Проект "Мир лекарственных растений". Методическая разработка для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В проекте описана работа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями Республики Коми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 68.27 КБ |
Предварительный просмотр:
4
Администрация муниципального образования муниципального
района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 комбинированного вида» с.Выльгорт
«Быдсяма челядьöс 10 № - а видзанiн» школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
Проект
«Мир
лекарственных
растений»
Разработала: воспитатель
Ильиченко И.Н.
Выльгорт, 2016 год
Оглавление:
- Паспорт проекта
- Актуальность проекта
- Инновационный потенциал проекта
- Цель, задачи и принципы проекта
- Социальная значимость проекта
- План реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Содержание работы над реализацией проекта
- Условия реализации проекта
- Перспективы развития проекта
- Литература
Паспорт проекта
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский
Вид проекта | Познавательный |
По составу участников | групповой |
Состав участников | дети подготовительной группы, педагоги, родители. |
По срокам реализации | долгосрочный (рассчитан на 10 месяцев). Август 2015 – май 2016 г. |
Планируемые результаты проектной деятельности | - дети получат элементарные представления о пользе лекарственных растений; - обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения»; - центр природы пополнится новыми пособиями и дидактическими материалами; - знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в разных видах деятельности (познавательной, трудовой, продуктивной, игровой, коммуникативной); - у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и природы; - заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми. |
Актуальность | В настоящее время экологическое воспитание превращается в чрезвычайную широкую и весьма важную научную дисциплину. Люди стали брать от природы все, что им кажется необходимым, ничего не давая взамен. И все чаще и чаще можно замечать, как мы отходим от нее, не пытаемся сохранить, какой же она потом достанется детям? Самые маленькие жители нашей планеты — дети дошкольного возраста. И в этом возрасте при правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений. Ребенок, самостоятельно посадивший растение уже не будет бездумно относиться к природе, не сорвет ради забавы цветок или ветку дерева. Наблюдая и рассматривая растения с детьми в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Актуальность этой проблемы состоит в том, чтобы приучать детей к экологической культуре, учиться заботиться о растениях, наблюдать за их ростом, уметь узнавать лекарственные растения и знать их названия. |
Актуальность проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
В ходе изучения представлений детей о лекарственных растениях, выяснилось, что дети недостаточно владеют знаниями о растениях, о пользе их для человека и природы, способах выращивания, среде обитания, о бережном обращении с такими растениями. В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений.
Поэтому мы решили, что наш проект будет наиболее актуален к решению этих задач.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые растут на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Мир лекарственных растений».
Инновационный потенциал проекта
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
- Знакомить дошкольников с лекарственными растениями.
- Воспитывать бережное отношение к ним.
- Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
- Вызвать интерес родителей и привлекать их к совместной деятельности с детьми.
Принципы:
- Целенаправленность процесса ознакомления с лекарственными растениями;
- Системность проведения работы;
- Доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Наглядность;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
- Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире лекарственных растений.
- Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.
Социальная значимость проекта
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Самым интересным объектом является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.
Познакомить детей с лекарственными растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, решает воспитатель, знакомя дошкольников с лекарственными растениями, следующие:
- дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;
- сформировать познавательный интерес к миру лекарственных растений.
Ребёнок в силу своих психологических особенностей не видит этого. Он не замечает того изящества и красоты растения, которое видит взрослый. Воспитатель может помочь ребёнку увидеть эту красоту, что каждое растение – это чудо природы и каждый цветок красив по-своему.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будят в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы воспитания детей. Мы стараемся научить детей не только ухаживать за ними, но и проявлять к ним внимание, доброту. Природа привлекает внимание детей, но главное не наблюдение, главное с малых лет жизни привить бережное отношение к природе. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Чувство прекрасного и бережное отношение к нему, мы считаем прежде всего начинается с самой живой природы. Через такую тему, как изучение лекарственных растений, мы продолжаем знакомство детей с природой, с особенностями растений, их пользе. Через использование стихов, загадок, красивых наглядных картинок у детей формируются не только знания, но и развивается эстетические чувства. Такая форма проведения мероприятия не только расширяет знания о растительном мире, но и развивает память, речь, воображение. А это все способствует общему умственному развитию детей.
Знакомя детей с лекарственными растениями, мы учим тому, что они становятся более внимательными и наблюдательными к миру растений, и оглядываясь по сторонам замечают, что лекарственные растения растут у нас под ногами. Природа протягивает нам руку помощи, давая возможность использовать зеленую аптеку для лечения от недугов. Но в тоже время мы учим их беречь окружающую нас природу, правилам поведения в природе.
План реализации проекта.
этапы | Работа с детьми | Работа с педагогами | Взаимодействие с семьей |
организационный |
| Изучение литературы. Разработка плана реализации проекта. Разработка планов совместной деятельности с детьми. Подбор методической литературы о лекарственных растениях | Информация для родителей о цели, задачах и предстоящей деятельности по проекту. Анкетирование родителей по теме. |
Практический |
|
| Совместная деятельность родителей с детьми в продуктивной, познавательно- исследовательской деятельности. |
Заключительный | Презентация результатов совместной деятельности – создание альбома «Лекарственные растения нашего участка» |
Ожидаемые результаты:
Для детей: дети получат элементарные представления о пользе лекарственных растений; у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и природы; дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоровью человека.
Для воспитателей: Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. Развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями.
Для родителей: проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.
Содержание работы над реализацией проекта.
Сроки | Мероприятия для детей | Формы работы с родителями | Совместная деятельность (родители и дети) |
Август, Сентябрь | 1. Выявление представлений детей о лекарственных растениях 2.Беседа "Лекарственные растения" 3. Экскурсия в лес. Цель: Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем районе. 4.Дидактическая игра: «Узнай по описанию». | Анкетирование родителей Лекарственные растения». Цель: выявить уровень знаний родителей по данной теме. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав» | - Выставка рисунков «Наш друг – подорожник» - Составление гербария «Лекарственных растений» |
Октябрь | 1.СОД «В гостях у Доктора Айболита» Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. 2.Наблюдение за березой Цель: продолжать знакомить с березой, ее лечебными свойствами, особенностями березы. 3.Вечер загадок о лекарственных растениях. 4.Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет». | Родительское собрание «Целебные травы» Цель: познакомить родителей с разнообразием лекарственных трав, их применением в лечении простудных заболеваний, включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников. | Подбор информации о лекарственных растениям (стихи, загадки, рассказы, сказки… .) |
Ноябрь | 1.Поисковая-исследовательская деятельность: «Где лучше посадить растения?» 2.Коллаж «Цветочное царство». Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж. 3. Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов» Цель: формирование основ экологической культуры детей через восприятие музыки. 4.Дидактическая игра: «Что лечит это растение?» | Попросить родителей сделать альбомы с фотографиями лекарственных растений Республики Коми занесенных в Красную книгу. | Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений. |
Декабрь | 1. Наблюдение “Наблюдаем, как растет лук” 2.Рисование иллюстраций к экологическим сказкам о лекарственных растениях) 3.Пазлы «От какого растения часть?» | Конкурс на тему «Экологическая сказка» (придумывание сказок о лекарственных растениях) | Создание книги «Зеленые друзья» |
Январь | 1.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» 2. Лепка (коллективная работа) “Лекарственных трав хоровод” 3.Дидактическая игра "Вершки - корешки" Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. | Памятка «Правила сбора лекарственных растений» | Викторина «Знатоки лечебных трав» |
Февраль | 1.Занятие – сказка «Старый подорожник» 2.Эксперементально -исследовательская деятельность «Кора деревьев» Цель: Уточнить с детьми понятие «кора» для чего она служит дереву. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). 3. Чтение рассказа В. Бианки “О травах”. 4. Дидактическая игра “Четвертый лишний” | Собрать информацию о лекарственных растениях нашего поселка: (календула, чабрец, одуванчик, мята, мать – и – мачеха, шиповник). Цель: развивать поисковую деятельность дошкольников, способствовать обогащению и углублению знаний о данных лекарственных растениях. | Создание фотоальбома: «Мы и наши зеленые друзья» |
Март | 1.Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым». 2.Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева. 3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”. | Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений. | Развлечение «Волшебная травка» Цель - создать праздничное настроение у детей. |
Апрель | 1.СОД "Лекарственные растения - средства оздоровления человека» 2.Образовательная ситуация «Проращивание семян» 3.Рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях 4.Дидактическая игра «Узнай по описанию». | Попросить родителей о помощи в подборе литературы по данной теме. | Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений |
Май | 1. Выявление представлений детей о лекарственных растениях. 2. Экскурсия на луг Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими на лугу, их названиями, строением, способствовать развитию умения обобщать, доказательно строить свое суждение. 3. Составление схем «Что лечит это растение?» 4.Дидактическая игра «Что лечит это растение?» | Тематический вечер: дети с родителями «Лекарственные растения». Цель: обобщить знания дошкольников и родителей о лекарственных растениях, их пользе, бережном отношении к ним. | Итоговое мероприятие: Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители). |
Работа с педагогами:
- Изучить научно-популярную литературу о лекарственных растениях.
- Педагогическое наблюдение, ситуации общения.
- Циклы образовательных ситуаций.
- Оформление уголка для родителей.
- Организация выставки работ по теме «Лекарственные растения».
- Презентация данного проекта.
Условия реализации проекта
Для выполнения поставленных задач, для становления экологической воспитанности детей потребовалась специальная работа. При ее организации мы учитывали, что в дошкольном детстве ребенок накапливает собственный, своеобразный опыт отношения к природе, а это невозможно без близкого общения с живыми объектами. Поэтому началом нашей работы стало построение экологически развивающей среды в детском саду.
Организация предметно-развивающей среды:
В группе были оборудованы уголки:
- в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений; а также с растениями занесёнными в Красную книгу; альбомы с изображением деревьев, кустарников, овощей, фруктов, ягод.
- для развития игровой деятельности были изготовлены и приобретены дидактические игры о лекарственных растениях и травах;
- оформление фитобара – на коробочках с чаем наклеены изображения лекарственных растений с их названием.
В группе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
В группе есть мини-лаборатория, здесь дети под руководством воспитателя проводят эксперименты и опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
Кроме того, эти знания закрепляются и углубляются на протяжении других режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии, игры, а также используется такая форма, как задания.
В своей деятельности я использовала следующие методы:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: картинки, иллюстрации, плакаты.
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
• слушание музыки.
На участке детского сада много цветов (в теплое время года) – от этого детский сад становится действительно цветущим садом. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. На центральном входе и вдоль дороги растут ноготки, по окраинам участка детского сада растут – мята, подорожник, мать-и-мачеха. На участке в разных местах растут и многолетние растения и однолетники.
На групповых участках посажены – щавель, морковь, свекла, зелёный лук, редис, кабачки, укроп. Произрастают различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, лук, горох, морковь), ягоды, (черная и красная смородина).
На площадке природы во всех местах есть лавочки, пеньки, на которых приходящие сюда дети спокойно сидят, наблюдают за цветами, растениями.
В уголке природы имеются:
- комнатные лекарственные растения (колеус, каланхоэ);
-временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, рассады.
Главная особенность центра природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за лекарственными растениями, уход и выращивание.
С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.
Приступая к работе, мы составили перспективный план на год, куда включили различные методы и приемы работы по ознакомлению детей с лекарственными растениями
В работе мы применяли следующие формы организации деятельности детей:
1.Наблюдения – в ходе которых дети получали знания о лекарственных растениях нашего края, знакомились с лечебными свойствами березы, ее особенностями.
В ходе наблюдений широко применялись народные приметы, проблемные ситуации и вопросы. Например: наблюдение за березой начала с загадки, после чего детям предлагалось ответить на вопросы: «О каком времени года говорится в загадке? Что это за дерево? В каком состоянии находятся деревья весной? Зимой? и т.д.
2.Викторины – проводились для уточнения и расширения знаний детей о лекарственных растениях. Например: Викторина «Знатоки лечебных трав» - 2 команды (дети и их родители) по очереди отвечают на вопросы воспитателя и зарабатывают очки, победители поощрялись призами. В конце мероприятия детям и родителям предлагалось попить чай из лекарственных растений.
3.Ситуации общения – дети получали знания о правилах сбора лекарственных растений, их хранения и применения; уточняли и систематизировали знания о растениях. Например: «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Лекарственные растения» и т.д.
4.Развлечение – в ходе которого дети расширяли знания о лекарственных растениях нашего края. Например, в развлечении «Волшебная травка» - детям и родителям предлагалось решить проблемную ситуацию, дети и родители отгадывали загадки о лекарственных растениях, отвечали на вопросы героя, составляли рассказ о лекарственном растении, рассказывали стихи, рассказывали о целительных свойствах лекарственных растений.
5.С целью закрепления знаний детей о разнообразии лекарственных растений, бережного отношения ко всему живому мы использовали в своей работе игровые формы:
- игры – загадки («Отгадай и загадай»), игры – перевоплощения: «Я – ромашка», «Я – подорожник» и т.д.
6.СОД – в ходе которых дети знакомились с лекарственными растениями, закрепляли уже знакомые. В образовательной деятельности дети учились правильно называть лекарственное растение, получали знания о целительных свойствах лекарственных растений, ухаживать за ними, получали первичные представления о взаимосвязях в природе. Например: «Лекарственные растения – средства оздоровления человека», «В гостях у доктора Айболита».
7.Для закрепления и систематизации полученных знаний играли с детьми в дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что лечит это растение?», «Вершки - корешки», «Четвертый лишний » и т.д.
8.В своей работе развивали интерес к знаниям через опыты. Например, в поисково - исследовательской деятельности «Кора деревьев», уточняли с детьми понятие «кора» для чего она служит дереву, учились узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.
9.Восприятие художественной литературы: для расширения, обобщения и закрепления знаний детей читали художественные произведения о лекарственных растениях (рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», В. Бианки “О травах”, отрывки из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева); отгадывание загадок и чтение стихов о лекарственных растениях.
10.Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений мы использовали для закрепления и уточнения представлений детей о лекарственных растениях.
Немаловажным условием является участие родителей в формировании экологической воспитанности детей.
На отношение ребенка к природе самое существенное влияние оказывает поведение взрослых, ребенок подражает им. Поэтому, нами были организованы различные беседы, викторины, родительское собрание, консультации с родителями, папки-передвижки, с целью совершенствования экологической культуры родителей. Также советовали родителям чаще бывать вместе с детьми на природе, соприкасаться с ней, объяснять ребенку причинно-следственные связи природы. Ведь у ребенка в дошкольном возрасте преобладают вопросы: Как? Почему? И нам, взрослым, необходимо правильно, экологически грамотно отвечать на них. Не допускать грубости к природе.
Таким образом, в группе были созданы условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, организован непрерывный систематический педагогический процесс, который включает в себя ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только по лекарственным растениям, но и формирует экологические представления в целом.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В ходе проекта мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы с детьми решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
В ходе реализации проекта, у детей:
- развился познавательный интерес, расширились представления о природе,
- сформировались знания о лекарственных растениях,
- обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания,
- дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.
Несмотря на трудности, мы считаем, что дети достигли неплохих результатов, и цель, поставленная нами в начале проекта, достигнута. Дети узнали о свойствах, названии лекарственных растений, их пользе для человека. Дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. Дети познакомились с лекарственными растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Совместно с родителями собрали материал о лекарственных растениях и травах. Родителями совместно с детьми был оформлен сборник по лекарственным растениям. Дети стали проявлять интерес к природным объектам.
Особенно радует то, что удалось донести до детей главную истину, что РАСТЕНИЯ – это живые существа; что все живое: растет, развивается, удовлетворяет свои потребности, дышит, питается. Что одно невозможно без другого, в мире все едино и взаимосвязано, и мы должны помогать друг другу, ценить друг друга. И от нашего поведения в природе зависит множество жизней других живых существ.
В 2016 – 2017 учебном году мы решили продолжать работу над этой проблемой со 2 ой младшей группы, т.к эта тема интересна всем участникам образовательного процесса и необходима для становления экологической воспитанности детей. В дальнейшем мы будем пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой. Ведь в нашем регионе немало лекарственных растений. Это не только поможет детям в будущем использовать их для лечения, но и научит правильному, бережному отношению к природе.
Думаю, что это еще более научит детей видеть красоту природы, ее многообразие и необходимость. Поможет детям быть добрей, гуманно относиться ко всему, что их окружает и ценить это.
Свой опыт по ознакомлению детей дошкольного возраста с «Миром лекарственных растений» планирую разместить в СМИ, опубликовать в сети Интернет, для широкого использования педагогами дошкольных организаций.
Литература:
1. Бонева, Б.Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни лекарственных растений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.кан. пед. наук / Б.Н. Бонева. – М., 1973.
2. Бабаева, Т. И. Программа «Детство» [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой [и др.] / ООО « Издательство « Детство-Пресс», 2011.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2004.
4. Виноградова, Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.
5. Герасимов, С. О. Редкие лекарственные растения [Текст] / С.О. Герасимов, И.Л. Журавлев. – М., 2000.
6. Зебзеева, В. В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. - С.85.
7. Игра и ознакомление дошкольников с растениями [Текст]/ сост. И. Г. Комарова. – Могилев, 2009
8. Карпушова. В.Н. «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» - Издательство Коми РИППКРНО, 1993 г.
9. «Мы» - Программа экологического образования детей / Кондратьева Н.Н. и др. Спб: М94 «Детство – пресс».
10.Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 2008.
11. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева, Н.В. Лункевич. – М., Академия, 2008.
12. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3.
13. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / П. Г. Саморукова, Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева [и др.]. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»
laquo;Путешествие по стране Транспорта»Программные задачи:Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный мир. ·...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:- социализация (па...
Методическая разработка конспекта познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках приключений»
Интеграция образовательных областей.В досуге интегрируются социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие.Форма...
Методическая разработка "Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада"
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада.Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осущес...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
Презентация для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста На тему: «Организация и реализация музейной педагогики в пространстве ДОО»
Подготовила воспитатель: Карпова Лариса Ивановна 1 слайд. Добрый день коллеги. Представляем наш опыт в организация и реализация музейной педагогики в пространстве ДОО.2 слайд....
Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Использование игрового пособия "Первая грамматика" для развития лексико-грамматической категории связной речи у детей младшей группы....