Я - гражданин.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Гимназия « Свиблово»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
В подготовительной группе №1 «Радость»
На тему: « Я – гражданин России».
Воспитатель
Лебедева В. А.
МОСКВА 2014г
Программное содержание:
Приоритетная область: познание.
Интеграция областей: социализация, чтение художественной литературы.
Цель: Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека. Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям
Задачи: воспитывать нравственно-патриотическое отношение к своей Родине. Развивать интерес к русским традициям, чувство ответственности и гордости за достижения страны. Воспитывать эстетическое отношение к цветам флага.
Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, президент, выбор, голосование.
Материал к занятию Символика России: флаг РФ, герб, глобус, портрет Президента РФ, свидетельство о рождении ребенка, иллюстрации к сказкам: «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Буратино», «Айболит»., бланк листовки «Все на выборы».
Предварительная работа: Разучивание гимнастики «Российская семья» (упражнение на координацию речи с движением). Ознакомление детей с государственными символами нашей Родины. Разучивание стихотворений (индивидуально) «Флаг России», «Герб России», «Все на выборы пойдем».
Возраст детей: подготовительная группа – 6-7 лет.
Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, символ, герб, гимн.
Источники: Здравствуй , мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2011. – 496с.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Время прохождения / хронометраж |
Вводная часть | Воспитатель: Ни одно важное событие страны не обходится без этих отличительных флагов. Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России. Пальчиковая гимнастика «Российская семья» Живут в России разные народы С давних пор, Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. Каждого народа язык свой и наряд Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, Другой – оленевод( Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой). Одни кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень Другим – милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна. | 5 мин. |
Основная часть | Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.) Воспитатель: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Воспитатель показывает детям свидетельство о рождении.) Здесь, в этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей? -право на имя, отчество, фамилию. -жить и воспитываться в семье -общаться с родителями и другими родственниками -защищать свои права -выражать свое мнение- -право на имущество -право на медицинское обслуживание -право на образование. Воспитатель: - Для чего человеку необходимо знать свои права? (Ответы детей. Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы) . Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках? » Воспитатель: - А вот и первая сказка, ребята (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? Какое же? (ответы детей) . Воспитатель: Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). Воспитатель: Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»). - А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка») . Воспитатель: - Интересно, какое же здесь право написано? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино») . Беседа «Президент государства – кто это? » Воспитатель: - Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы - Ребята, а президент – это кто? (ответы детей) . Воспитатель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Владимир Владимирович Путин. Воспитатель: - А кто выбирает Президента? (ответы детей) Воспитатель: - Мы, граждане России, сами выбираем себе президента. В нашей стране выборы президента проходят раз в 6 лет. В этих выборах могут принять участие все взрослые граждане государства. Президент избирается путем голосования. Тот, кто голосует на президентских выборах, добровольно соглашается передать ему маленький кусочек своей власти над собой. Из этих маленький кусочков и складывается большая государственная власть, которой обладает Президент. Воспитатель: - Ребята, а кто из вас был на избирательном участке? (ответы детей) .- А вот стихотворенье о выборах, давайте послушаем: Все на выборы пойдем! Я сегодня встану рано, Крикну всей семье, подъем! Просыпайтесь, папа, мама, Все на выборы пойдем! Весь народ сознательный Идет на избирательный. Избиратель, не томись, а скорей определись. Голос свой отдай скорей за достойнейших людей! Все на выборы идите, свою мудрость покажите Воспитатель: За кого проголосует большинство граждан, пришедших на избирательный участок, тот и становится президентом. Поэтому очень важно всем присутствовать на выборах и отдать свою частичку власти самому достойному человеку. А чтобы люди не забыли прийти на выборы, им раздают листовки – приглашения. И сегодня я предлагаю вам принять участие в изготовлении такой листовки. | 20мин. |
Заключительная часть | Творческая работа Изготовление листовки «Все на выборы идем Детям предоставляется заготовка с надписью «все на выборы идем! » и предлагается: - Раскрасить флаг. - Изобразить наиболее важное, на взгляд ребенка, право, борьбу за которое вы хотите доверить Президенту. | 10мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание маленького гражданина"
В консультации расскрыты основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ средствами музыкального искусства. Использован авторский материал. Консультация разработана с прив...
Открытое занятие "Знает каждый гражданин этот номер - 01"
Вашему вниманию предлагается работа, в которой рассказывается о правилах пожарной безопасности. В доступной форме дети знакомятся с правилами пожарной безопасности, отрабатывают последовательность дей...
Памятка "Как воспитать маленького гражданина"
Памятка используется как информационный материал для родителей...
«Как воспитать маленького гражданина»
Как воспитать маленького гражданина? Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, с...
Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".
Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...
Конспект занятия по правовому воспитанию для старшего дошкольного возраста "Я- гражданин".
Занятие содержит материал по ознакомлению детей с правами каждого человека на имя, фамилию, отчество, семью....
НОД "Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России"
Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско – патриотические чувства.Оборудование и материалы: геог...