НОД "Путешествие по экологической тропе" с детьми ст дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Открытый показ занятия для воспитателей д/с "Брусничка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zanyatiya_kolmakovoy_t.g.docx | 435.72 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО:
Заведующимо по УВР
МБДОУ № 14 «Брусничка»
___________И.Ю.Мещерякова
« 18 » июля 2016 год
Конспект открытого мероприятия (НОД) на тему:
« Путешествие по экологической тропе »
в группе старшего дошкольного возраста
« Теремок »
Воспитатель 1 квалификационной категории:
Колмакова Тамара Геннадьевна
г. Сургут
2016 год
ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ (НОД)
Тема: «Путешествие по экологической тропе
Дата проведения: 20.07.2016 г.
Кол-во воспитанников: 15 детей
Цель:
создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи :
1.ОО «Познание»
- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;
-уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы;
-формировать культуру общения с природой;
-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
2.ОО «Коммуникация» - развивать монологическую речь детей;
- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;
3.ОО «Чтение художественной литературы»
- поддерживать у детей интерес к художественному слову;
- закреплять умение понимать смысл стихотворений, поговорок и пословиц.
Методические приемы:
рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия
Оборудования:
Корзинка, конверт с письмом, картинки наблюдаемых объектов, карточки с загадками, фрукты
Ход мероприятия (НОД) - Ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу! Как красиво кругом.
- Какое время года в природе наступило?
-Лето.
-Какие признаки лета вы знаете?
-Жаркое солнце, небо голубое, теплый дождик, летают бабочки, можно купаться, загорать, на прогулке можно, гулять в легкой одежде…
-Деревья стоят в зеленых нарядах, расцвели цветы, трава зеленая и густая.
-Ребята, а я что-то увидела в траве, посмотрите, это чья-то корзина, она не пустая..
- Достаю письмо. Давайте почитаем, от кого же оно.
(читаю письмо, написанное стариком-лесовиком).
Письмо: «Здравствуйте, ребята, если вы читаете это письмо, значит вы пришли ко мне в гости в мои владения... Я хочу пригласить вас в путешествие по экологической тропе. Будет вам всем интересно познакомиться с цветами, деревьями, насекомыми, грибами и еще много интересного увидите и узнаете в путешествии. А в конце путешествия вас ждет неожиданный сюрприз.
-Ребята, экологическая тропа – это маленький мир большой природы., который находится на нашем участке детского сада. И так же как и в большой природе, здесь есть свой хозяин – сказочный герой – старичок-лесовичок, который написал нам письмо.
-А вы хотите отправиться в путешествие ?
-Да.
-Ребята, перед путешествием вспомним, как же мы должны вести себя в природе, чтобы никого не обидеть.
(рассматривание запрещающих знаки).
-Молодцы, ребята, вы все знаете как себя вести в природе.
-Посмотрите, в корзине еще что-то есть . Чтобы мы не заблудились, старичок-лесовичок оставил план-схему путешествия.
-Давайте мы его рассмотрим.
(рассматриваем план-схему).
-Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
-Да.
-1 остановка по плану – «Цветочная поляна».
-Посмотрите, сколько здесь красивых цветов.
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвѐшь цветок,
Если все: и я, и ты
То останутся пусты И деревья и кусты… И не будет красоты
(Кира М. рассказывает стхотворение про бархатцы).
-А еще какие цветы здесь расцвели?
(рассматриваем цветы, дети называют их , рассказывают как за ними ухаживать…)
-Ребята, вам понравилась. цветочная поляна старика-лесовика? Молодцы, вы много знаете о цветах. Умеете за ними ухаживать. Давайте заглянем в план-схему, какая же остановка нас ожидает?
-Следующая остановка «Огород».
-Огород – для семьи доход Что за порядок – огород без грядок!
-Своѐ огораживай, чужого не пригораживай.
-- Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник! Вырос длинным, молодец! А зовусь я……(огурец)
(Миша С. Рассказывает стихотворение про помидор).
(рассматриваем огород, какие овощи растут, какую пользу выращенные овощи приносят людям.
Подходите поближе к грядке и скажите, что на ней растет? (лук, огурцы, помидоры, укроп). - А как всё это назвать одним словом? (Это овощи). -- Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник! Вырос длинным, молодец! А зовусь я……(огурец)
(Миша С. Рассказывает стихотворение про помидор).
(рассматриваем огород, какие овощи растут, какую пользу выращенные овощи приносят людям.
- Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Огурец, помидор, репа). - А кто выращивает овощи? (люди) - Расскажите, зачем люди выращивают овощи? - А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Солнце, вода). - Ребята, солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. - Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (пчелы, бабочки). - Что они там делали? (опыляли цветки). - Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. - А вот это насекомое (показываю картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (да, оно ест тлю). Тля – это вредное насекомое, которые поедают наши овощи. - Вот сколько помощников у растений -Ребята, с огородом мы познакомились, вы готовы дальше отправиться в путешествие?
(смотрим в план-схему и видим, что следующая остановка «Лесная поляна».
-Посмотрите, старичок-лесовичок позаботился о путешественниках, на лесной поляне выложена тропа здоровья. Кто знает, для чего она нужна?
-Правильно, чтобы ноги были здоровыми, не болели и долго не уставали.
-Давайте с вами пройдемся по тропе здоровья.
-Вы почувствовали легкость в движениях? Вот какой заботливый старичок-лесовичок.
-Ребята, посмотрите, на лесной поляне я вижу грибы, которые выросли после теплого дождика. Этот гриб называется гриб боровик, ножка белая, а шляпка коричневая. Это съедобный гриб. А еще какие грибы вы знаете? (беседа о грибах).
-Молодцы , ребята, вы много интересного знаете о грибах.
-Посмотрите, кто-то спрятался в зеленой траве?А зеленая трава –это клевер. Луг без клевера, что каша без масла
(дети рассказывают стихи о божьей коровке и о сороконожке, беседа о пчелах: рассматриваем улей и пчелу , бабочку…)- - А вот это насекомое (показываю картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (да, оно ест тлю). Тля – это вредное насекомое, которые поедают наши овощи. - Вот сколько помощников у растений -Посмотрите, кто-то спрятался в зеленой траве? Луг без клевера, что каша без масла
(дети рассказывают стихи о божьей коровке и о сороконожке, беседа о пчелах: рассматриваем улей и пчелу , бабочку…)
-Ребята, следующая остановка «Озеро».
-Посмотрите, какая красивая кувшинка растет на озере – это значит, что вода здесь чистая. А на берегу нас ждут обитатели этого озера. Кто они, ребята?
-Правильно, лягушки-квакушки.. Давайте с ними поздороваемся. Они-обитатели озер, рек и водоемов
-Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые умеют плавать?
-Правильно, водоплавающие птицы.
(рассказ воспитателя о лебедях, утках и гусях).
-Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды? Да, действительно, искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой. “Как с гуся вода” – есть такая поговорка.. Сейчас мы с вами раскроем птичий секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и жиром.
Опыт 1: дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы. ---Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается. А почему водоплавающие птицы не тонут? Воспитатель: Потому что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем.
Опыт 2 с водой и шариками. Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут. Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они- то их и удерживают на воде. А что помогает водоплавающим птицам плавать? как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде.
-Вот мы и раскрыли главный птичий секрет. Нам пора отправлятся в путь. (заглядываем в план-схему). –Следующая остановка «Белая березка». (Кирилл Ш. рассказывает стихотворение про березу»). -Ребята, давайте подойдем к березке и обнимем ее. Какая она стройная, белоствольная. Ствол у березки гладкий, шелковистый. Березку называют красавицей русских полей и лесов. (рассказ воспитателя о березке). Давайте погладим березку и скажем ей добрые слова "Расти, милая березонька, радуй добрых людей". –А вот и скамеечка для отдыха, давайте посидим и поиграем в игру «Назови ласково». Ребята, какие ласковые слова можно сказать березке, чтобы она радовалась? Берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, родная, ненаглядная, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая,милая. -Молодцы, много ласковых слов березки от нас услышали. -В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. Давайте поиграем в хороводную игру «Березка». Всех мы за руки возьмем И к березке подойдем, Ты, березка, подскажи, Что нам делать – покажи. Водящий показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения. -Ребята, посмотрите, старичок-лесовичок идет с нами знакомиться, давайте с ним поздороваемся (знакомство с старичком-лесовичком, беседа сним,). -Ребята, вам понравилось путешествие по экологической тропе? Вы все молодцы, Я хочу вас угостить яблочками с моего сада . Яблоки - это витамины роста, растите большими и здоровыми. -Старичок-лесовичок, ребята в группе нарисуют все ,что видели в путешествии и мы отправим вам письмо с их рисунками. -Ребята, мне пора возращаться в свое лесное царство, до свидания, до новых втреч (дети прощаются). -Вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться в группу
Приложение к конспекту.
1 остановка по плану – «Цветочная поляна».
-Посмотрите, сколько здесь красивых цветов.
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвѐшь цветок,
Если все: и я, и ты
То останутся пусты И деревья и кусты… И не будет красоты
(Кира М. рассказывает стхотворение про бархатцы).
-А еще какие цветы здесь расцвели?
Мне кажется, что они все одинаковые.
- Да, у них много общего. Но есть и различия.
- Чем эти цветы похожи друг на друга?
- У них есть листья, они зеленые. У них есть цветы, длинный прямой стебель, корни, они держатся корнями в земле.
- А чем эти растения отличаются друг от друга. Они отличаются цветами
Ребята, а без чего растения не могут жить.
- Правильно, ребята. Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного тепла и света растения не растут, земля нужна, чтобы растение корнями держалось в ней и питалось из нее. Землю мы вскапываем лопатой. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь.
А можно срывать цветы?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвѐшь цветок,
Если все: и я, и ты
То останутся пусты И деревья и кусты… И не будет красоты
Беседа о грибах
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик
А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках.
Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.
Ребята, а можно растаптывать ядовитые грибы? Нет, потому что медведи, волки, белки, лоси и даже сороки питаются мухоморами, лечат на теле опухоли.
Рассказ воспитателя о березах.
Ребята, давайте подойдем к березке и обнимем ее. Какая она стройная, белоствольная.
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли. (Дети обнимают березку). Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол) Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Это вещество придаёт берёзе белую окраску. В любое время года мы можем узнать берёзу, потому что черно-белый ствол только у берёзы. Стволы покрыты тонкой берестой. Чёрные точечки на стволе берёзы, называются – чечевички. Берёзка с помощью них дышит. Нравится вам берёзка? Давайте погладим березку и скажем ей добрые слова "Расти, милая березонька, радуй добрых людей"
-В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. Давайте поиграем в хороводную игру «Березка».
Игра
Всех мы за руки возьмем И к березке подойдем, Ты, березка, подскажи, Что нам делать – покажи. Водящий показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения.
О птицах
Лебедей считают символом красоты, чистоты, благородства. Говорят, что пары лебедей соединяются на всю жизнь, и они не могут жить друг без друга. Шея лебедя длинная, на ногах плавательные перепонки. Питаются водными растениями, которые растут в воде или на болоте, насекомыми, личинками, червями, лягушками, рыбами. Пищу достают, погружая шею в воду. Обрывают со дна растения и шарят носом по илу. Лапы лебедей не приспособлены для ходьбы, поэтому вода – стихия лебедей. Они тяжелые птицы, из-за этого не могут сразу взлететь и делают разбег, перебирают лапами и машут крыльями
Тело уток широкое, обтекаемое, на лапах – перепонки. как у других водоплавающих птиц. Утки линяют – сбрасывают старые перья – два раза год, летом и осенью.
Гуси — ближайшие родичи гусей- можно назвать лебедей. От лебедей гуси отличаются шеей, которая короче чем у лебедя. Гуси активно передвигаются по суше, где он не только отдыхает от плавания, но и кормится.
Утки и гуси кормятся тем же, что и лебеди.
Опыты
Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды? Да, действительно, искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой. “Как с гуся вода” – есть такая поговорка.. Сейчас мы с вами раскроем птичий секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и жиром.
Опыт 1: дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы. ---Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается. А почему водоплавающие птицы не тонут? Воспитатель: Потому что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем.
Опыт 2 с водой и шариками. Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут. Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они- то их и удерживают на воде. А что помогает водоплавающим птицам плавать? как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде.
-Вот мы и раскрыли главный птичий секрет. Нам пора отправлятся в путь. (заглядываем в план-схему). –Следующая остановка «Белая березка».
Рассказ воспитателя об овощах:
Следующая остановка «Огород».
-Огород – для семьи доход Что за порядок – огород без грядок!
-Своѐ огораживай, чужого не пригораживай.
Подходите поближе к грядке и скажите, что на ней растет? (лук, огурцы, помидоры, укроп). - А как всё это назвать одним словом? (Это овощи). -- Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник! Вырос длинным, молодец! А зовусь я……(огурец)
(Миша С. Рассказывает стихотворение про помидор).
А кто выращивает овощи? (люди) - Расскажите, зачем люди выращивают овощи? - А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Солнце, вода). - Ребята, солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. - Про каких ещё помощниках мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (пчелы, бабочки). - Что они там делали? (опыляли цветки). - Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. - А вот это насекомое (показываю картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (да, оно ест тлю). Тля – это вредное насекомое, которые поедают наши овощи. - Вот сколько помощников у растений
Следующая остановка «Лесная поляна». Здесь то и живут эти насекомые-жучки и паучки.
Старичок-лесовичок:
-Ребята, вам понравилось путешествие по экологической тропе? Вы все молодцы, Я хочу вас угостить яблочками с моего сада . Яблоки - это витамины роста, растите большими и здоровыми.
- Ребята, мне пора возвращаться в свое лесное царство, до свидания, до новых встреч (дети прощаются).
Правила поведения на природе
Старичок-лесовичок:
-Ребята, вам понравилось путешествие по экологической тропе? Вы все молодцы, Я хочу вас угостить яблочками с моего сада . Яблоки - это витамины роста, растите большими и здоровыми.
- Ребята, мне пора возвращаться в свое лесное царство, до свидания, до новых встреч (дети прощаются).
Письмо: «Здравствуйте, ребята, если вы читаете это письмо, значит вы пришли ко мне в гости в мои владения... Я хочу пригласить вас в путешествие по экологической тропе. Будет вам всем интересно познакомиться с цветами, деревьями, насекомыми, грибами и еще много интересного увидите и узнаете в путешествии. А в конце путешествия вас ждет неожиданный сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...
Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...
Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...
Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
На протяжении многих лет работы по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...
«Использование экологической сказки как ведущего метода в работе с детьми среднего дошкольного возраста по экологическому образованию»
Материал предназначен дляч работы по экологическому воспитанию детей....
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
Экологическая игра - КВН «Птицы – наши друзья» с детьми с детьми старшего дошкольного возраста.
Экологическая игра-КВН проводилась в рамках «Международному Дню птиц»Экологический КВН – это не только увлекательная игра, конкурсы, вопросы, с помощью которого проверяются зна...