Занятие - наблюдение в природе "Май - весна лесная"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: формирование представлений о характерных признаках весны.
Задачи:
1. Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае.
2. Развивать познавательную активность несовершеннолетних.
3. Углублять знания о весне по существенным признакам в мае.
4. Воспитывать любовь, интерес к природе, родному краю и бережное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1. Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае. | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Подготовила воспитатель
Азова Л. М.
Стационарное отделение.
г. п. Пионерский
Цель: формирование представлений о характерных признаках весны.
Задачи:
- Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае.
- Развивать познавательную активность несовершеннолетних.
- Углублять знания о весне по существенным признакам в мае.
- Воспитывать любовь, интерес к природе, родному краю и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: рисунок дерева березы с прорезами над веточками, зеленые листочки, облака, вырезанные из цветного картона. Силуэты солнышек.
Технические средства: цифровой фотоаппарат.
Дата проведения: 04.05. 2016 год
Время проведения: 17.00
Место проведения: территория учреждения.
Возраст: 3 -12 лет.
Предварительная работа: занятие – наблюдение в природе на свежем воздухе «Зеленый наряд Природы». Чтение рассказ В. Бианки "Три весны". Вечер загадок «Весна - красна». Рисование пальчиками «Встречаем май». Заучивание наизусть стихотворений о весеннем месяце - мае. Творческая работа с раскрасками «Времена года. Весна». Чтение сказки «12 месяцев» С. Я. Маршак.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Сегодня мы будем наблюдать в природе за весенним месяцем.
Как называется этот месяц, подскажут вам загадки.
Вчера деревья в почках, сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует, весенний месяц всех балует! /Май/.
Я весны последний месяц, и тем самым интересен,
Снег могу преподнести, и тепла от всей души! /Май/.
В саду яблони цветут, соловьи кругом поют,
Пчёлы на цветы летят, майский мёд собрать спешат! /Май/.
Дождь пролился серебром, гром и молния при нём,
Изредка ветра бывают, как же месяц называют? /Май/.
Пчёлы летают, нектар собирают,
А мёд этим месяцем, их называют! /Май/.
Победоносной поступью, идёт весенний месяц,
И ароматом нежным, преследует сирени! / Май/.
Вырвались листочки, из созревшей почки,
Зацвели цветочки, на клумбах, на лугу. / Май/.
(Ответы детей).
Ведущий. Загадки нам подсказали, что мы будем наблюдать за маем. За каким весенним месяцем приходит май? Правильно, месяц май приходит за апрелем. В мае начинается третья весна – лесная. Кто догадается, почему в мае весну называют лесной? Молодцы! Весна в мае называется лесной, потому что лес одевается листвою, все зеленеет, цветут цветы, расцветает сирень, черемуха, рябина. У нас на территории есть деревья, которые зацвели. Давайте узнаем, какие деревья зацвели. (Ответы детей). Все деревья вы назвали правильно.
Предлагаю вам поиграть в игру «1, 2, 3 – к дереву беги!». Я буду называть дерево, а вы, по сигналу должны бежать к деревьям, которые я называю. И, так, игра начинается! Отлично! Вы все справились с заданием игры.
Ведущий. В мае земля надевает свой самый лучший наряд. Погода в мае бывает переменчивая. В этом месяце бывают грозы. У птиц грачей, ворон, галок, сорок, скворцов появляются птенцы. У животных волка, лисы, зайца, медведя появляются детеныши. Появляются майские жуки. Когда на деревьях появятся листья, прилетают певчие птицы - соловьи. В конце мая прилетает кукушка. В старину говорили: «Прилетела кукушка – скоро наступит лето». А сейчас я вам расскажу, как месяц май называли в старые времена. У римлян месяц май назван в честь богини земли Майи, которой в первый день мая приносили жертвы. Майя – богиня плодородия, вешнего обновления земли. Отсюда май – месяц цветов и любви. Старославяне называли месяц май «травень», «цветень», «летень». На Украине месяц май до сих пор называют «травень». Много народных пословиц и примет про май, которые передавались из поколения в поколение, до сих пор применяются в народе. Например: зацвела черемуха, сирень, рябина – жди в мае холодов.
Ведущий. Когда будет цвести черемуха, сирень и рябина мы с вами понаблюдаем, будет холодно, или тепло. А сейчас предлагаю вам игру «Вопрос – ответ». За правильный ответ участники получают солнышко. Победителем игры станет участник, который соберет наибольшее количество солнышек. Игра начинается.
Игра «Вопрос – ответ».
Ведущий.
- За каким весенним месяцем приходит месяц май? /За апрелем/.
- У каких птиц в мае появляются птенцы? /У сорок, скворцов, галок, ворон, грачей/.
- Назовите дерево, которое кода цветет, в мае наступают холода. /Черемуха/.
- У каких животных в мае появляются детеныши? /У медведя, зайца, лисы, волка/.
- Какой жук появляется в мае? /Майский/.
- Как называют месяц май на Украине? /Травень/.
- Как называется третья весна в мае? /Лесная/.
- По какой птице в народной примете определяют, что скоро наступит лето? /Кукушке/.
- Какие певчие птицы прилетают в мае, когда на деревьях появляются листья? /Соловьи/.
- Если в мае много майских жуков, какое будет лето? /Сухое, жаркое/.
- Что случается с деревьями в мае? /Цветут, одеваются листвою/.
Ведущий. Молодцы! Вы хорошо отвечали, дали много правильных ответов. Участник, набравший наибольшее количество жетонов становится победителем.
В царстве Весны есть много интересных игр с цветами. Предлагаю вам принять участие в игре «Собери цветок». Правила игры простые. На полянке серединки цветов разного цвета. По сигналу надо собрать цветы. К серединке цветов надо класть лепестки такого же цвета. Каждый участник может брать только один лепесток.
Начинаем игру.
Ведущий. Посмотрите, какая яркая полянка получилась у вас! Вы достойно справились с правилами игры. И подарили нам хорошее весеннее настроение!
Наше путешествие в царство Весны мы продолжим к народным приметам, пословицам.
Народные приметы, пословицы передавались из поколения в поколение и основывались на наблюдении человека.
Народные приметы и пословицы.
- Май, май, да шубу не снимай.
- Прилетела кукушка – скоро наступит лето.
- Май весну кончает, лето начинает.
- Май холодный — не будешь голодный.
- Дождь в мае хлеба подымает.
- Пришел май — только успевай да не зевай.
- Много в мае майских жуков – к жаркому, сухому лету.
Ведущий. В царстве Весны мы познакомились с народными приметами и пословицами. Чтобы хорошо запомнить пословицы и приметы, предлагаю поиграть в игру.
«Закончи примету или пословицу».
Май, май, да шубу … /не снимай/.
Прилетела кукушка, … /скоро наступит лето/.
Май весну кончает, лето… / начинает/.
Май холодный - не будешь… / голодный/.
Дождь в мае хлеба… / подымает/.
Пришел май — только успевай да… / не зевай/.
Много в мае майских жуков – к жаркому и…. / сухому лету/.
Ведущий. Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы и приметы. Наше путешествие подошло к концу, если вам понравилось путешествие в природе, выберите зеленые листочки и прикрепите их к веточкам березки. А, если путешествие не понравилось, выберите облачко и прикрепите его вверху нашего рисунка. Посмотрите, какая нарядная стала березка! На прощание давайте поводим хоровод около березки, которая растет у нас на территории и споем ей песню «Во поле береза стояла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Информация о наблюдениях с детьми весной."
Предлагаемый материал поможет родителям открыть ребёнку интересный и увлекательный мир природы весной. Я предлагаю загадывать загадки, знакомить детей с приметами, задавать различные вопросы дет...
Наблюдение за березой весной.
Прогулка в средней группе...
Наблюдения на прогулке весной
ВЕСНАНаблюдение № 1Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, ...
Наблюдения на прогулке весной старшая группа
Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день весной: март, апрель и май....
Занятие - наблюдение в природе "Май - весна лесная"
Цель: формирование представлений о характерных признаках весны. Задачи: 1. Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о весеннем месяце мае.2....
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...