проект о воде
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №125 г. Нижний Новгород
Тема: «Формирование познавательной потребности детей среднего дошкольного возраста в проблемно поисковой деятельности»
Проект: «Что мы знаем о воде?».
Воспитатель:Пуганова С.В.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: средней продолжительности.
Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 лет, родители.
Актуальность: В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Именно поэтому мы поставили перед собой задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
В результате бесед с детьми выяснилось ,что дети мало знают о воде, ее свойствах. Проведя диагностику стало понятно что дети не понимают что человек-часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.
Цель проекта:
- Расширить представления детей о воде.
- Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Закладывать основы экологической культуры ребенка.
- Поощрять проявление инициативы и любознательности для получения новых знаний.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей ,в процессе совместной исследовательской деятельности , практических опытов с водой.
- Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение.
-Закрепить и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах.
- Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, кому вода – дом родной.
- Продолжать развивать эстетическое восприятие воды в природе.
Этапы проекта:1.Подготовительный:
А. Постановка цели и задач.
Б. Изучение методической литературы.
В. Пополнить развивающую среду
- Подобрать художественную литературу, физкуьтминутки, пальчиковые игры, стихи и т.д.
-Составление картотек стихов , загадок, поговорок.
-Подготовка оборудования для опытов.
-Составление картотеки опытов с водой.
-Подбор иллюстраций о воде.
Г. Составление перспективного плана работы.
Д. Выбор форм работы с родителями.
Е. Определение ожидаемых результатов.
2.Практическая деятельность по решению задач.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Проведение опытов, экспериментов, наблюдений.
- Проведение непосредственной образовательной деятельности.
- Проведение игровых упражнений, дидактических игр, подвижных игр.
3. Заключительный
- Итоговое занятие « Волшебная капелька»
Предполагаемый результат:
- Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
План работы с детьми. | |
Дата | План работы |
1 неделя |
3.Наблюдение за образованием сосулек. Наблюдение за трудом дворника. 4.Рассматривание иллюстраций «Вода в природе» 5.Опыт « Горячая, теплая, холодная» 6. Опыт « Окрашивание воды» 7. Рисование «Снегопад»; физкультминутка «Дождик». 8.Чтение потешек о воде в быту. |
2 неделя |
4.Наблюдение за комнатными растениями. 5.Наблюдение за погодой , снегом. 6.Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр»; А.Л.Барто « Девочка чумазая» 7.Опыт «Вода растворитель» Опыт «Вода не имеет формы» 8.Игра «Сосулька». |
3 неделя | 1.Занятие «Прятки» - игры с водой. 2.Чтение стихотворений «Иней», «Росинка»; Отгадывание загадок; игра «Капельки». 3.Опыт «Буря в стакане» 4. Опыт « Есть ли запах у воды?» 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки»; 6.Прослушиваниеаудиозаписи «Музыка дождя». 7.Игра «Забавный рыболов» 9. Беседа «вода и ее превращение» |
4 неделя | 1.Беседа « Кто живет в воде?» 2.Наблюдение за аквариумными рыбками. 3.Заучивание художественного слова о воде. 4. Пальчиковая гимнастика «Капель»; 5. Координация слова с движением «Весна». 4. Опыт «Вода прозрачная» 5.Опыт « Тонет-не тонет» 7.Прослушивание аудиозаписей «Шум моря». 8. Физкультминутка «Кораблик». |
5 неделя | 1.Занятие «Волшебная капелька » 2.Наблюдения за облаками 3.Прослушивание аудиозаписи «Звонкий ручей». 4.Опыт « Цветные льдинки» Опыт « Что такое лед?» 5.Чтение потешек о «Водичке», «Дождике», «Ручейке», «Снежке». 6. Пальчиковая гимнастика «Капель». 7. Координация слова с движением «Веснянка». 8.Дидактическая игра « Доскажи словечко» |
Работа с родителями:
- Привлечь к показу в домашних условиях, для чего нужна вода (приготовление пищи, стирка белья, уборка квартиры, полив комнатных растений, купание людей)
-Провести консультацию «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника»
-Дать рекомендации «Проведите с детьми дома»
-Привлечь родителей к оформлению альбома «Кому нужна вода?»
-Помочь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр, экспериментов с водой.
-Провести индивидуальные встречи-консультации.
Заключение
В ходе реализации проекта дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
- Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К проекту Занятие «Вода, вода – кругом вода»
Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде....
К проекту Занятие «Водичка, водичка ...»
Цель:Познакомить детей со свойствами предметов в воде и закрепить понятия «легкое – не тонет», «тяжелое – тонет»).Учить детей играть с водой с разными игрушками.Расширить словарный запас «журчит», «ки...
Педагогический проект "На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой"
Обостренное внимание к экологическим проблеммам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных...
Проект "В воде родится, а воды боится"
Проект познавательно-исследовательский "В воде родится, а воды боится". Одна из задач данного проекта: Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и...
Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ
Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...