Антарктида
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей с названиями частей света, с расположением частей света на глобусе. Формировать представление об Антарктиде, истории её открытия, жизни людей там. Познакомить с особенностями природы, её сходством и различием с природой Арктики; с приспособленностью животных к обитанию в условиях холода и льдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Антарктида»
Задачи: Знакомить детей с названиями частей света, с расположением частей света на глобусе. Формировать представление об Антарктиде, истории её открытия, жизни людей там. Познакомить с особенностями природы, её сходством и различием с природой Арктики; с приспособленностью животных к обитанию в условиях холода и льдов.
Содержание занятия: воспитатель читает стихотворение (авторы Рената Муха и Вадим Левин)
Вы ничего не слышали о Маленьком Пингвине?
А он на Крайнем Севере, на Самой Крайней Льдине,
Без валенок, расстроенный, стоит в снегу по пояс -
Он шел на ужин к Бабушке и перепутал полюс.
Попал на полюс Северный, а сам хотел на Южный,
И вот стоит растерянный и, кажется, простуженный.
На Самом Крайнем Севере, на Самой Крайней Льдине,
Где не было до этого пингвинов и в помине,
Где миллионы айсбергов, а, может, даже тыщи,
Где никакая Бабушка Пингвина не отыщет,
Стоит Пингвин заброшенный, один в глуши арктической
И ничего хорошего уже не ждет практически.
Но тут пригрело Солнышко, и откололась Льдина,
И к Бабушке в Антарктику доставила Пингвина.
И кончилась история совсем не так уж плохо,
Обрадовалась Бабушка, на радостях поохала:
"Ну вечно происшествия! Ведешь себя как маленький!
Уходишь в путешествие и забываешь валенки!"
Потом Пингвин поужинал и понял окончательно:
"Конечно, это здорово - гулять самостоятельно!
Такое приключение мне в жизни пригодится:
Могу теперь, пожалуйста, где хочешь заблудиться,
Хоть сам, хоть вместе с Бабушкой... Хотя, пожалуй, лучше ей
Гулять на Крайнем Севере лишь в Самом Крайнем Случае".
-Знаете ли вы, что такое полюс? (ответы детей)
Рассматривание глобуса ( есть 2 места обозначенных белым цветом)
-Почему именно белый цвет?(слайд 2) ( в этих местах круглый год лежит и не тает снег и лёд ;на севере вечные льды покрывают воду Северного Ледовитого океана, а на другом конце Земли многокилометровый лёд покрывает землю- это Антарктида)
Воспитатель показывает на глобусе нашу страну, наш город. Вспоминаем, что изображено на глобусе синим, зелёным, желтым, коричневым цветом (моря, реки, озёра, леса, пустыни и горы). Показываем и называем части света (Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка). (слайд 3)
Раньше не было космических кораблей, с которых можно увидеть нашу Землю сверху. Не было самолётов которые могут пролететь много-много километров без остановки. Не было сильных кораблей ледоколов, которые разламывают льдины своим носом. И только на парусных кораблях люди отправлялись на поиски новых земель.
И вот много-много лет назад из небольшого города рядом с СПб вышли два парусных корабля «Восток» и «Мирный», с командирами мореплавателями- Беллинсгаузеном и Лазаревым(слайд 4). Ни штормы ни туманы не смогли остановить моряков и через полгода российские моряки увидели землю, всю покрытую льдом необычайной высоты. Это и была Антарктида (слайд 5). Более трёх месяцев плыли моряки вдоль берега Антарктиды, и обошли её почти всю.
Сейчас в Антарктиде работают исследовательские станции разных стран (слайд 6). Над каждой станцией развивается флаг той страны, которая её построила. На станциях работают очень отважные, мужественные люди. Ученые выяснили, что Антарктида самое холодное место на Земле, а также место, где постоянно дуют очень сильные ветра. На больших кораблях привозят самое необходимое для жизни людей в этом холодном месте (разборные дома, продукты, одежду, небольшие самолёты и тракторы-тягачи).
Антарктида- огромная часть суши, которая со всех сторон омывается морями. В центре лежит толстый-толстый слой льда, а по краям, ближе к берегу, льда поменьше, и в теплое время года он подтаивает.
В морях Антарктиды плавают огромные куски льда- айсберги (слайд 7). Они могут уплывать очень далеко, их подгоняют ветер и вода. Над водой видна не самая большая часть айсберга, самая большая часть под водой. Айсберги опасны для кораблей, при столкновении произойдет кораблекрушение.
Несмотря на то, что в Антарктиде очень холодно, там обитают многие животные. Почти все они связаны с морем.
В Антарктиде очень много морских птиц, особенно чаек (слайд 8).
Чем питаются эти птицы? (рыбой)
В морях плавают осьминоги, киты, которые едят мелких рачков, тюлени, морские леопарды с пятнистой шкурой (слайд 9), морские котики (слайд 10). Каланы, занесены в Красную книгу (слайд 11). У них очень тёплый мех, который не даёт им замёрзнуть.
Тюлени выталкивают на берег больших рыб и едят их (слайд 12). Всю зиму они проводят под водой, прогрызают дыры во льду, чтобы подняться и подышать воздухом. Самый большой тюлень называется морской слон, а ещё есть тюлени-крабоеды.
Здесь же живут пингвины- очень необычные птицы (слайд 13). Они не умеют летать, но зато отлично плавают. В воде они очень ловкие в отличие от суши. Их крылья похожи на вёсла, в отличие от других птиц. Пингвины бывают разные: есть большие (королевские), а есть маленькие (адели) (слайд 14). У всех пингвинов тёплые шубки из перьев и пуха. А ещё их согревает очень толстый слой жира. Они не мёрзнут ни в холодной воде моря, ни в сильный мороз на суше. Чтобы согреться, пингвины собираются вместе, группами. Малышей-пингвинов ставят в середину, чтобы те не замёрзли (слайд 15).
Пингвины едят рыбу, пойманную в океане. Они любят прыгать в воду и выпрыгивать обратно на берег. Они отлично передвигаются на брюхе. Гнезда они строят из камней (слайд 16).
Почему не строят из веток? (нет деревьев и кустарников)
Мама пингвин откладывает яйцо, которое папа-пингвин прячет между ног чтобы оно не остыло. В это время мама уходит к морю, чтобы поесть. На пингвинов охотятся морские леопарды.
Почему говорят, что пингвины носят фрак? ( они чёрно-белые, как будто одели белую рубашку и черный костюм)
Пингвины живут только в Антарктиде (Южный полюс), а белые медведи- в Арктике (Северный полюс).
И так: на Южном полюсе находится Антарктида. Здесь много снега и льда и всегда очень холодно, так холодно, что люди не могут здесь жить постоянно. А вот животные есть, почти все они живут на берегу моря. Эти животные прекрасно чувствуют себя и в холодной морской воде, и на льду, и на снегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Есть ли ясли в Антарктиде?"
Занятие по знакомству с природным миром для детей старшего дошкольного возраста....
К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...
Занятие по рисованию "Пингвины в Антарктиде" 16.01.13 г
Цель занятия: развивать наблюдательность детей, умение отражать увиденное в рисунке. Передавать относительную величину айсбергов,...
Непосредственная образовательная деятельность по аппликации в подготовительной к школе группе "Пингвины в Антарктиде"
«Пингвины в Антарктиде» (Коллективная работа)....
Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.
Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....
Методическая разработка: конспект непосредственнообразовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов мнемотехники на тему "В Антарктиде жил на льдине пингвиненок Пиня Пинин"
Знакомство с животными побережья Антарктиды. Составление мнемотехнической карты по императорскому пингвину....
"Путешествие в Антарктиду. В гости к пингвинам"
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы...