – городе Москве.

Задачи:

1. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение;

2. Закреплять знания о видах транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный);

3. Дать первоначальные представления о Москве, как главном городе страны;

4. Познакомить с символическими знаками страны и её столицы (флаг, герб, гимн);

5. Закреплять умения согласовывать существительное с глаголом;

6. Познакомить детей с картой мира;

7. Учить проводить горизонтальные линии;

8. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине.

Оборудование:

1. Детская карта мира – 1шт.;

2. Презентация по слайдам с видами Москвы;

3. Демонстрационный материал «Москва», «достопримечательности Москвы»;

4. Изображение флага Москвы;

5. 2 листа А4 с изображением триколора;

6. Изображение герба России (1 шт.);

7. Изображение герба Москвы (1 шт.);

8. Рисунок флага и герба Москвы – разрезанные на 4 части (воспитатель готовит заранее рисунки. Рисует на плотном картоне);

9. Бумага для рисования А4 разрезанная пополам (по количеству детей). Конструируем флаг России (длина листа 21 см., ширина 15 см. На листе расположенном горизонтально заранее прорисованы 3 полоски шириной 5 см каждая. С левого края листа отмеряем 3 см., загибаем край листа, на оборотную сторону. Потом приклеиваем краешек листа, оставляя отверстие для трубочки).

10. Гуашь красного, синего цвета, слегка разведенная (по количеству детей);

11. Кисточки № 5 для рисования (по количеству детей);

12. Стаканчики – непроливайки (по количеству детей);

13. Коктейльные трубочки (по количеству детей);

14. Влажные салфетки – 1 шт.;

15. Картинки с изображением видов транспорта;

16. Магнитофоны – 1 шт.;

17. Фонограмма музыки О. Газманова «Москва», спокойная музыка, динамичная музыка для детей, фонограмма гимна России.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, мы опять с вами встретились и очень рады этой встрече. Давайте поприветствуем друг друга, покажем как мы рады снова встретиться все вместе.

Приветствие «Чуткие руки»

Что за чудо - чудеса – раз рука и два рука

(поднимают вверх сначала одну, потом другую руку)

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая.

(смотрит на одну, потом на другую ладонь)

И скажу вам не тая:

Руки всем нужны, друзья.

(хлопают в ладоши)

Сильные руки не бросятся в драку

(Согнутые в локтях руки развести в стороны)

Добрые руки погладят собаку.

(гладят свою одну руку, затем другую)

Умные руки умеют лечить,

(гладят щеки)

Чуткие руки умеют любить.

(берутся за руки)

Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Ответы детей)

Послушайте стихотворение.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

Для ивушки, плакучей, нет реченьки милей,

Для беленькой березки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть Родина своя.

Страну, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные Россией мы зовем.

Игра в движении «Здравствуй, Родина моя»

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

(потянуть руки вперед)

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

(помахать руками, словно птицы)

Травы шепчут мне в пути:

- Ты скорей, дружок, расти!

(поднять руки вверх, потянуться на носочках)

Отвечаю травам я,

(опустить руки вниз, покачать из стороны в сторону)

Отвечаю ветру я,

(поднять руки вверх, покачать ими над головой)

Отвечаю солнцу я:

(протянуть руки вверх)

 - Здравствуй, Родина моя!

(руки вперед и в сторону)

Воспитатель: У каждого человека есть Родина, то место, где он родился и живет. И каждый человек любит свою Родину.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с картой.

Воспитатель: Это карта мира. В мире есть много стран и все они разные. Какие вы знаете страны?

Воспитатель не дает готового ответа, дает детям самостоятельно подумать. Если дети не ответили, показывает и называет страны сам.

Воспитатель: Наша страна самая большая. Как она называется? (Показывает. Ответы детей: Россия).

Как можно назвать людей, живущих в России? (Ответы детей: россияне). Да, ребята, мы россияне.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель отвечает сам, затем просит детей повторить слово хором и запомнить его.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие люди живут в нашей стране? (Ответы детей: добрые, хорошие, маленькие, большие, красивые …). Наша страна объединяет многих людей. Приезжая к нам, они говорят на одном языке, отмечают общие праздники, и если понадобится, то защищают нашу Родину. Наша страна, богата народными играми, и в одну из них, мы сейчас поиграем.

Игра «Золотые ворота»

Часть детей становится в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорит слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие ускоряют шаг, а ловящие меняют скорость речитатива. (Дети играют 2 – 3 раза).

Воспитатель: В нашей стране есть много городов. Какие города вы знаете? (Ответы детей). А какой главный город в России? (Ответы детей: Москва). Правильно, Москва – это самый главный город нашей Родины. Главный город страны, называют Столицей. Столица России – Москва. Она является самым большим городом в стране. В Москве находится правительство, главное телевидение и радио, главные банки, главные памятники страны, самый большой цирк, много театров и музеев.

Воспитатель приглашает детей к компьютеру, на котором идет демонстрация слайдов с достопримечательностями Москвы. Воспитатель показывает видео презентацию о Москве.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста сюда и посмотрите, какая она Москва.

Воспитатель во время демонстрации слайдов, читает стихотворение:

Чудесный город есть на свете!

И всем столицам он глава!

Для нас, он лучший на планете

Любимый город наш – Москва.

Воспитатель: Москва очень красивый город. Её дома, дворцы, памятники строили самые лучшие архитекторы. Её соборы расписывали самые лучшие художники. В музеях и галереях Москвы хранятся сокровища русских мастеров. Народ издавна пел о Москве песни, рассказывал сказки, пословицы и поговорки. Москву называли: «Дорогая столица», «Золотая Москва», «Матушка Москва», «Сердце нашей Родины». Со всех стран мира съезжаются в Москву туристы, чтобы полюбоваться красивым городом. В Москве много улиц и площадей.

Физкультурная минутка

Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем.

(маршируют)

Звонко песенку поем.

(хлопают в ладоши)

Ноги ровно поднимаем

(маршируют, вытягивая носочки)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре,

Повернулась голова

(поворачивают голову влево, поворот туловища, остановиться)

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

(бегают по кругу)

Воспитатель: Главная площадь города, называется Красная площадь. В старину слово «красное» значило красивое, главное. Ребята, кто из вас был на Красной площади? Что вы там, видели? (Ответы детей: много больших башен, большие часы – куранты, красивое красное здание, людей, которые говорили на другом языке, стены из красного камня и т. д.).

Воспитатель: Какие вы наблюдательные! Много всего увидели на Красной площади! Молодцы, ребята! У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Посмотрите, так выглядит флаг России (Показывает флаг). Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Ответы детей: белый, синий, красный). Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы, мужества, героизма.

Игра «Сложи картинку»

Дети делятся на две команды и под ритм музыки О. Газманова «Москва» (компакт-диск «Я живу в России», выпуск I программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплунова), начинают складывать картинки. Одна команда складывает картинку с изображением Российского флага, другая с изображением герба.

Воспитатель: Отличительным знаком страны является гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Герб также относится к отличительным знакам государства.

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

(показывает герб России)

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Воспитатель с детьми рассматривают изображения герба. Слова воспитатель сопровождает показом.

Воспитатель: Золотой двуглавый орёл, на фоне красного щита, означает силу и непобедимость нашей страны. У орла две головы, это означает, что наше государство большое и единое. В нем живут люди разных национальностей. Над головами орла – короны. Это означает, что Россия живет по своим Законам. Орёл держит скипетр – символ власти и державу – золотой шар, знак могущества, единства. На груди орла изображение всадника – это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон – это символ зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу над злом.

Потом воспитатель показывает герб Москвы. Дети рассматривают его.

Воспитатель: Существует легенда о том, что давным-давно на нашу страну напал змей, который хотел уничтожить всех жителей Руси. Тогда на помощь пришёл русский воин Георгий Победоносец. Он сразился со змеем и победил его. И вот на гербе Москвы изображен Георгий Победоносец поражающий змея копьем. Черный змей – это символ зла. Верный конь топчет дракона копытами. Герб Москвы, также как и герб России, символизирует победу добра над злом.

Физкультурная минутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков:

(показывают «силача» кулачки к плечам)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(имитируют движения, «натягивая» тетиву лука)

Метко палицу бросал,

(бросают правой и левой рукой)

На границе стоял,

(поза солдатика)

Зорко – зорко наблюдал,

(«смотрят в бинокль»)

Подрастем, мы и, смотри,

(поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

(показывают «силача», кулачки к плечам)

Рисование «Российский флаг»

Воспитатель читает фрагмент стихотворения о Российском флаге.

Российский флаг – Отечество и братство.

Российский флаг – священной веры флаг.

Российский флаг – наш символ и богатство.

Российский флаг – к победам смелый шаг!!!

Рисование «Флаг России»

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и нарисовать триколор. Образец готового флага у воспитателя (подробности о подготовке материала см. в оборудовании). Воспитатель, объясняет детям, последовательность работы. Напоминает, что верхняя полоска триколора белого цвета (ее мы не трогаем), внутренняя – синего цвета, и нижняя полоска – красного цвета.

Звучит спокойная музыка, дети начинают рисовать. Воспитатель и ассистент воспитателя помогают при необходимости. После рисования, ассистент воспитателя, вытирает детям руки влажной салфеткой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые флаги получились. Ребята, Москва – город большой. Чтобы добраться из одного района Москвы в другой, люди пользуются транспортом. Есть несколько видов транспорта: надземный, подземный, воздушный, речной. Назовите их пожалуйста (ответы детей).

Дидактическая игра «Какой транспорт»

Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены картинки с различными видами транспорта.

Воспитатель: Выберите и дайте мне картинки, на которых изображен наземный транспорт. Молодцы!

А теперь найдите речной транспорт. Посмотрим, что осталось у нас на столе (Ответы детей: самолёт, вертолёт). Какой это транспорт? (Ответы детей: воздушный).

Молодцы! Вы справились с заданием. Какой в Москве самый востребованный вид транспорта? (Ответы детей: метро). Да, верно, это метро. Московской метро самое большое в мире (Показывает слайд). В метро нас везет волшебная лестница, она называется – эскалатор, посмотрите на экран, пассажиры спускаются под землю и поднимаются наверх. В метро нужно быть предельно внимательным: во время движения на эскалаторе, вовремя встать на ступеньку, в поезде не прислоняться к двери, не толкаться, вести себя спокойно и внимательно.

Воспитатель: А вот и поезд в метро. Он возит пассажиров в нужном для них направлении. Ребята, а вы знаете, чем отличается поезд в метро, от обычного поезда? (Ответы детей: тем, что поезд в метро ездит под землей). Метро – это подземный вид транспорта.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы внимательно ее послушайте и отгадайте.

Город самый главный,

Самый дорогой,

Город нашей славы,

Вечно молодой,

С городом этим трудно сравниться

Главный в стране он, это …

(ответы детей: Москва - столица)

Игра «Закончи предложение»

Воспитатель: Я буду произносить предложения, а вы закончите его словом Москва.

Столица нашей Родины называется … (Москва)

Нет города в России главнее матушки … (Москвы)

Мы сегодня гуляли по … (Москве)

Я люблю мою красавицу … (Москву)

Все люди гордятся красавицей … (Москвой)

Мы сегодня говорили о … (Москве)

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине – России, и о столице нашей Родины – Москве. О том, что в Москве много достопримечательностей. Познакомимся мы с ними на наших следующих занятиях.

Воспитатель: А сейчас нас с вами ждут сок и фрукты, полезные продукты.

Чтобы здоровым, сильным быть,

Водой ручки надо мыть,

Перед каждою едой,

Здесь совет вам всем простой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

«Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

laquo;Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»...

Открытое занятие Речевое развитие «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Старшая группа Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:1.Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечате...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...