Космическое приключение
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Архипова Наталья Александровна

  Конспект занятия, который знакомит детей старшей группы с плантами солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_12_aprelya.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Архипова Н.А. воспитатель МБДОУ города Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 106 «Золотой петушок»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Тема: «Путешествие по планетам» возраст детей 5 - 6 лет

 Цель: Уточнять и систематизировать знания детей о Космосе (звездах, солнечной системе, планетах).

Задачи:

        

 Образовательные: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии космонавта,

 Развивающие: Развивать мышление, воображение, фантазию, творческую и двигательную активность. Побуждать детей к совместной деятельности. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.                

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

 Оборудование: медиакомплект: ноутбук, проектор, интерактивная доска, макет инопланетного корабля, модель солнечной системы, разрезная картинка планеты «Земля», кроссворд на космическую тему.

Прилагаемые медиаматериалы: Видиофимьм «Путешествие по планетам»

Структура этапов НОД: 1. организационный, 2. мотивационно - побудительный, 3.актуализации и расширения имеющихся у детей представлений, динамическая пауза в форме физкультминутки, 4. рефлексии, 5.итоговый.

Раскрытие содержания этапов непосредственной образовательной деятельности:

1. Организационный

Дети, посмотрите сколько гостей пришли сегодня к нам. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Сегодня 12 апреля, а может кто-нибудь из вас знает какой сегодня праздник.

Дети: День космонавтики.

Воспитатель: Правильно, сегодня день, когда вся наша страна отмечает день космонавтики.

2. Мотивационно - побудительный

Звучит аудиозапись космической музыки.

Воспитатель: Слышите странные звуки? Как вы думаете, что это?

Дети: Звук летающей тарелки.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, она приземлилась у нас в группе. (Воспитатель указывает на летающую тарелку.) Откуда она прилетела?

Дети: Из космоса. С другой планеты.

Воспитатель: А, как вы думаете, есть ли на планетах нашей солнечной вселенной жизнь.

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, в нашей вселенной жизнь есть только на планете Земля. Но таких как наша вселенная очень много, и в каждой вселенной есть свои планеты, а может ли кто-то жить на планетах других вселенных?

Дети: Да. Инопланетяне.

 Ребята, а давайте подойдем поближе и рассмотрим летающую тарелку.

Когда дети подходят поближе, из летающей тарелки доносится послание инопланетян.

(Инопланетяне сообщают, что во время путешествия по вселенной на них напал космический пират и забрал с корпуса корабля все энергетические флажки,  разбросал их по планетам нашей солнечной системы.  Теперь у летающей тарелки нет энергии, чтобы вернутся на свою планету. Инопланетяне просят помочь им улететь на свою планету. А для этого нужно собрать все энергетические флажки с планет нашей солнечной системы.)

Ну, что поможем терпящим бедствие собрать все энергетические флажки с планет нашей вселенной.

Дети: Да!

3.Актуализации и расширения имеющихся у детей представлений, динамическая пауза в форме физкультминутки

Воспитатель: Скажите, кто может отправиться в космос?

Дети: космонавты

Воспитатель: Дети, а как вы думаете на чем мы можем полететь в космос?

Дети: На космическом корабле. Ракете.

 Воспитатель: Правильно, чтобы полететь в космос, нужно построить ракету.

(Воспитатель раздает детям детали ракеты.)

Космонавты, приступить к работе!

(Дети строят ракету)

Итак, ракета готова. Экипаж, займите свои места. Теперь закройте глаза. Раз, два, три – ракета в космос нас неси!

(Аудиозапись «Старт ракеты». Затем слайд «Открытый космос».)

Откройте глаза. Вот мы и в космосе. Как красиво вокруг! Что вы видите?

Дети: Звезды, планеты, Солнце…

Воспитатель: Дети, а кто знает, что такое звезды? (Ответы детей)

 Звезды - это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.

У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты.

Посмотрите вот и первая планета на нашем пути. А, что это за планета догадайтесь сами:

На этой планете такая жара, что там оказаться опасно, друзья!

Дети: Меркурий

Воспитатель: Правильно, Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Планета названа в честь бога торговли — быстроногого Меркурия, поскольку она движется вокруг солнца быстрее других планет. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

Смотрите вот и первый энергетический флажок. Но, что такое космический пират не хочет нам пак просто отдать энергетические флажоки, он хочет, чтобы мы рассказали ему о планетах нашей солнечной системы. Расскажем?

Дети: Да.

Воспитатель: Названия, каких планет вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Нептун, Уран.

Воспитатель: А какая планета третья по счету? Как называется самая большая планета? У какой планеты есть кольцо? (Земля, Юпитер, Сатурн.)

Давайте, чтобы космический пират запомнил правильное расположение планет нашей солнечной системы, мы выложим их по порядку от солнца.

(К доске вызывается один ребенок, который выкладывает солнечную систему по порядку)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Смотрите, космический пират отдает нам флажок.

(Воспитатель показывает детям первый энергетический флажок.)

Воспитатель: Ну что летим дальше. Посмотрите вот и вторая планета нашей солнечной системы.

 К планете Земля она очень близка.

Но солнца не видно сквозь облака.

И нету здесь жизни, но может пока?

Что за планета скажите друзья?

Дети: Венера.

Воспитатель: Венера — вторая планета Солнечной системы. Названа в честь богини любви Венеры. Её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами и составом. Однако условия на двух планетах очень разные. На ней, как и на Земле есть атмосфера, только в отличие от земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий. Посмотрите, а вот и второй энергетический флажок, но космический пират требует за него побольше узнать о космонавтах нашей планеты.

Воспитатель: Какой человек может стать космонавтом?

Дети: смелый, умный, сильный, добрый ит. д.

Воспитатель: Скажите, а чтобы стать космонавтом, что нужно для этого делать?

Дети: делать зарядку, закаляться, учиться ит. д.

Воспитатель: Молодцы, а вы знаете, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?

Дети: Юрий Гагарин.

Воспитатель: А как зовут космонавта, который первым вышел в открытое космическое пространство?

Дети: Алексей Леонов.

Воспитатель: А назовите мне первую женщину, полетевшую в космос?

Дети: Валентина Терешкова.

Воспитатель: Молодцы, космический пират узнал кто такие настоящие космонавты, и отдает нам второй флажок.

(Воспитатель показывает детям второй энергетический флажок.)

Воспитатель: Летим дальше. Посмотрите вот и третья планета нашей солнечной системы.

А эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета....

Дети: Земля.) 

Воспитатель: Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка - Луна, которая является спутником Земли.

Посмотрите и здесь космический пират не отдаёт нам флажок, хочет посмотреть хорошо ли мы знаем, как выглядит наша планета из космоса. Он хочет, чтобы мы сложили изображение планеты Земля из частей.

(Ребёнок складывает из частей изображение планеты земля.)

Воспитатель: Очень красивая получилась у нас планета, космическому пирату очень понравилась, как вы справились с заданием, а вот и третий энергетический флажок.

(воспитатель показывает детям третий энергетический флажок.)

Воспитатель: Ну, что полетели дальше, нас ждет следующая планета. Вот она.

Эту планету узнаешь легко,

Красного цвета там больше всего,

Воздуха нет, и воды не сыскать,

Шоколадный батончик её именем звать!

Дети: Марс.

Воспитатель: Марс — четвёртая от Солнца планета. Названа в честь Марса — бога войны.  Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды.

И на этой планете космический пират оказался раньше нас и не отдаст энергетический флажок пока мы не споем песню. А как вы думаете какую песню мы можем спеть на марсе?

Дети: Про марсиан.

(Воспитатель с детьми поет песню про марсиан.)

 Смотрите, а вот и четвертый энергетический флажок, видимо наша песня очень понравилась космическому пирату.

 ( воспитатель показывает детям четвертый  энергетический флажок.)

Воспитатель: Какие мы молодцы, собрали уже четыре флажка. Полетели на следующую планету.

 А эта планета гордится собой,

Поскольку, считается самой большой.

Дети: Юпитер.

Воспитатель: Юпитер — пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Название Юпитера происходит от имени верховного бога-громовержца. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Смотрите, а вот и пятый энергетический флажок, и на этот раз космический пират хочет посмотреть какие мы сильные  и смелые космонавты. Вставайте, за мной повторяйте.

         Космос

Чтобы в космос полететь

Надо силу нам иметь 

(сжимают кулак и сгибают руку в локте)

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться. 

Раз, два, - присядем мы! 

Три, четыре - руки шире, 

Пять, шесть – надо снова нам присесть. 

(выполняют движения по тексту)

Много раз я отожмусь утром на зарядке 

И руками оттолкнусь, 

Будет все в порядке.

Раз, два – стоит ракета, 

Три, четыре – самолет.

 (выполняют движения по тексту)

Раз, два, три, четыре – 

руки выше, плечи шире.

(Дети выполняют физкультминутку вместе с воспитателем)

Воспитатель: И правда какие вы сильные и смелые, это очень понравилось космическому пирату, и он отдает нам пятый энергетический флажок.

 (воспитатель показывает детям пятый энергетический флажок.)

Воспитатель: Смотрите у нас уже пять флажков. Летим дальше. А вот еще одна планета солнечной системы: Планета кольцами окружена.

И этим от всех отличилась она.

Что – это за планета?

Дети: Сатурн.

Воспитатель: Правильно, Сатурн — шестая планета от Солнца.  Сатурн назван в честь бога земледелия. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты.

Дети космический пират не встречал таких интересных колец вокруг планет и хочет побольше узнать, что это за кольцо. Расскажем ему?

Дети: Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.

Воспитатель: Верно, а вот и шестой энергетический флажок.

 (воспитатель показывает детям шестой энергетический флажок.)

Воспитатель: А мы продолжаем наше космическое путешествие. А вот и следующая планета:

А что за планета синего цвета?

Дети: Уран.

Воспитатель: Уран — планета Солнечной системы названая в честь бога неба Урана.

Уран стал первой планетой, обнаруженной вновое время и при помощи телескопа. Это таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет, и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Представляете, наш космический пират загрустил.

Космическому пирату стало интересно, что наши космонавты берут с собой в космос. Если мы ему расскажем он отдаст нам энергетический флажок.

Но чтобы пират не забыл, давайте не просто расскажем, но выберем из предметов, лежащих на столе, только те, которые можно брать с собой в космос и отдадим их пирату.

(Дети выбирают из предложенных предметов только те, которые можно брать с собой на космический корабль)

Воспитатель: Молодцы, давайте отдадим эти картинки космическому пирату, а он нам отдаст флажок.

(Воспитатель убирает картинки и показывает детям седьмой энергетический флажок.)

А мы с вами летим дальше. Посмотрите это последняя планета нашей солнечной системы.

Царь морской названье той планете дал,

 Он именем своим ее назвал.

 Что это за планета? 

Дети: Нептун.

Воспитатель: Нептун — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Планета была названа в честь бога морей. Ледяная очень холодная планета, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

На последней планете пирату хочется проверить, все ли вы знаете о космосе, и предлагает нам разгадать кроссворд.

(Воспитатель с детьми разгадывают кроссворд)

 Смотрите, а вот и восьмой энергетический флажок, это последний флажок, который нам надо собрать.

(воспитатель показывает детям восьмой энергетический флажок.)

Ребята, смотрите космическому пирату очень стыдно за то, что он забрал все энергетические флажки у инопланетян и разбросал их по планетам. Он увидел, какие вы умные, смелые, находчивые и с этого дня он тоже решил стать отважным космическим путешественником и делать только добрые дела.

Воспитатель: Смотрите у нас все восемь флажков. Молодцы! Вот как много планет мы с вами увидели. Вот настало время отправляться на нашу планету Земля! Приготовились!

Корабль качается – раз!

Корабль качается – два!

Корабль качается – три!

Вот и земля - посмотри!

 Воспитатель: Вот мы и вернулись на нашу родную планету «Земля», в наш любимый детский сад. А самое главное у нас получилось собрать все восемь Энергетических флажка. Давайте поместим их на летающую тарелку.

(Дети устанавливают энергетические флажки на летающую тарелку, у летающей тарелки снова появляется энергия и она улетает на свою планету в другой галактике)

Воспитатель: А давайте помашем Инопланетянам на прощание.

(Дети машут руками)

4. Рефлексии

Дети давайте вспомним, что интересного вы узнали для себя? (Ответы детей)

Вам понравилось наше необычное путешествие? (Ответы детей)

 Вы узнали еще больше о космосе, вселенной и сможете своим родным и друзьям рассказать об этом? (Ответы детей)

5.Итоговый
(Вдруг начинает звучать аудиозапись космической музыки.)

Воспитатель: Что же такое могло случиться?

(В группу вносится сундучок с космическими подарками)

Воспитатель: Я поняла это инопланетяне прислали нам космический подарок за то, что мы собрали все энергетические флажки и помогли вернуться им домой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

Сценарий развлечения посвященного дню космонавтики: "Космическое приключение"

Развлечение проводится в игровой форме, используются световые спецэффекты, звучит характерная музыка...

Сценарий театрализованной игровой программы для дошкольников "Космическое приключение Незнайки и Знайки"

Данный сценарий подойдет для выпускного вечера дошколят, рассчитан на 40 мин...

Конспект "Космическое приключение"

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим....

ПРОЕКТ «Космическое приключение»

Формирование начальных представлений о Космосе. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира....

Космические приключения

Занятие посвященное дню космонавтики, развивает у детей нравственно-патриотическое воспитание....

Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...