"Где живет капелька"
презентация по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема : Где живет капелька?
Учить понимать, что чистая вода — это бесценный дар природы, который нужно беречь. Формировать навыки лабораторных опытов, активировать и обогащать словарь детей. Развивать логическое мышление, память, доказательную речь Воспитывать привычку бережно использовать воду. Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека задачи
Беседы о воде, её роли в жизни человека. Проведение занятий по экспериментированию с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Работа по мнемотаблицам. Использование игр с водой: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка» и др. Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок. Предварительная работа
Мнемотаблица Прозрачные стаканчики разной формы, блюдца Вещества, которые будем растворять в воде (соль, сахар, масло) Воронка, марля для фильтрации Глобус Яблоко. Бусинки Мяч Иллюстрации к теме «Вода»
•Игровая деятельность — игра имитация «Чистая вода», игра с мячом «Какая бывает вода» • Продуктивная деятельность: опыт по фильтрации воды. • Познавательно-исследовательская деятельность: мнемотаблица , решение проблемной ситуации. • Коммуникативная деятельность: - беседы, загадки.
Встреча капельки, организационны й момент
Где живет капелька? Работа по мнемотаблицам
Дети рассказывают капельке, где в природе встречается вода
Исследовательская деятельность- очищение воды с помощью фильтра Волшебная лаборатория
Игра- имитация «Чистая вода» Физминутка-имитация движений, эмоциональный заряд.
МАСЛО Продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы
Экспериментальная деятельность Действия с сахаром, солью и маслом.
Рассматривание на глобусе сколько суши и воды–показать детям, что суши меньше чем воды на земле, на примере яблока
Опыт с пресной и морской водой Дать детям понятие, что не вся вода пригодна для питья
Игра с мячом: «Какая бывает вода?» Закрепить знания детей о том, где живет капелька. Итог занятия Капелька дарит детям подарки
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей седьмого года Образовательная область «Познание». Раздел «Природный мир». Тема : «Где живет капелька?». Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Задачи: Учить понимать, что чистая вода — это бесценный дар природы, который нужно беречь. Формировать навыки лабораторных опытов, активировать и обогащать словарь детей. Развивать логическое мышление, память, доказательную речь Воспитывать привычку бережно использовать воду. Форма проведения - подгрупповая Оборудование: Мнемотаблица «вода», прозрачные стаканчики разной формы, блюдца, вещества. Которые будем растворять в воде (соль, сахар, масло), воронка. Марля для фильтрации, глобус, яблоко, мяч, иллюстрации на тему «вода», бусинки. Словарная работа: Фильтрация, пресная вода Формы работы: Игровая деятельность- через игру имитацию «Чистая вода», игру с мячом «Какая бывает вода» Продуктивная деятельность- через опыт по фильтрации воды Познавательно-исследовательская деятельность- мнемотаблица, решение проблемной ситуации Коммуникативная деятельность- беседа, загадки. Непосредственно образовательная деятельность состояла из 3 частей Формы непосредственно- образовательной деятельности 1 часть Мотивирование деятельности. Введение в тему. Создание проблемной ситуации направленной на реализацию содержания занятия. - Игровая мотивация – приход Капельки 7.мин. - Беседа - работа по мнемотаблице 2 часть . Основная часть. Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Дать представление о процессе фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. 18.мин. «Волшебная лаборатория», Игра имитация «Чистая вода», Опыт «Вода-растворитель», «Опыт с яблоком», «Опыт с пресной и морской водой», 3 часть. Подведение итогов. Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека и бережном к ней отношении. - Игровой прием с мячом 5.мин.
- Вопросы поискового характера. - Анализ занятия - Подарки Капельки. Непосредственно образовательная деятельность построена в соответствии с возрастными особенностями детей и нормами СанПин, перегрузки не было (длительность занятия 30 минут) Соблюдалась логическая последовательность и продолжительность этапов занятия. В течение занятия прослеживалась четкость перехода от одного этапа к другому, отступлений от темы не было. Чтобы дети не утомлялись, мною продумывалось размещение детей и смена видов деятельности. В середине занятия для двигательной активности была проведена игра - имитация, подобранная в соответствии с темой занятия. Интерес во время занятия поддерживался использованием игровых приемов, практической деятельностью, проблемными вопросами. В течение занятия применялись разные виды методов и приемов: - Игровые: проблемная ситуация: приход Капельки - Наглядные: работа по мнемотаблице, рассматривание глобуса, яблока, иллюстрации. - Словесные: вопросы, указания, объяснения, напоминания. - Практические: самостоятельное выполнение опытов. - Приемы, активизирующие внимание детей. - Приемы, активизирующие познавательную деятельность детей. Результаты занятия . Во время занятия дети принимали и понимали поставленную задачу и чаще решали ее самостоятельно. Использованные методические приемы способствовали решению поставленных задач. У детей достаточно сформированы знания о свойствах воды. Умеют проводить лабораторные опыты. Знают, что вода нуждается в очистке, имеют представление о фильтрации воды. Могут анализировать свои действия. Дети учатся решать проблемные ситуации сообща. В течение занятия дети были заинтересованы, поддерживалась познавательная активность, эмоциональное состояние ребят. Дети чувствовали себя комфортно, свободно, раскованно, работоспособность сохранялась в течение всего занятия. Выводы : Детям было интересно, все стремились к одной цели, а главное все справились с поставленными задачами, получили удовлетворение от собственной деятельности. К достоинствам занятия следует отнести подбор материала для лабораторных опытов, высокий уровень самостоятельной работы детей. Содержание заданий не лишало детей инициативности и творчества. Будет продолжаться работа с использованием современных инновационных технологии, методов и приемов на развитие экологического мышления, обеспечивающие «зону ближайшего развития» ребенка, что определяет успешность его дальнейшего обучения.
(Воспитатель приводит в группу девочку-капельку): -Познакомьтесь, это Капелька и она хочет разыскать своих сестричек. Капелька: Здравствуйте, я Капелька. Меня пригласили в гости мои сестрички, которые живут у вас в детском саду. Помогите мне ребята, их разыскать.
Воспитатель: Ребята, а где же у нас в детском саду могут жить капельки воды? -В комнатных растениях- цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут. -В аквариуме -рыбки живут в воде, без нее они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать. -Надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль. -надо много воды, чтобы стирать в детском саду белье. -На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. -В туалете нужна вода, чтобы умываться. (после каждого ответа на мольберте вывешивается капелька) Капелька: «Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!» Вы меня в реке найдете и в сыром лесном болоте, Путешествует всегда ваша спутница – вода!»
Вос-ль: Где еще в природе встречается вода? Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже. Вос-ль: А какой может быть вода в этих водоемах? Дети: Грязной, чистой. Вос-ль: И тухлой в болоте. Ребята, вода из большой реки течет по трубам, по водопроводу и попадает к нам в детский сад и наш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана? Дети: Чистая .
(Экспериментальная деятельность) Вос-ль: перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая? Дети: Нет, чистая и грязная. Вос-ль: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, и вложим специальную ткань-фильтр и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится? Эксперимент мы проведем. Воду чистую найдем. Грязь не пустим через фильтр. Чтоб водой могли напиться! Вода стала чистой, и если ее вскипятить, то можно будет ее выпить, а фильтр стал грязный. Вос-ль: Да без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Мы с вами вспомнили самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода , которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод. Тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого –нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи. Разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Игра имитация «Чистая вода» - Представьте , что вы пришли купаться на реку, а вода там холодная. Дотроньтесь до воды. (Дети имитируют движения: трогают воду, плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь полотенцем. А теперь помогите друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну вот мы и освежились в прохладной чистой воде.
«Вода –растворитель» Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти ко мне к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает (сахар) Вос-ль поднимаем салфетку, дети проверяют. Правильно ли они отгадали загадку. Вторая загадка: В воде родится, в оды боится. (соль) Убираем салфетку со второго блюдца. И наконец, третья загадка: Желтое, а не солнце, льется, а не вода, на сковороде -пенится, б рызгается и шипит. (масло) Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. Дети: Потому, что они в ней исчезают.
Вос-ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человека, что у них находится в стаканчиках, и тарелочках. Вос-ль: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите один стаканчик с водой, положите в него ложечку сахарного песка и размешайте ее ложечкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Дети: Сахар растворился в воде. Затем возьмите вторую баночку и положите в нее ложечку соли. Размешайте ее. Что теперь произошло? Дети: Соль растворилась в воде. Вос-ль: А если вещества могут растворяться в воде, как вы думаете, если в воду налить масло , она также исчезнет как сахар и соль?. Давайте в третий стаканчик с водой добавим немного масла. Идет самостоятельная работа детей. Вос-ль спрашивает 3-4 человека, что произошло с маслом в воде. Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыт с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? Дети: вода одни вещества растворяет. А другие нет. Вос-ль: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
«Опыт с яблоком» - Давайте посмотрим , что у меня в руках? (Глобус). Каким цветом на глобусе обозначена вода? Покажите на глобусе воду. Много воды или мало на планете? У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая часть –это суша, а вот эта большая часть –вода. Значит мы убедились, что воды на Земле много. Но вся ли она годна для питья? Давайте проверим.
«Опыт с пресной и морской водой» - У меня на столе стоят 2 стакана : в одном вода соленая, «морская», в другом – обычная из-под крана, отстоянная. Пресная. Попробуйте, ребята. Сначала из одного стакана воду. Какая она на вкус? (Соленая, невкусная, морская). Можно ее пить? Готовить пищу на ней? А теперь попробуйте воду из другого стакана. Какая она на вкус? (чистая, несоленая, пресная. вкусная). Вос-ль: Дети, где в природе есть пресная вода? (В реках, озерах). Покажите на глобусе реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на планете поместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды на планете? Дети: Мало. Вос-ль: Значит, как нужно относится к воде? Дети: Бережно, экономно. Капелька: Очень, очень мало пресной воды на земле и ее надо беречь и экономить.
Игра «какая бывает вода» (с мячом) Вос-ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаею поиграть в игру, которая называется «Какая бывает вода?» Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопроы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч , отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, пресная, соленая) Капелька: Огромное спасибо ребята, вы помогли мне найти моих сестричек .У вас так интересно, на прощанье я хочу вам подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (капелька раздает детям голубые бусины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "ГДЕ ЖИВЕТ КАПЕЛЬКА?"
Задачи занятия: формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, разви...
Где живет капелька.
Опыты и эксперименты....
Конспект образовательной деятельности на тему: «Вода - волшебница, где живет капелька»
Образовательная деятельность...
Методическая разработка по экологии " Где живет капелька" .
Методическая разработка по экологии для подготовительной группы....
Конспект НОД в средней группе на тему «Где живет капелька»
Конспект занятия о свойствах воды....
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Где живет капелька?"
В данном конспекте отражены представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, вода - источник жизни, это бесценный дар природы, который нужно беречь....
Конспект НОД по познавательному развитию "Где живет капелька"
Конспект занятия с детьми 5-6 лет по экологическому воспитанию "Где живет капелька"...