Интегрированное занятие "На помощь к птицам"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данное занятие предназначено для детей 6-8 лет. Является итоговым занятием по теме "Зимующие птицы".
Цель: закрепление знаний детей о зимующих птицах Коми края посредством интеграции изучаемых предметов: ознакомление с окружающим миром, математикой, развитие речи, ознакомление с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 500.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес
План – конспект интегрированного занятия
Объединение «Школа будущего первоклассника»
Подпрограммы:
«Живулька» - ознакомление с окружающим миром
«Занимательная математика»
«Книголюб»
«Родной язык»- развитие речи
1-й год обучения
Возраст обучающихся 6 - 7 лет
Тема: «На помощь к птицам»
Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности
Педагог дополнительного образования детей
Печерская Людмила Михайловна
1-й квалификационной категории
Нижний Одес
2016 год
1. Тема занятия: «На помощь к птицам!».
2. Возраст обучающихся: 6-7 лет
3. Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности
4. Продолжительность занятия: 30 минут.
5. Цель: закрепление знаний детей о зимующих птицах Коми края посредством интеграции изучаемых предметов: ознакомление с окружающим миром, математикой, развитие речи, ознакомление с художественной литературой.
6. Задачи:
Обучающие
Ознакомление с окружающим миром: обобщение знаний детей о зимующих птицах Коми республики, с их особенностями, закрепление понятий: «тайга», «SOS»,
Математика: совершенствование навыков порядкового и количественного счёта в пределах 10; продолжение формирования умения детей решать простые арифметические задачи, примеры, используя числа и знаки; формировать представления детей о составе числа.
Развитие речи: развитие монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, обогащение словарного запаса детей (тайга, конвенция).
Ознакомление с художественной литературой: развитие интереса к художественной и познавательной литературе.
Развивающие.
- Развитие у детей познавательный интерес к жизни птиц.
- Развитие образного логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, смекалки.
- Развитие умения анализировать, делать выводы.
- Совершенствование диалогической речи.
- Развитие воображения, эмоционально-эстетическое чувства через перевоплощение, вхождение в образ птиц, рассказывания стихотворений.
- Активизация словаря детей.
Воспитательные
- Формирование навыков учебного сотрудничества.
- Развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать трудности, стоящие на пути достижения цели.
- Формирование самооценки своих действий.
- Воспитание любви к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой, желание заботиться о птицах своего края, воспитание любознательности, сочувствия.
Коррекционные:
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи и движений.
- Коррекция зрения
7. Форма занятия: трансформация традиционного занятия.
8. Методы:
по источникам знаний:
- словесный (беседа)
- наглядный (использование раздаточного, демонстрационного материала)
- практический
- видеометод (просмотр презентации, видеоролика «День птиц»)
по характеру познавательной деятельности:
- проблемный
- частично-поисковый
по степени самостоятельности обучающихся:
- учебная работа под руководством педагога
- самостоятельная работа обучающихся
9. Технологии:
- системно-деятельный подход
- здоровьесберегающая технология.
10. Форма контроля: карточки самооценки.
11. Словарная работа: тайга, конвенция.
12. Литературный ряд: отрывки из стихотворений: М.Н.Лебедев «Земля Коми»; С. Муллабаев «Следы на снегу»; К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»; И. Беляков «Не робей, воробей»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»; С. Погореловский «Лес дремучий, до свиданья!»;
Сообщение: «Что страшнее для птиц голод или холод?» («Зимовка птиц» http://www.catarrh.narod.ru/win/b_lifecycle4.html)
13. Этапы занятия:
1 этап. Организационный
2 этап. Мотивационно-проблемный
3 этап. Деятельностный
4 этап. Контрольный
5 этап. Итоговый
6 этап. Рефлексивный
14. Оборудование: компьютер, видеопроектор, слайды (пейзаж леса, изображение следов на снегу, птиц на дереве), слайды с фотографиями кормушек и листовок акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка», видеоролик «День птиц», «Математические наборы», «карточки – кормушки» с составом чисел, «карточки – самооценки», задача, аудиозапись «SOS», «Голоса леса», поощрительные знаки.
15. Использованная литература:
Интернет – ресурсы
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie
http://www.baby.ru/blogs/post/152394203-31592462/
Технологическая карта занятия
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методы и приемы | Критерии | Используемые ЦОР | |||||
знания | умения | ||||||||
1 этап. Организационный (1 мин.) Цель: активизация детей на занятие. | |||||||||
Создает эмоциональный настрой с помощью художественного слова | Воспринимают информацию. | Метод оживления с помощью художественного слова | Знание правил поведения во время занятия | Внутренняя мотивация на деятельность | Орг. момент: http://nsportal.ru/orgmomenty-dlya-uroka | ||||
2 этап. Мотивационно-проблемный (6 мин.) Цель: организация межличностных взаимодействий, создание проблемной ситуации. | |||||||||
Настраивает на предстоящую деятельность. Обобщает знания о тайге. Демонстрирует детские исследовательские работы. Создаёт проблемную ситуацию, с помощью звукового сигнала и художественного слова. | Выполняют задание. Формулируют понятие «тайга», сигнал «SOS». Закрепляют навыки счёта. Соотносят цифру с буквой, читают слово. Прослушивают звуковой сигнал. Высказывают свои предположения. | Игровой метод: д/и «Зашифрованное слово». Прослушивание звукового сигнала «SOS». Игровой метод: д/и «Чьи следы». | Степень понимания особенностей леса «тайга», сигнала «SOS»; Знание порядкового счёта, букв русского алфавита, овладение навыков чтения | Умение контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания; умения устанавливать правильную последовательность событий | Слайд к д/и «Зашифрованное слово»; изображение тайги: https://yandex.ru/images/search?img_url ; фото зимнего леса: https://yandex.ru/images/search?p; фото листовок акции «Зелёная иголочка»; звуковой сигнал «SOS»: http://muzofon.com/search; изображение птичьих следов: https://yandex.ru/images/search?text | ||||
3 этап. Деятельностный (6 мин.) Цель: организация деятельности учащихся, направленной на решение проблемной ситуации. | |||||||||
Подводит к самостоятельной постановке темы и цели работы. Обобщает знания детей об особенностях зимующих птиц. Побуждает детей к деятельности. Корректирует ответы. Уточняет способы получения информации. Демонстрирует фото кормушек, сделанных детей с родителями. | Слушают и вступают в диалог. Обосновывают свой ответ. Обобщают знания о зимующих птицах. Рассказывают стихотворение. Выступают с докладом. Делают выводы. | Художественное слово. Беседа. Выступление с докладом. Демонстрация фото. | Знания детей об особенностях зимующих птиц, о необходимости помощи птицам зимой. | Умения устанавливать причинно-следственные связи; умение эмоционально выражать свои эмоции при рассказывании стихотворений; осмысление возможного решения проблемы | Слайд с фото кормушек. | ||||
4 этап. Контрольный (12 мин.) Цель: организация деятельности обучающихся, направленной на выявления качества и уровня овладения знаниями по математике. | |||||||||
Организует работу в парах, в группах по выполнению заданий с учётом индивидуальных способностей Дифференцирует задания Организует физкультминутку Корректирует работу детей Обобщает знания детей о подкормке птиц | Обобщают знания о составе чисел: 5, 6. Совершенствуют умения решать простые арифметические задачи, примеры. Закрепляют знания порядкового счёта. Учитывают ответы других детей, партнеров по деятельности Сравнивают результат своей работы с образцом. Анализируют свою деятельность | Игровой метод: д/и «Составь число», «Найди корм для птички». Художественное слово. Физкультминутка. | Знание состава чисел 5,6. Знание алгоритма решения простой арифметической задачи. Знание порядкового счёта. | Умение составлять последовательность действий при выполнении заданий; умение согласовывать действия с партнёрами при выполнении совместных заданий; умение осуществлять взаимопроверку при работе в паре; умение оценивать свою деятельность и деятельность детей объединения | Слайд - иллюстрация к задаче (изображение сороки: https://yandex.ru/images/search?img_url дерева: https://yandex.ru/images/search?p): Физминутка: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/10/27/kartoteka-fizminutok Слайд с изображением дерева с птицами (сосна: https://yandex.ru/images/search?text; птицы: Слайд – проверка к д/и «Найди корм для птички» (птицы: https://yandex.ru/images/search?text | ||||
5 этап. Итоговый (3 мин.) Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей исследовательской деятельности по теме «Птицы». | |||||||||
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия Демонстрирует видео «День птиц» Настраивает детей на продолжение исследовательской работы | Высказывают свое мнение. Делают выводы. Обосновывают свой ответ. Просматривают видео. | Беседа с помощью наводящих вопросов, фонограмма «Голоса птиц», д/и «Почему?», демонстрация видео «День птиц» | Степень понимания значения птиц в природе. Знания об особенностях клеста, поползня, дятла | Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение слушать и слышать; | Слайд - фото зимнего леса: https://yandex.ru/images/search?p; фонограмма «Голоса птиц» (снегирь): http://vmusice.net/mp3 Слайд с изображением птиц в полёте: https://yandex.ru/images/search?img_url Просмотр видео о «Дне птиц»: https://www.youtube.com/watch?v=sYHNGk3EIMQ Слайды с изображением птиц: https://yandex.ru/images/search?img_url Слайд Слайд «Международный день птиц – 1 апреля!»: https://yandex.ru/images/search?img_url | ||||
6 этап. Рефлексивный (2 мин.) Цель: Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособности, результативности работы. | |||||||||
Организует оценочные высказывания учащихся о совместной работе. Вручает знаки поощрения. | Осуществляют самооценку. Высказывают своё мнение о результатах своей деятельности. | Беседа с помощью наводящих вопросов, карточки – самооценки «Солнышко», «Тучка с солнышком», «Дождик», художественное слово. | Знание критериев оценки своей деятельности на занятии (самостоятельность, активность, правильность выполнения заданий). | Умение адекватно оценивать свою деятельность, аргументируя свой ответ. | Слайд со стихотворение и с изображением детей, кормящих птиц. https://yandex.ru/images/search?text. |
ХОД занятия:
- Организационный этап.
Прозвенел звонок для нас,
Тихо сели, а сейчас -
Будем учиться, работать, искать,
Что-то полезное вновь узнавать.
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.
«Пусть наша добрая улыбка
Наполнит всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!»
2. Мотивационно-проблемный этап.
- Ребята, я приглашаю вас сегодня на прогулку. А куда мы отправимся, вы узнаете, когда расшифруете слово:
Д\и «Зашифрованное слово» (дети выполняют задание математического характера, и ответ соотносят с буквой)
Задания:
- Сколько дней в неделе?
- Сколько получится, если увеличить 4на 1?
- Какое предыдущее число 4?
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько хвостов у четырёх белок?
- Куда же мы отправимся? (В тайгу.)
- Что такое тайга? (Это лес Коми края.)
- Да, ребята наш лес назван так потому, что у нас растут, в основном, хвойные деревья, которые очищают наш воздух.
- Ребята, пока мы с вами идём, небольшая «Умственная разминка»:
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
- Сегодня четверг, а завтра?
- Если сосна выше ели, то ель?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Молодцы! А вот и лес.
Слайд с фотопейзажем зимнего леса.
Я иду землёю Коми –
Древняя тайга кругом.
Лес такой могуч, огромен -
Есть ли где в краю другом?
- Посмотрите, как красиво кругом! Какие чудесные зелёные ёлочки в своих снежных нарядах. Благодаря вашим листовкам, они и дальше будут украшать наш лес.
Показ слайда с листовками.
- Многие люди прислушались к вашей просьбе и не стали рубить ели на Новый год.
Слайд с изображением зимнего леса.
Звучит сигнал SOS!
- Что это за сигнал?
- Что он означает?
- Ой, ребята посмотрите, Вместе с сигналом, нам оставили какие-то следы.
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный этот след
Затаил в себе секрет.
Слайд с изображениями птичьих следов.
- Деятельностный этап.
- Кто же оставил нам сообщение? (птицы)
- Какие птицы? (зимующие)
- Почему вы так думаете? (потому, что перелётные птицы улетели в тёплые края)
Слайд с изображением зимнего леса.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Каких зимующих птиц Коми края вы знаете?
- Где можно встретить птиц зимой? (в лесу, в посёлке)
- О чём же просят нас зимующие птицы?
Читает ребёнок
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким? (да)
- Что же страшнее для птиц: голод или холод? (Выступление ребёнка: осенью зимующие птицы меняют оперение на более теплое, густое и более длинное. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Так же у птиц образуется большой слой подкожного жира, который защищает их от холода. Чтобы он не уменьшился птице необходимо хорошо питаться. Сытой птице мороз не страшен!)
- Молодец! А откуда ты об этом узнала?
- Откуда ещё мы может всё узнать?
Слайд - демонстрация карточек исследовательской деятельности.
- Итак, как же мы можем помочь птицам зимой? (кормить птиц)
Слайд с фото кормушек.
Читает ребёнок
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Прилетайте, кто захочет.
Мы вас, птички, любим очень!
- Какие замечательные кормушки вы сделали со своими родителями.
- Контрольный этап.
- А сейчас мы с вами сделаем кормушки сами, но они необычные. Они арифметические. Надо заполнить пустые клеточки (д\и «Составь число», работа в парах) (Приложение №1)
- Молодцы! Ну, где же птицы? (гимнастика для птиц)
- Вот же они!
Слайд иллюстрации к задаче.
Пять сорок на ветку сели,
Две ещё к ним прилетели.
Сколько же теперь сорок?
Сосчитай-ка их дружок.
- Выложите решение и ответ задачи на столе с помощью цифр и знаков (индивидуальная работа).
Физкультминутка.
- Дети, давайте представим, что мы с вами птицы.
Птицы крыльями махали –
Все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорожку опустились.
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки искали.
Не нашли они ни крошки.
И у птах озябли ножки.
Снова птички полетели
И на ветки тихо сели.
- Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело.
Слайд с изображением дерева с птицами.
- Давайте их посчитаем. Но сначала, давайте вспомним правила счёта (счёт птиц по кругу).
- Чем же мы будем угощать наших гостей?
Д\и «Найди корм для птички»: (работа по командам) (Приложение №2)
(Детям выдаются карточки с изображением птиц (пример) и корма (ответ). Дети соотносят карточку – пример (с изображением птиц) с карточкой – ответом (с изображением корма).)
Работа по степени сложности:
1команда: 2 команда:
6 + 4 7 - 1
7 - 2 3 + 2
4 + 4 5 - 2
9 - 3 9 + 1
- Чем же мы угостим пернатых друзей?
Слайд - проверка выполненного задания
Салом угостим синичку
Рябиной угостим снегиря
Пшеном угостим воробья
Хлебными крошками угостим голубя
- Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
- Итоговый этап.
- А какую пользу приносят птицы?
- Правильно. Птицы уничтожают вредных насекомых, поедают семена сорняков, радуют нас весёлым пением.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Слайд с изображением птиц в полёте.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И поют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
- Мы выполнили просьбу зимующих птиц?
- Пришла пора возвращаться домой.
Слайд с изображением зимнего леса.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем!
- Пока мы идёт домой, давайте поиграем в игру «Почему?».
Слайд с изображением клеста.
- У клеста день рождение зимой. Как вы думаете почему? (так как клесты питаются семенами шишек, не боятся морозов, так как делают гнездо между ветками ели, ближе к стволу).
Слайд с изображением поползня.
- Поползня называют «акробатом». Почему? (поползень бегает по стволу дерева вниз головой).
Слайд с изображением дятла.
- У дятла самый длинный язык. Его длина 15 см. Как вы думаете, для чего? (чтобы можно было достать насекомых-вредителей из самых укромных уголков)
- Очень хорошо!
- Молодцы! Вот мы снова в классе.
- Какое настроение у вас осталось после прогулки? Почему?
Слайд «Международный день птиц – 1 апреля!»
- Ребята, 1 апреля весь мир отмечает праздник птиц. Он так и называется - «Международный день птиц». Я хочу показать вам видео об этом празднике, но перед этим скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слово «конвенция»?
Конвенция – это международный договор.
Просмотр видео о «Дне птиц».(1 мин.14 сек.)
- Какой же праздник природы отмечает весь мир 1 апреля?
- Мы с вами тоже будет готовиться к встрече перелётных птиц. А как мы их будем встречать, мы поговорим в следующий раз.
- Рефлексивный этап.
- Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
- Какие же знания вам пригодились?
- Что нового узнали?
- Оцените свою работу (использование карточек – самооценки).
Слайд со стихотворение и с изображением детей, кормящих птиц.
Вместе мы одна семья:
Цветы и деревья, птицы и я.
Будем мы природу беречь!
До свидания, до новых встреч!
- В благодарность о вашей работе я хочу вручить вам медальки «Знатоки птиц», чтобы вы и в будущем продолжали заботиться о наших пернатых друзьях.
Выдача поощрительных знаков. (Приложение №3)
Приложения:
Приложение №1.
3 | |||
4 | |||
5 |
Приложение №2.
6 + 4 4 + 4 7 – 1 5 – 2
7 – 2 9 – 3 3 + 2 9 + 1
10 6 5 5
8 7 6 10
Приложение №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"
Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...

Конспект интегрированного занятия " Кто такие птицы?"
На этом занятии дети составляют "модель" понятия -птицы, закрепляют знания о том, что у птиц есть характерные и индивидуальные особенности. В конце проводится инсценировка сказки Б. Заходера "Про Фипа...

Конспект интегрированного занятия-игры "Домашние птицы" с использованием ИКТ
Конспект интегрированного занятия-игры с использованием ИКТ...

Конспект интегрированного занятия «Угощение для птиц». Образовательная область: художественно – эстетическое развитие, окружающий мир.
Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, Развивать умение рисовать пальцами, различать красный цвет, развивать м...

Конспект интегрированного занятия на тему "Птицы весной" с использованием интерактивной доски.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы весной»Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.1.Образовательная задача: - обобщение...
интегрированное занятие "Помощь зайчатам"
Задачи: - развитие внимания, мышления, воображения; продолжать развивать фонематический слух.- расширить знания детей о праздновании Нового года на Руси; учить детей придавать форму шара из салф...

Конспект интегрированного занятия (НОД) «Покормите птиц зимой»
Цель:Формирование экологической культуры у детей, воспитание бережного отношения к зимующим птицам.Задачи:Образовательные:Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;Формировать умения и...