Осеннее настроение
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

План-конспект занятия на тему: "Осеннее настроение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_nastroenie.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера

 Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, волшебный мешочек, волшебная кисть.

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,

«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход работы:

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

 И ребята вокруг собираются

 Собрались все дети вкруг

 Ты мой друг и я твой друг

 Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнёмся

(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)

 (влетает шарик, на нитке письмо, написанной лимонным соком)

Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?

-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)

Воспитатель –А разве бывают такие письма?

Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)

Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?

Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

Воспитатель - есть у нас такая водичка.

Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей- (дети читают)

Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта ( на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)

 (Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Воспитатель

 Знаю, знаю наперед

 Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

 Интересную загадку.

tabl-1

Воспитатель читает письмо от осени

Дорогие друзья! Прошу вас о помощи!Я слышала спор лесных зверей: одни говорят что осень заканчивается, другие-что продолжается. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят его )

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

-день короче, а ночь длиннее;

-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

-небо серое, хмурое;

-часто идут дожди;

-перелетные птицы улетают на юг;

-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

- люди надевают демисезонную одежду;

-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят)

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

-Облака редкие - будет ясно и холодно.

-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,

а низко - так малы снега будут.

-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

-Теплая осень - к долгой зиме.

-У зайцев шерсть побелела - зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

-В осеннее ненастье семь погод на дворе.

-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят)

Дети называют поговорки осени:

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

-Весна красна цветами, а осень снопами.

-Осень - время собирать урожай.

-Красна ягодка, да на вкус горька.

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

-Осенью и воробей богат.

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

- В ноябре зима с осенью борется.

-Осенью ложка воды ведро грязи.

Воспитатель:

- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

Музыкальная физкультминутка.

Поем песню «Осень» и выполняем движения.

Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4

Исследование №1 ( нарисована лупа и лист)

 Исследование№2  ( Зеленый лист)

Исследование №3 ( большой и маленький листик)

Исследование №4 (две коробки )

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

 Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

 Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

 (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Исследование №4  Что же случается с опавшими листьями ?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)

Воспитатель:

По дороге золоченой

 Осень в гости к нам идет.

Входит осень, радуя своим нарядом и что-то ищет…а в это время воспитатель:

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое самое главное-это волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.

Осень

У меня случилась страшная беда

Кисть волшебная пропала без следа.

Чем же красить в золото леса?

Как творить без кисти чудеса?

Воспитатель: Дорогая осень, лесные звери принесли нам волшебный мешочек. Давай посмотрим, что же в нем?

Воспитатель достает волшебную кисть.

Осень

Как вас благодарить- не знаю

Я столько свершу чудес!

Пойду, озолочу весь лес:

Дам бусы красные рябинкам,

Березкам-желтые косынки.

А ветер, как он будет рад,

Когда наступит листопад!

И вам от осени привет-

Осенний праздничный букет!

Осень сделала нам чудесный замечательный подарок, а мы подарим свою песню.

Песня «Осень»

Воспитатель. Ребята, а теперь вместе с Осенью продолжим игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осеннее настроение - осенний праздник с ИКТ для детей подготовительной группы

Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство, он позволяет объединить такие виды деятельности, как слушание-восприятие (произведение П.И. Чайковского...

Осенний праздник для средней и старшей разновозрастной групп "Осеннее настроение"

Сценарий развлечения «Осеннее настроение».Старшая группа. Под музыку дети входят в зал. Дети старшей группы садятся на стульчики, а дети средней группы встают полукругом. Ведущая. Здра...

осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста "Осеннее настроение".

Праздник для родителей и детей старшего дошкольного возраста...

Ежедневное планирование на тему: "Осень. Осеннее настроение. Что нам осень подарила".

Ежедневное планирование на тему: "Осень. Осеннее настроение. Что нам осень подарила"....

Осеннее развлечение "Осеннее настроение"

Создавать радостное настроение детям  в  совместных творческих  проявлениях.Воспитывать чувство коллективизма и поддержки...

Праздник " Осеннее настроение! Конкурс - демонстрация "Осенняя шляпка"

Замечательное  развлечение  для  моих  детей. Они  рассказывали  о  своей  работе  и  сами  ее  демонстрировали....