«Тундо сак, сак!» (Весна приди, приди) Развлечение для дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Соколова С.Н.

 

Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, прибаутки, танцы, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
Задачи:

1.    Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.

2. Осваивать «интонационно — подпевочный словарь мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа.
3. Воспитывать гордость, интерес и любовь к мордовской культуре, чувство радости, желание выступать на празднике, участвовать в исполнении песен, игр, танцев.
 

Методические приёмы:

- разучивание прибауток, песен.
-повторение закличек и игр.
Предварительная работа:
-выучить закличку на мордовском языке «Тундо, тундо сак, сак!»
-разучивание песни «Нармоннят», сл. Муз. Н.Кошелевой
-разучивание стихотворения на мордовском языке «Ютась телесь».
-разучивание мордовского танца и хоровода

 

Дети под музыку песни входят в зал

Вед:
Ютась телесь. Сась тундось.         Прошла зима. Пришла весна.
Ванды ули мазы майсь.                 Завтра будет красивый май.
Весе нармоттне сыть мекев,          Все птицы прилетят обратно,
Конат туекшнесть лембе крайс.    Которые улетали в теплые края.

Ведущий: Вот и  постучалась к нам весна. И чтоб приблизить наступление весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.

Дети: Тунда, тунда, сак,сак!    Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук!                               Зима, зима уйди!
Лембе пиземе кантт, кантт!                   Теплый дождь нам принеси!
Покшт сёрот макст, макст!                    Высокую пшеницу вырасти!

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Закликали перелётных птиц, которые, как считалось, весну приносили на крыльях.
Нармоннятне тевс кундасть,

Птицы принялись за работу,

Пизот тиихть. Сась,

Начали вить гнезда. Пришла

Дети: Тундось - Весна.

Песня — закличка «Нармоннят» («Птицы»).

1. Нармоннят, нармоннят, Птички, птички,
Лембе кизень кандынк. Принесите теплое лето.
2. Минь пачалкседе антадызь, Мы вас блинами накормим,
Лофцодо симтядызь. Молоком напоим.

Ведущий: В марте в каждой мордовской избе стряпали из теста птичек — жаворонков. Ходили по селу, прославляли весну – красну, бросали их вверх и закликали жаворонков.

Дети (поют закличку)
Жаворонкат садо                    Жаворонки прилетайте
Пизонянтень тейтядо.              Свои гнезда делайте.
Пацянятнень лангсо,                На своих крыльях
Мазы тундо кандынк.              Весну – красну принесите.

Песня «Нармоннят» («Птицы»).

Ведущий: Это первый раз так зазывали весну. Её созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки — Сязьгата. Сязьгата — это птица, которая никуда не улетает на зиму.

Ведущий: Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву — покровительницу ветра и Ведьаву — покровительницу воды.

Ребенок: Ой, Вармава, Вармава!    Ветер, ветер, ветерок!
Сась, сась тундось,                           Пришла, пришла весна,
Тусь тундонь, шадонясь!                 Пришло весеннее половодье!
Ива — Вась! Ива — Вась!

Ведущий:  Но не только плясали, но и хороводы водили. Эй, веселый народ, выходите в хоровод!

Хоровод «Нармоннят», слова и музыка народные.

 

 

 

 

 

Ведущий: У меня в руках веточка вербы. Большим уважением пользовалась у мордвы верба. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и животным.

     В весенний праздник «Вербное воскресенье» люди ходили по домам и веточками вербы хлестали спящих детей, приговаривая:
Верба хлыст,                                   Вербный хлыст,
Верба кра!                                        Вербная почка!
Шумбрачи максозо Пазось!           Пусть здоровья даст бог!

Ведущий: После «Вербного воскресенья» идёт самый светлый праздник — Светлое Христово Воскресенье. По — другому праздник назывался

 « ПАСХА — Инечи». Этот день богат не только вкусными угощениями, но и обычаями и обрядами.

    На Пасху обменивались яйцами, чтобы добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее. Прославляли Иисуса Христа.

Песня «Христос Воскрес».

Ведущий: И даже в этот день закликали Весну.

Кеверек алнэ тарелкаланксо,      Катись яичко по блюдечку,
Кеворик мазы тундонть.              Прикати весну красную.

Дети: Мазы тундо сак, сак!        Приди Весна – красная!

Весна: Шумбратада, эйкакшт! А те мон, мазы тундось. Вот мон и сынь тыненк. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морамо (Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами эрзянскую песню).

Песня «Ваняня»

Весна: Я вам в корзинке принесла сюрприз, посмотрим, что там?

Дети: Алт (Яйца).

Весна:  Мордовские дети очень любили играть в яйца.

Игры.
1. Чьё яйцо дальше прокатится с горки.
2. Чьё яйцо дольше прокрутится.

Ведующая:  Милости просим к самовару. Пироги, да блины кушать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:
 

 1. «Валдоня» (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. \Авторский коллектив МГПИ им. Евсевьева.\- Саранск . 2001

 2.ИсайкинаА.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. Программаи методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республика Мордовия, МРИО.-Саранск,2007.

3. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2003г.

 4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа Т.8, Саранск,1978г. 5.Хрестоматия к программе «Валдоня»(Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ \Авт.-сост. Е. Н. Киркина.\- Саранск 2004.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tundo_sak.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тундо сак, сак!»

(Весна приди, приди)

Развлечение для дошкольников

        Подготовила:

воспитатель

Соколова С.Н.

Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, прибаутки, танцы, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
Задачи:

  1. Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.

2. Осваивать «интонационно — подпевочный словарь мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа.
3. Воспитывать гордость, интерес и любовь к мордовской культуре, чувство радости, желание выступать на празднике, участвовать в исполнении песен, игр, танцев.

Методические приёмы:

- разучивание прибауток, песен.
-повторение закличек и игр.
Предварительная работа:
-выучить закличку на мордовском языке «Тундо, тундо сак, сак!»
-разучивание песни «Нармоннят», сл. Муз. Н.Кошелевой
-разучивание стихотворения на мордовском языке «Ютась телесь».
-разучивание мордовского танца и хоровода

Дети под музыку песни входят в зал

Вед:
Ютась телесь. Сась тундось.         Прошла зима. Пришла весна.
Ванды ули мазы майсь.                 Завтра будет красивый май.
Весе нармоттне сыть мекев,          Все птицы прилетят обратно,
Конат туекшнесть лембе крайс.    Которые улетали в теплые края.

Ведущий: Вот и  постучалась к нам весна. И чтоб приблизить наступление весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.

Дети: Тунда, тунда, сак,сак!    Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук!                               Зима, зима уйди!
Лембе пиземе кантт, кантт!                   Теплый дождь нам принеси!
Покшт сёрот макст, макст!                    Высокую пшеницу вырасти!

Ведущий: Закликали перелётных птиц, которые, как считалось, весну приносили на крыльях.
Нармоннятне тевс кундасть,

Птицы принялись за работу,

Пизот тиихть. Сась,

Начали вить гнезда. Пришла

Дети: Тундось - Весна.

Песня — закличка «Нармоннят» («Птицы»).

1. Нармоннят, нармоннят, Птички, птички,
Лембе кизень кандынк. Принесите теплое лето.
2. Минь пачалкседе антадызь, Мы вас блинами накормим,
Лофцодо симтядызь. Молоком напоим.

Ведущий: В марте в каждой мордовской избе стряпали из теста птичек — жаворонков. Ходили по селу, прославляли весну – красну, бросали их вверх и закликали жаворонков.

Дети (поют закличку)
Жаворонкат садо                    Жаворонки прилетайте
Пизонянтень тейтядо.              Свои гнезда делайте.
Пацянятнень лангсо,                На своих крыльях
Мазы тундо кандынк.              Весну – красну принесите.

Песня «Нармоннят» («Птицы»).

Ведущий: Это первый раз так зазывали весну. Её созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки — Сязьгата. Сязьгата — это птица, которая никуда не улетает на зиму.

Ведущий: Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву — покровительницу ветра и Ведьаву — покровительницу воды.

Ребенок: Ой, Вармава, Вармава!    Ветер, ветер, ветерок!
Сась, сась тундось,                           Пришла, пришла весна,
Тусь тундонь, шадонясь!                 Пришло весеннее половодье!
Ива — Вась! Ива — Вась!

Ведущий:  Но не только плясали, но и хороводы водили. Эй, веселый народ, выходите в хоровод!

Хоровод «Нармоннят», слова и музыка народные.

Ведущий: У меня в руках веточка вербы. Большим уважением пользовалась у мордвы верба. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и животным.

     В весенний праздник «Вербное воскресенье» люди ходили по домам и веточками вербы хлестали спящих детей, приговаривая:
Верба хлыст,                                   Вербный хлыст,
Верба кра!                                        Вербная почка!
Шумбрачи максозо Пазось!           Пусть здоровья даст бог!

Ведущий: После «Вербного воскресенья» идёт самый светлый праздник — Светлое Христово Воскресенье. По — другому праздник назывался

 « ПАСХА — Инечи». Этот день богат не только вкусными угощениями, но и обычаями и обрядами.

    На Пасху обменивались яйцами, чтобы добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее. Прославляли Иисуса Христа.

Песня «Христос Воскрес».

Ведущий: И даже в этот день закликали Весну.

Кеверек алнэ тарелкаланксо,      Катись яичко по блюдечку,
Кеворик мазы тундонть.              Прикати весну красную.

Дети: Мазы тундо сак, сак!        Приди Весна – красная!

Весна: Шумбратада, эйкакшт! А те мон, мазы тундось. Вот мон и сынь тыненк. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морамо (Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами эрзянскую песню).

Песня «Ваняня»

Весна: Я вам в корзинке принесла сюрприз, посмотрим, что там?

Дети: Алт (Яйца).

Весна:  Мордовские дети очень любили играть в яйца.

Игры.
1. Чьё яйцо дальше прокатится с горки.
2. Чьё яйцо дольше прокрутится.

Ведующая:  Милости просим к самовару. Пироги, да блины кушать.

Используемые источники:

 1. «Валдоня» (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. \Авторский коллектив МГПИ им. Евсевьева.\- Саранск . 2001

 2.ИсайкинаА.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. Программаи методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республика Мордовия, МРИО.-Саранск,2007.

3. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2003г.

 4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа Т.8, Саранск,1978г. 5.Хрестоматия к программе «Валдоня»(Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ \Авт.-сост. Е. Н. Киркина.\- Саранск 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приди, Весна! Приди красна!"

Весеннее развлечение для детей....

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Праздник для детей старшего дошкольного возраста с использованием фольклора. «Приди, весна ясная, Приди, весна красная!»

Цели:1.     Приобщать детей к истокам народной культуры, к устному народному творчеству.2.     Вызвать радостное настроение от праздника исполнения народных пес...

Весенний праздник во 2 младшей группе на тему: «Приди весна ясная, приди весна красная…»

Весна, весна, идет весна,            Тепло и свет несет она....

«Тундо сак, сак!» (Весна приди, приди) Развлечение для дошкольников

Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, прибаутки, танцы, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.Задачи...

развлечение Приди Весна, приди Красна"

фольклорное развлечение...

Сценарий развлечения "Приди весна красная, приди весна с радостью"

Сценарий  "Приди весна красная, приди весна с радостью", разработан для детей средней группы. Цель: доставить  радость детям....