Занятие - наблюдение в природе "Май - весна лесная"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Азова Лариса Михайловна

Цель: формирование представлений о характерных признаках весны.

 

 

Задачи:

1.     Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае.

2.     Развивать познавательную активность несовершеннолетних.

3.     Углублять знания о весне по существенным признакам в мае.

4.     Воспитывать любовь, интерес к природе, родному краю  и бережное отношение к окружающему миру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное учреждение  Ханты – Мансийского автономного округа – Югры                    

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»

                       

Картинки по запросу картинки про месяц май

                                                                                               Подготовила  воспитатель

                                                                                      Азова Л. М.

                                                                                     Стационарное отделение.                                                                                                        

г. п. Пионерский

               

Цель: формирование представлений о характерных признаках весны. 

Задачи:

  1. Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае.
  2. Развивать познавательную активность несовершеннолетних.
  3. Углублять знания о весне по существенным признакам в мае.
  4. Воспитывать любовь, интерес к природе, родному краю  и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:  рисунок дерева березы с прорезами над веточками, зеленые листочки, облака, вырезанные из цветного картона. Силуэты солнышек.

Технические средства:  цифровой фотоаппарат.

Дата проведения: 04.05. 2016 год

Время проведения: 17.00

Место проведения: территория учреждения.

Возраст: 3 -12 лет.

Предварительная работа: занятие – наблюдение в природе на свежем воздухе «Зеленый наряд Природы».  Чтение рассказ В. Бианки "Три весны".                    Вечер загадок «Весна - красна». Рисование пальчиками «Встречаем май». Заучивание наизусть стихотворений  о весеннем месяце - мае. Творческая работа с раскрасками «Времена года. Весна». Чтение сказки «12 месяцев»                  С. Я. Маршак.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем наблюдать в природе за весенним месяцем.

Как называется этот месяц, подскажут вам  загадки.

Вчера деревья в почках, сегодня все в листочках,

Трава сочная бушует, весенний месяц всех балует! /Май/.

 
Я весны последний месяц, и тем самым интересен,

Снег могу преподнести, и тепла от всей души! /Май/.

       

 В саду яблони цветут, соловьи кругом поют,

 Пчёлы на цветы летят, майский мёд собрать спешат!  /Май/.

 

 Дождь пролился серебром, гром и молния при нём,

 Изредка ветра бывают, как же месяц называют? /Май/.

       

 Пчёлы летают, нектар собирают,

 А мёд этим месяцем, их называют!  /Май/.

 
 
Победоносной поступью,  идёт весенний месяц,

 И ароматом нежным, преследует сирени! / Май/. 
 

 Вырвались листочки, из созревшей почки,

 Зацвели цветочки,  на  клумбах, на лугу. / Май/.

 (Ответы детей).

Ведущий. Загадки нам подсказали, что мы будем наблюдать за маем.                                           За каким  весенним  месяцем приходит май? Правильно, месяц май приходит за апрелем. В мае начинается третья весна – лесная. Кто догадается, почему в мае весну называют лесной? Молодцы! Весна в мае называется лесной, потому что лес одевается листвою, все зеленеет, цветут цветы, расцветает  сирень, черемуха, рябина. У нас на территории есть деревья, которые зацвели. Давайте узнаем,  какие деревья зацвели.  (Ответы детей).   Все деревья вы назвали правильно.    

         Предлагаю вам поиграть  в игру «1, 2, 3 – к дереву беги!».                                 Я буду называть дерево, а вы, по сигналу должны бежать к деревьям, которые я называю. И, так, игра начинается! Отлично! Вы все справились           с заданием игры.

Ведущий. В мае земля надевает свой самый лучший наряд. Погода в мае бывает переменчивая.  В этом месяце бывают грозы. У птиц грачей, ворон, галок, сорок, скворцов появляются птенцы. У животных волка, лисы, зайца, медведя появляются детеныши. Появляются майские жуки.                                       Когда на деревьях появятся листья, прилетают певчие птицы - соловьи.                                                                В конце мая прилетает кукушка.                                                                                    В старину говорили: «Прилетела кукушка – скоро наступит лето».                              А сейчас я вам расскажу,  как месяц май называли в старые времена.                              У римлян месяц май назван в честь богини земли Майи, которой  в первый день мая приносили жертвы. Майя – богиня плодородия, вешнего обновления земли. Отсюда май – месяц цветов и любви. Старославяне называли месяц май «травень», «цветень», «летень».  На Украине месяц май до сих пор называют «травень».  Много народных пословиц и примет про май, которые передавались из поколения в поколение, до сих пор применяются в народе.  Например: зацвела черемуха, сирень, рябина – жди         в мае холодов.        

Ведущий.  Когда будет цвести черемуха, сирень и рябина мы с вами понаблюдаем, будет      холодно,  или тепло. А сейчас предлагаю вам игру «Вопрос – ответ». За правильный ответ участники получают солнышко. Победителем игры станет участник, который соберет наибольшее количество солнышек. Игра начинается.

Игра «Вопрос – ответ».

Ведущий. 

  1. За каким весенним месяцем приходит месяц май?                                 /За апрелем/.
  2. У каких птиц в мае появляются птенцы? /У сорок, скворцов, галок, ворон, грачей/.
  3. Назовите дерево, которое кода цветет, в мае наступают холода. /Черемуха/.
  4. У каких животных в мае появляются детеныши? /У медведя, зайца, лисы, волка/.
  5. Какой жук появляется в мае? /Майский/.
  6. Как называют месяц май на Украине? /Травень/.
  7. Как называется третья весна в мае? /Лесная/.
  8. По какой птице в народной примете определяют, что скоро наступит лето? /Кукушке/.
  9. Какие певчие птицы прилетают в мае, когда на деревьях появляются листья? /Соловьи/.
  10.  Если в мае много майских жуков, какое будет лето?  /Сухое, жаркое/.
  11.  Что случается с деревьями в мае? /Цветут, одеваются листвою/.

Ведущий.  Молодцы! Вы хорошо отвечали, дали много правильных ответов. Участник, набравший наибольшее количество жетонов становится победителем.

В царстве Весны есть много интересных игр с цветами. Предлагаю вам принять участие в игре «Собери цветок».   Правила игры простые.                    На полянке серединки цветов разного цвета. По сигналу надо собрать цветы.  К серединке цветов надо класть лепестки такого же цвета. Каждый участник может брать только один лепесток.

Начинаем игру.

Ведущий.  Посмотрите,  какая яркая полянка получилась у вас!                       Вы достойно справились с правилами игры. И подарили нам хорошее весеннее настроение!

Наше путешествие в царство Весны мы продолжим к народным приметам, пословицам.

Народные приметы, пословицы передавались из поколения                                в поколение и основывались на наблюдении человека.

Народные приметы и пословицы.     

 

  1. Май, май, да шубу не снимай.
  2.  Прилетела кукушка – скоро наступит лето.
  3.  Май весну кончает, лето начинает.
  4.  Май холодный — не будешь голодный.
  5.  Дождь в мае хлеба подымает.
  6.  Пришел май — только успевай да не зевай.
  7.  Много в мае майских жуков – к жаркому, сухому лету.

Ведущий.  В царстве Весны мы познакомились с народными приметами и пословицами.  Чтобы хорошо запомнить пословицы и приметы, предлагаю  поиграть  в игру.

«Закончи примету или пословицу».

 Май, май, да шубу … /не снимай/.

 Прилетела кукушка, …  /скоро наступит лето/.

 Май весну кончает, лето… / начинает/.

 Май холодный - не будешь… / голодный/.

 Дождь в мае хлеба… / подымает/.

 Пришел май — только успевай да… / не зевай/.

 Много в мае майских жуков – к жаркому и…. / сухому лету/.

Ведущий.  Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы                          и приметы. Наше путешествие подошло к концу, если вам понравилось путешествие в природе, выберите зеленые листочки и прикрепите их                        к веточкам березки.  А, если   путешествие не понравилось, выберите облачко и прикрепите его вверху нашего рисунка. Посмотрите, какая нарядная стала березка!  На прощание давайте поводим хоровод около березки, которая растет у нас на территории и споем ей песню                                        «Во поле береза стояла».


                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информация о наблюдениях с детьми весной."

Предлагаемый материал поможет родителям открыть ребёнку интересный и увлекательный мир природы весной. Я предлагаю загадывать загадки,  знакомить детей с приметами, задавать различные вопросы дет...

Наблюдение за березой весной.

Прогулка в средней группе...

Наблюдения на прогулке весной

ВЕСНАНаблюдение № 1Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, ...

Наблюдения на прогулке весной старшая группа

Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день весной: март, апрель и май....

Занятие - наблюдение в природе "Май - весна лесная"

Цель: формирование представлений о характерных признаках весны.  Задачи: 1.     Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае.2....

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...