Картотека игр с водой
картотека по окружающему миру на тему

Колотухина Ольга Юрьевна

Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства. Но если такая ванна отсутствует, можно приобрести пластмассовый тазик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_o_vode.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

для детей  второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Знакомство с водой

Цель: познакомить детей с водой, дать понять, что вода мокрая, приятная, льется. Учить детей использовать воду для игры, в ней хорошо плавают уточки, рыбки. Ввести в активный словарь детей слова: мокрая, льется, плавают. Побуждать детей во время игры объясняться сложными предложениями, состоящими из 3-4 слов.

Оборудование: тазик, лейка с водой, уточки, рыбки.

Ход проведения:

Игра проводится с небольшим количеством детей. Воспитатель проводит детей к заранее приготовленному тазику (пустому), обращает внимание на то, что он пустой, там ничего нет. Предлагает детям потрогать руками, убедится, что там пусто.

Педагог: «А теперь я налью туда водичку» (из лейки наливает воду)

«Что льется в тазик?Подставьте ручки под воду, вот она льется вам на ручки. Вода мокрая, приятная.Какая вода? Вот сколько воды в тазике, потрогайте её  руками» (дети трогают воду в тазике).

Затем педагог обращает внимание детей на рыбок и уточек.

Педагог: «Ребята, уточки и рыбки очень хотят искупаться в воде, они умеют хорошо плавать. Возьмите их, опустите в воду» (свободная игра детей с игрушками)

Педагог во время игры побуждает детей высказываться вслух, называть, что они делают.

Игра – опыт  с водой.

Цель: показать малышам отражение в воде, продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Оборудование: ёмкость с водой, ёмкость для переливания воды.

Ход проведения

Педагог  вносит в группу большую ёмкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают в воде за своим отражением. Педагог рассказывает, о воде в природе, показывает иллюстрации, рассматривает с детьми обитателей водоёмов. Потом просит малышей показать, как плавают рыбки.

Игра – опыт  «Достань ракушку»

Цель: развитие внимания, координации движений.

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, камешки.

Ход проведения

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков или ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушку опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться его достать, отыскав предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс извлечения, поэтому взрослый может немного помочь малышу.

Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

Игра – опыт  «Достань шарик»

Цель: учить детей действовать несложными предметами – орудиями, выуживать из банки с водой находящиеся там мелкие игрушки, пользуясь черпаком с вертикально прикрепленной ручкой. Развивать у детей внимание, точность движений, усердие. Воспитывать в детях аккуратность в играх с водой, учить не разбрызгивать воду.

Оборудование: черпаки по количеству детей, ёмкости с водой, шарики.

Ход проведения

Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, затем бросает в банку шарик, проговаривая: « Где плавает шарик? Шарик плавает в банке. Сейчас мы достанем шарик!»

Педагог показывает, как выловить с помощью черпака  плавающий в воде шарик. После показа следует расставить детей вокруг стола, на котором находятся ёмкости с водой, и предложить им самим бросить в воду шарик и выловить его. Если есть необходимость, следует еще раз показать действия черпаком.  Во время игры побуждать детей к разговору, следить, чтобы играли спокойно, не разбрызгивали воду.

Игра  «Ловись, рыбка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, закреплять у них понятие, что вода мокрая, в воде плавают игрушки. Развивать у детей умение пользоваться несложными предметами - орудиями: сачками вылавливать из воды плавающие игрушки. Продолжать работу по активизации речи детей, проговаривать свои действия.

Оборудование: ванночка  с водой, рыбки, сачки по количеству детей.

Ход проведения

В небольшую ванночку с водой педагог помещает рыбок.

Педагог с детьми рассматривают рыбок в воде и отмечают, что рыбки плавают в воде. После педагог предлагает детям выловить рыбок, показывает  детям ловлю рыбок сачком. Сачок нужно подводить под плавающую рыбку снизу так, чтобы она попала в него, и её можно было вынуть из воды. Педагог раздает детям сачки и предлагает поймать рыбку, в ходе «рыбалки» воспитатель побуждает детей приговаривать: «ловись рыбка, большая да маленькая».

Игра  «Поймай утенка»

Цель: учить целенаправленно действовать вспомогательными предметами   – орудиями (палкой с кольцом на конце). Развивать глазомер. Воспитывать сообразительность, вызвать чувство радости от достижения цели.

Оборудование: палка с кольцом на конце (длина палки 30 см, диаметр

кольца – 5 см), утята по количеству детей, таз с водой.

Ход проведения:

Педагог наливает в большой таз  воду. Дети наблюдают за тем, как вода льется в таз. Педагог говорит о том, что утята хотят поплавать в водице и предлагает детям поочередно опускать утят в таз с водой. Совместно наблюдают за тем, как они плавают в тазу, педагог говорит о том, что утята поплавали в воде и надо их выловить, раздает каждому ребенку по палке с кольцом на конце. По необходимости педагог помогает малышам в ловле.

Игра– опыт «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Оборудование: резиновый кораблик, пластмассовый шарик, деревянный брусок, железный брусок, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, ракушка.

Ход проведения:

Педагог  предлагает детям поочерёдно опускать предметы в воду. Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия («тонет» – «не тонет», «плавает»).

Игра – опыт «Вода не имеет цвета, но ее можно окрасить»

Цель: знакомство со свойством воды: прозрачная, может окрашиваться.

Оборудование: три стакана с прозрачной водой, три краски (красная, желтая, зеленая)

Ход проведения:

Воспитатель предлагает детям налить в стаканы  воду: «Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в нее краску». Воспитатель показывает, как окрашивается вода, предлагает детям выполнить те же действий. Дети выполняют и наблюдают за окрашиванием воды.

«Какого цвета стала вода? (красная, желтая, зеленая). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду».

«О чём мы сегодня узнали? Что  может произойти с водой, если в нее добавить краску?» (вода легко окрашивается в любой цвет).

Игра - опыт «Заморозь воду»

Цель: знакомить со свойством воды: на холоде замерзает, превращается в лёд.

Оборудование: ёмкости с водой, черпаки.

Ход проведения:

Воспитатель спрашивает детей, что будет с водой, если её поместить в холод (замёрзнет, превратится в лёд). Предлагает проверить. Дети с черпаками наливают воду в ёмкости, воспитатель помещает ёмкости в холодное место, через некоторое время предлагает посмотреть, что получилось. Дети рассматривают льдинки, отмечают, что они холодные, прозрачные.

Игра – опыт «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойством льда: в тепле тает.

Оборудование: сачки по количеству детей, небольшие льдинки.

Ход проведения:

Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок. Воспитатель говорит: «Посмотрите, что происходит с льдинками? (льдинки плавают). Льдинки были большими, а почему становятся маленькими? (тают в воде) Давайте их спасать!»

Малыши сачком достают из воды льдинки и складывают их  на поднос. После того, как все льдинки будут извлечены, воспитатель говорит: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? (они растаяли, превратились в воду).

Игра – опыт  «Прозрачная вода может стать мутной»

Цель: расширять представления о свойствах воды (мутная, прозрачная).

Оборудование: две ёмкости с водой (мутной – добавлена мука, и прозрачной), игрушка - рыбка, ракушки, мука, палочка.

Ход проведения:

Воспитатель обращает внимание на две ёмкости, одна с чистой, прозрачной водой, вторая –  с мутной.  Воспитатель: «Посмотрите, какая здесь вода? (чистая, прозрачная) Да, вода прозрачная, видны ракушки на дне. А в этой ёмкости какая вода? (мутная, грязная) В этой воде живёт рыбка, вы её видите? (нет) Рыбке хорошо или плохо жить в такой воде? Рыбка не может плавать в такой воде, давайте ее спасём и отпустим в другую емкость с чистой водой». Дети сачком вылавливают рыбку, отпускают в ёмкость с чистой водой.

Игра – опыт   «Теплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный»

Оборудование:  игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого вида, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки), две ёмкости для воды, тёплая и холодная вода.

Ход проведения:

Педагог наполняет одну ёмкость теплой водой, а другую – холодной. Обращает внимание детей на то, что утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой и предлагает  их покупать.

Дети определяют, где какая вода и опускают утят в ёмкость с прохладной водой, а рыбок в ёмкость с теплой водой.

Игра – опыт  «Плыви ко мне, кораблик»

Цель: продолжать формировать у детей умение действовать вспомогательными предметами  – орудиями (палочкой – крючком). Развивать координацию движений кистей рук. Воспитывать настойчивость, желание достичь цели, вызвать чувство радости от полученного результата.

Оборудование: кораблик из пластмассы, палочка (длина 25 см.) с крючком на конце, таз с водой.

Ход проведения:

Педагог приносит в группу тазик, наливает в него воду. Педагог постепенно опускает в воду пластмассовый кораблик, дети наблюдают, как он плавает по воде. Затем дети поочередно опускают  свои кораблики. После того как все кораблики опустят в воду, дети подцепляют кораблик  палочкой – крючком и подтягивают к себе и вынимают  каждый свой кораблик.

Игра – опыт  «Рыболов»

Цель: учить детей использовать полученные навыки в других условиях, дополнить новыми – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку из воды. Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

Оборудование: пластмассовая удочка с магнитом, прикрепленным леской к удочке, пластмассовые рыбки с магнитом внутри, таз с водой.

Ход проведения:

Педагог приносит в группу тазик, наливает в него воду, даёт детям потрогать воду руками, расставляет детей вокруг стола с тазиком.  Он говорит детям, что рыбкам хорошо плавать в воде и предлагает малышам опустить их в воду. Дети поочередно опускают рыбок в воду, рассматривают, как они плавают в воде.

Педагог говорит о том, что она будет ловить рыбку удочкой, показывает, что удочку надо опустить медленно в воду до  поплавка и подводить поплавок к рыбке, ловит рыбку и вынимает удочку с прицепленной к поплавку рыбкой, снимает рыбку с удочки и кладёт в ведро. Затем  предлагает детям самим взять удочки и выловить рыбку и положить в ведро.

Можно даже спеть песенку:

«С утра сидит на озере

Любитель рыболов;

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

Тра -  ля – ля, тра – ля –ля».

Игра – опыт «Вода может литься, а может брызгать»

Цель: закрепление понятий «льётся», «разбрызгивать»

Оборудование: лейка, пульверизатор.

Ход проведения:

Педагог наливает в лейку воду и демонстрирует полив комнатных растений, показывает детям, что при наклоне лейки вода льётся из носика. Показывает детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор  (детям можно пояснить, что это специальная брызгалка). Педагог брызгает на листочки, тем самым освежая их, и объясняет детям, что после разбрызгивания растениям легче дышится. Педагог предлагает детям понаблюдать за процессом разбрызгивания, затем  брызгает на ладошки детям и спрашивает у детей, какими ладошки стали и почему. Предлагает детям самим побрызгать из пульверизатора.

Игра – опыт «Руки станут чище, если полить их водой»

Цель: формировать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Оборудование: песок, формочки, ёмкость, лейка.

Ход проведения:

Педагог совместно с детьми делает фигурки из песка, обращает внимание детей на то, что руки стали грязными. Предлагает отряхнуть их, подуть на них, чтобы ладошки стали чистыми - но ничего не получается. Педагог спрашивает у детей, как  можно очистить руки от песка. Дети говорят,что водой и педагог предлагает сделать это. Дети опускают руки в таз, педагог поливает им из лейки на руки.

Игра – опыт «Помощница вода»

Цель: формировать представление детей о том, что вода играет очень важную роль в нашей жизни.

Оборудование: салфетки, тряпочка.

Ход проведения:

Педагог обращает внимание детей на столы после завтрака и говорит о том, что на нём остались крошки и пятна от чая. Отмечает то, что они грязные и садится за такие столы не очень приятно. Обращается к детям, что можно сделать. Дети говорят о том, что их можно помыть водой и тряпочкой. Педагог предлагает попробовать протереть столы сухой салфеткой и говорит о том, что крошки собрать получилось, а вот пятна на столе остались. Педагог предлагает детям намочить тряпку водой и хорошо потереть. Педагог показывает процесс мытья и предлагает ребятам попробовать самим отмыть столы. И подчеркивает, что столы стали чистые.

Игры - Упражнения

«Пальчики здороваются с водичкой»

Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Ход проведения:

     Дотронуться до воды поочередно каждым пальчиком правой и левой руки, после двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и. наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;

      Легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;

Потирать в воде пальчиками поочередно (указательными, средними и т.д.), словно «перетирать» что – то;

       Быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя «бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой, затем левой руки, а потом пальчики обеих рук одновременно.

  • По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются  на дно:

«Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять,

В домик спрятались опять».

  • «Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваясь до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:

«По ровненькой дорожке

Ходили наши ножки,

Топ – топ – топ, топ – топ – топ.

Ходили наши ножки».

(выполняются маленькие «шажки»)

«По ровненькой дорожке

Пошли большие ноги,

Топ – топ – топ, топ – топ – топ.

Ходили наши ноги!»

(выполняются большие «шаги»)

  • «Ладошки здороваются с водичкой»:

Дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;

Потирать ладошки в воде в разных направлениях.

  • «Течет ручеек»

Педагог из стаканчика льёт водичку в сомкнутые ладошки детей, а малыши стараются удержать водичку в ладошках, а затем выпустить её из рук; малыши стараются держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала».

  • «Кулачок – стаканчик»

Дети делают «стаканчик», смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри, а педагог леечки (бутылочки) наливает воду в «стаканчики»;

Малыши наблюдают, как водичка вытекает снизу из рук – «стаканчиков».

  • «Плывут рыбки»

Поскользить ребром ладоней по поверхности воды и на глубине, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая как плавают рыбки; потом опустить руки в воду, на самое донышко «рыбки притаились».

«В чистой голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играет стая!

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки, спать ложись».

Покачать запястьем влево и вправо:

«Рыбки пляшут в синем море,

Хорошо им на просторе!

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать»;

Имитировать руками движения в соответствии с текстом (сжимая и разжимая кулачки, прижимать ладошки к донышку)

          « Рыбки весело резвится

          В чистой тепленькой воде:

          То сожмутся, разожмутся,

           То зароются в песке».

Литература:

  1. Е.В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» - г.Ярославль: Академия развития, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека игр с водой"

Игровая деятельность дошкольника...

Картотека «Игры с водой дома» (к проекту)

Материал для родителей по играм с водой дома...

Картотека игр с водой

Игры дошкольников с водой...

картотека игр с водой

подборка игр для развития детей...

картотека игр с водой

подборка игр для общего развития ребенка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКАРТОТЕКИ  ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ     Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, ...