«Тундо сак, сак!» (Весна приди, приди) Развлечение для дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, прибаутки, танцы, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
Задачи:
1. Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.
2. Осваивать «интонационно — подпевочный словарь мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа.
3. Воспитывать гордость, интерес и любовь к мордовской культуре, чувство радости, желание выступать на празднике, участвовать в исполнении песен, игр, танцев.
Методические приёмы:
- разучивание прибауток, песен.
-повторение закличек и игр.
Предварительная работа:
-выучить закличку на мордовском языке «Тундо, тундо сак, сак!»
-разучивание песни «Нармоннят», сл. Муз. Н.Кошелевой
-разучивание стихотворения на мордовском языке «Ютась телесь».
-разучивание мордовского танца и хоровода
Дети под музыку песни входят в зал
Вед:
Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна.
Ванды ули мазы майсь. Завтра будет красивый май.
Весе нармоттне сыть мекев, Все птицы прилетят обратно,
Конат туекшнесть лембе крайс. Которые улетали в теплые края.
Ведущий: Вот и постучалась к нам весна. И чтоб приблизить наступление весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.
Дети: Тунда, тунда, сак,сак! Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!
Лембе пиземе кантт, кантт! Теплый дождь нам принеси!
Покшт сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!
Ведущий: Закликали перелётных птиц, которые, как считалось, весну приносили на крыльях.
Нармоннятне тевс кундасть,
Птицы принялись за работу,
Пизот тиихть. Сась,
Начали вить гнезда. Пришла
Дети: Тундось - Весна.
Песня — закличка «Нармоннят» («Птицы»).
1. Нармоннят, нармоннят, Птички, птички,
Лембе кизень кандынк. Принесите теплое лето.
2. Минь пачалкседе антадызь, Мы вас блинами накормим,
Лофцодо симтядызь. Молоком напоим.
Ведущий: В марте в каждой мордовской избе стряпали из теста птичек — жаворонков. Ходили по селу, прославляли весну – красну, бросали их вверх и закликали жаворонков.
Дети (поют закличку)
Жаворонкат садо Жаворонки прилетайте
Пизонянтень тейтядо. Свои гнезда делайте.
Пацянятнень лангсо, На своих крыльях
Мазы тундо кандынк. Весну – красну принесите.
Песня «Нармоннят» («Птицы»).
Ведущий: Это первый раз так зазывали весну. Её созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки — Сязьгата. Сязьгата — это птица, которая никуда не улетает на зиму.
Ведущий: Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву — покровительницу ветра и Ведьаву — покровительницу воды.
Ребенок: Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!
Сась, сась тундось, Пришла, пришла весна,
Тусь тундонь, шадонясь! Пришло весеннее половодье!
Ива — Вась! Ива — Вась!
Ведущий: Но не только плясали, но и хороводы водили. Эй, веселый народ, выходите в хоровод!
Хоровод «Нармоннят», слова и музыка народные.
Ведущий: У меня в руках веточка вербы. Большим уважением пользовалась у мордвы верба. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и животным.
В весенний праздник «Вербное воскресенье» люди ходили по домам и веточками вербы хлестали спящих детей, приговаривая:
Верба хлыст, Вербный хлыст,
Верба кра! Вербная почка!
Шумбрачи максозо Пазось! Пусть здоровья даст бог!
Ведущий: После «Вербного воскресенья» идёт самый светлый праздник — Светлое Христово Воскресенье. По — другому праздник назывался
« ПАСХА — Инечи». Этот день богат не только вкусными угощениями, но и обычаями и обрядами.
На Пасху обменивались яйцами, чтобы добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее. Прославляли Иисуса Христа.
Песня «Христос Воскрес».
Ведущий: И даже в этот день закликали Весну.
Кеверек алнэ тарелкаланксо, Катись яичко по блюдечку,
Кеворик мазы тундонть. Прикати весну красную.
Дети: Мазы тундо сак, сак! Приди Весна – красная!
Весна: Шумбратада, эйкакшт! А те мон, мазы тундось. Вот мон и сынь тыненк. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морамо (Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами эрзянскую песню).
Песня «Ваняня»
Весна: Я вам в корзинке принесла сюрприз, посмотрим, что там?
Дети: Алт (Яйца).
Весна: Мордовские дети очень любили играть в яйца.
Игры.
1. Чьё яйцо дальше прокатится с горки.
2. Чьё яйцо дольше прокрутится.
Ведующая: Милости просим к самовару. Пироги, да блины кушать.
Используемые источники:
1. «Валдоня» (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. \Авторский коллектив МГПИ им. Евсевьева.\- Саранск . 2001
2.ИсайкинаА.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. Программаи методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республика Мордовия, МРИО.-Саранск,2007.
3. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2003г.
4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа Т.8, Саранск,1978г. 5.Хрестоматия к программе «Валдоня»(Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ \Авт.-сост. Е. Н. Киркина.\- Саранск 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tundo_sak.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тундо сак, сак!»
(Весна приди, приди)
Развлечение для дошкольников
Подготовила:
воспитатель
Соколова С.Н.
Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, прибаутки, танцы, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
Задачи:
- Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.
2. Осваивать «интонационно — подпевочный словарь мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа.
3. Воспитывать гордость, интерес и любовь к мордовской культуре, чувство радости, желание выступать на празднике, участвовать в исполнении песен, игр, танцев.
Методические приёмы:
- разучивание прибауток, песен.
-повторение закличек и игр.
Предварительная работа:
-выучить закличку на мордовском языке «Тундо, тундо сак, сак!»
-разучивание песни «Нармоннят», сл. Муз. Н.Кошелевой
-разучивание стихотворения на мордовском языке «Ютась телесь».
-разучивание мордовского танца и хоровода
Дети под музыку песни входят в зал
Вед:
Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна.
Ванды ули мазы майсь. Завтра будет красивый май.
Весе нармоттне сыть мекев, Все птицы прилетят обратно,
Конат туекшнесть лембе крайс. Которые улетали в теплые края.
Ведущий: Вот и постучалась к нам весна. И чтоб приблизить наступление весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.
Дети: Тунда, тунда, сак,сак! Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!
Лембе пиземе кантт, кантт! Теплый дождь нам принеси!
Покшт сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!
Ведущий: Закликали перелётных птиц, которые, как считалось, весну приносили на крыльях.
Нармоннятне тевс кундасть,
Птицы принялись за работу,
Пизот тиихть. Сась,
Начали вить гнезда. Пришла
Дети: Тундось - Весна.
Песня — закличка «Нармоннят» («Птицы»).
1. Нармоннят, нармоннят, Птички, птички,
Лембе кизень кандынк. Принесите теплое лето.
2. Минь пачалкседе антадызь, Мы вас блинами накормим,
Лофцодо симтядызь. Молоком напоим.
Ведущий: В марте в каждой мордовской избе стряпали из теста птичек — жаворонков. Ходили по селу, прославляли весну – красну, бросали их вверх и закликали жаворонков.
Дети (поют закличку)
Жаворонкат садо Жаворонки прилетайте
Пизонянтень тейтядо. Свои гнезда делайте.
Пацянятнень лангсо, На своих крыльях
Мазы тундо кандынк. Весну – красну принесите.
Песня «Нармоннят» («Птицы»).
Ведущий: Это первый раз так зазывали весну. Её созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки — Сязьгата. Сязьгата — это птица, которая никуда не улетает на зиму.
Ведущий: Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву — покровительницу ветра и Ведьаву — покровительницу воды.
Ребенок: Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!
Сась, сась тундось, Пришла, пришла весна,
Тусь тундонь, шадонясь! Пришло весеннее половодье!
Ива — Вась! Ива — Вась!
Ведущий: Но не только плясали, но и хороводы водили. Эй, веселый народ, выходите в хоровод!
Хоровод «Нармоннят», слова и музыка народные.
Ведущий: У меня в руках веточка вербы. Большим уважением пользовалась у мордвы верба. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и животным.
В весенний праздник «Вербное воскресенье» люди ходили по домам и веточками вербы хлестали спящих детей, приговаривая:
Верба хлыст, Вербный хлыст,
Верба кра! Вербная почка!
Шумбрачи максозо Пазось! Пусть здоровья даст бог!
Ведущий: После «Вербного воскресенья» идёт самый светлый праздник — Светлое Христово Воскресенье. По — другому праздник назывался
« ПАСХА — Инечи». Этот день богат не только вкусными угощениями, но и обычаями и обрядами.
На Пасху обменивались яйцами, чтобы добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее. Прославляли Иисуса Христа.
Песня «Христос Воскрес».
Ведущий: И даже в этот день закликали Весну.
Кеверек алнэ тарелкаланксо, Катись яичко по блюдечку,
Кеворик мазы тундонть. Прикати весну красную.
Дети: Мазы тундо сак, сак! Приди Весна – красная!
Весна: Шумбратада, эйкакшт! А те мон, мазы тундось. Вот мон и сынь тыненк. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морамо (Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами эрзянскую песню).
Песня «Ваняня»
Весна: Я вам в корзинке принесла сюрприз, посмотрим, что там?
Дети: Алт (Яйца).
Весна: Мордовские дети очень любили играть в яйца.
Игры.
1. Чьё яйцо дальше прокатится с горки.
2. Чьё яйцо дольше прокрутится.
Ведующая: Милости просим к самовару. Пироги, да блины кушать.
Используемые источники:
1. «Валдоня» (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. \Авторский коллектив МГПИ им. Евсевьева.\- Саранск . 2001
2.ИсайкинаА.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. Программаи методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республика Мордовия, МРИО.-Саранск,2007.
3. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2003г.
4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа Т.8, Саранск,1978г. 5.Хрестоматия к программе «Валдоня»(Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ \Авт.-сост. Е. Н. Киркина.\- Саранск 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приди, Весна! Приди красна!"
Весеннее развлечение для детей....
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Праздник для детей старшего дошкольного возраста с использованием фольклора. «Приди, весна ясная, Приди, весна красная!»
Цели:1. Приобщать детей к истокам народной культуры, к устному народному творчеству.2. Вызвать радостное настроение от праздника исполнения народных пес...
Весенний праздник во 2 младшей группе на тему: «Приди весна ясная, приди весна красная…»
Весна, весна, идет весна, Тепло и свет несет она....
«Тундо сак, сак!» (Весна приди, приди) Развлечение для дошкольников
Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, прибаутки, танцы, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.Задачи:1....
развлечение Приди Весна, приди Красна"
фольклорное развлечение...
Сценарий развлечения "Приди весна красная, приди весна с радостью"
Сценарий "Приди весна красная, приди весна с радостью", разработан для детей средней группы. Цель: доставить радость детям....