Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интегрированное занятие по окружающему миру. Использование исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-_otkr.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ Ялгинский детский дом-школа
Интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Подготовила воспитатель
дошкольной группы
Горбунова О.И.
Саранск 2016
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
- расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
- развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
- воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: Весь мир 22 апреля отмечает день Земли. Вот и мы с вами встретились в этой гостиной, чтобы отметить день Земли.
1-й ребенок:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок — терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
2-й ребенок:
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе
3-й ребенок:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
4-й ребенок:
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
А как вы думаете, что такое Земля? Ребята, Земля это не только горстка почвы, на которой растут растения, это наша планета, где мы с вами живем. Посмотрите на макет Земли. Как он называется? (Глобус). А что мы видим на глобусе? Океаны, моря, горы, леса. Кто живет в морях, океанах, реках? (Рыбы), Кто живет в лесах, полях? (животные, птицы, ). А как вы думаете, что необходимо для жизни птицам, животным? (воздух, вода, пища, свет).
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Однажды в жарком споре, до утра
Сошлись враз солнце, воздух и вода
Да так, что полыхало все вокруг
Кто же из них, людей первейший друг
И спорили они день, вечер, ночь
Давайте им попробуем помочь
В: Сегодня мы с вами поговорим о том, без чего не могут прожить растения, животные и люди как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Одевайте халаты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
ОПЫТ №1
Несколько дней назад мы сажали с вами лук. Одну баночку поставили в темное место, другую на подоконник. Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло?
Дети: Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте.
Вывод: Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло.
Без солнца нет ни утра, нет и дня
Без солнца не рождается заря
Без солнца ничего уже не будет
Без солнца ничего не видят люди
И если солнце затянули тучи
То серый, скучный день мы все получим.
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Дети дуют пузыри,
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В.: - У вас на столах стоят стаканчики. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.
— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.
— Какого она цвета? Бесцветная.
— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.
— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)
Вывод: Вода безвкусная, но приобретает вкус других продуктов.
— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.
Вывод: у воды три состояния: жидкая, твердая и газообразная.
Вода журчит, как песенку поет
И по воде кораблик уплывет
Вода польет, и всходы расцветут
И по утрам горячий чай все пьют
В воде стирают, моют все вокруг
Вода наш тоже самый лучший друг
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. И в конце нашего занятия я хочу вам сказать.
Все в этом мире связано узлом.
Счастье с бедою, и добро со злом
И вам хочу я это рассказать
Не нужно нам кого-то выбирать
Ведь неразлучны, вам скажу всегда
Три друга – воздух, солнце и вода
Сейчас я предлагаю вам прочитать стихи о Земле, поздравить ее с праздником.
1-й ребенок:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок — терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
2-й ребенок:
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе
3-й ребенок:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
4-й ребенок:
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Молодцы, ребята. Спасибо за занятие.
Однажды в жарком споре, до утра
Сошлись враз солнце, воздух и вода
Да так, что полыхало все вокруг
Кто же из них, людей первейший друг
И спорили они день, вечер, ночь
Давайте им попробуем помочь
Без солнца нет ни утра, нет и дня
Без солнца не рождается заря
Без солнца ничего уже не будет
Без солнца ничего не видят люди
И если солнце затянули тучи
То серый, скучный день мы все получим
А что есть воздух? Воздухом мы дышим
Воздух колеблется, и мы все звуки слышим
Умрет без воздуха на свете все живое
Без воздуха ни холода, ни зноя
Без воздуха нет неба с облаками
И сложно воздух описать стихами
Вода журчит, как песенку поет
И по воде кораблик уплывет
Вода польет, и всходы расцветут
И по утрам горячий чай все пьют
В воде стирают, моют все вокруг
Вода наш тоже самый лучший друг
Но как же быть, как спор их разрешить?
Кого нам больше следует любить?
Скажу вам так - Без солнца нет жары,
И в воздух не взбираются пары
И если солнце спрятать, то тогда
Увы - не получается вода
Все в этом мире связано узлом.
Счастье с бедою, и добро со злом
И вам хочу я это рассказать
Не нужно нам кого-то выбирать
Ведь неразлучны, вам скажу всегда
Три друга – воздух, солнце и вода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....
Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»
Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...
Занятие в старшей группе по ЗОЖ "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"
Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе...
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Лето для дошкольников таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года.В виду того, что в летнее время в группу приходят дети – новички (из других групп и детских садо...
"СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!"
Методы проведения закаливающих процедур....
День здоровья. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимания значения и необходимости закаливающих процедур....