Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Моя семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_semya.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во 2
младшей группе по теме: «Моя семья».
Задачи:
1.Формировать представления о родном доме, семье.
2.Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к членам своей
семьи.
3. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям;
развивать диалогическую форму речи.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, художественное слово, речевые ситуации общения.
Наглядный: показ иллюстраций, сюжетных картинок.
Материалы и оборудование:
Кукла Маша, дом Барби , картинки членов семьи, «волшебная коробочка с сердечками», макет дома с фотографиями семей живущих в нем, мольберт, указка, альбом с семейными фотографиями детей, муз.центр.
Предварительная работа:
Беседы на тему: « Я и моя семья», « Животные и их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей».
Речевые ситуации общения при рассматривании альбома с семейными фотографиями детей.
Рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных, птиц и их детенышей; рассматривание сюжетных картинок с изображением членов семьи и их занятий.
Чтение художественной литературы: Л.Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек о семье.
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы маме помогали».
Дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Кому что подходит».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Строим дом».
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка».
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Работа с родителями: изготовление при участии родителей семейного альбома с фотографиями и вовлечение детей в ситуации речевого общения при его рассматривании в самостоятельной деятельности; изготовление макета дома из коробок
Ход НОД:
Орг. момент:
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Марина Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Катюша, Илюша и т. д.).
Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…
Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!
Пальчиковая игра «Дом».
У дома есть крыша, ( Руки треугольником над головой.)
У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)
У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .)
Кто его открыть бы смог? ( Покрутили скрещенными в замок пальцами.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)
В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!
(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша.)
Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Маша: Здравствуйте, ребята, я живу в этом доме со своей семьей: с мамой,
папой, бабушкой и дедушкой.
Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, вместе весело
проводим время: гуляем в парке, ходим в кино, в цирк, в зоопарк, в гости.
Ребята, а есть ли у вас семья?
В: Маша, присаживайся на стульчик, мы с ребятами тебе сегодня расскажем и
покажем много интересного!
Дети, ответьте на вопрос: может ли ребенок жить один?
Д: Нет.
В: Приготовьте-ка свои пальчики! Давайте покажем Маше, что у вас тоже
есть дружная семья, как и у пальчиков.
Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
Семья у нас крепкая, дружная!
В: Видишь, Маша у наших детей тоже есть семья!
А еще, Маша, мы с детьми в саду строили разные дома из конструктора и
решили своими руками построить еще вот такой красивый дом, …( В. берет куклу и подносит к самодельному дому.)
Поселили семьи в нем: семью Насти и Полины,
Семью Сони и Алины,
Семьи всех наших детей расселили мы в квартиры».
И теперь этот домик напоминает детям их родной дом, в котором они
живут со своей семьей!
В: Сейчас Соня прочитает стихотворение, а вы, ребята, подскажете Маше,
о ком оно:
Кто вас будит по утрам,
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В мире нет её родней,
Справедливей и добрей.
Это кто, скажите прямо?
Ну, конечно, это….
Д: Мама.
В: Правильно, угадали! (В. выкладывает на мольберт картинку мамы.)
Вы любите свою маму?
Д: Да.
В: Ребята, посмотрите: у меня есть волшебная коробочка.
Давайте наполним ее ласковыми словами для мамы.
Я открою коробочку: ваши слова будут долетать и наполнять её.
Итак, начнем! Мама какая?
Наводящие вопросы воспитателя:
В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?
Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.
В: Когда мама модно одевается, какая она?
Д: Красивая.
В: Когда мама улыбается, смеётся, какая она?
Д: Весёлая.
В: А если вы маму любите, то она какая?
Д: Любимая.
В: Когда мама заботится о вас, какая она?
Д: Заботливая.
В: Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел, какая она?
Д. Трудолюбивая, хозяйственная.
В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебную коробочку.
А пока мы её закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
В: Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что умеет делать мама». Я буду
показывать вам картинки, а вы - угадывать, что на них видите и изображать
это движением.
Игра-имитация « Что умеет делать мама».
-Мыть посуду.
-Варить суп, компот.
-Стирать.
-Мыть полы.
-Гладить.
-Шить.
В: Ребята, сколько же много у мамы домашних дел…
А теперь давайте вспомним игру про сороку:
Пальчиковая игра « Сорока».
Сорока, сорока,
Где была?
Далеко.
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил.
Не будет тебе кашки!
В: Почему сорока всем своим деткам дала каши, а одному не дала?
Д: Он маме не помогал.
В: Правильно ли он поступил?
Д: Нет.
В: Ребята, а вы помогаете маме?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы! Я за вас очень рада!
В: А давайте, ребята, покажем и нашим гостям, как мы помогаем мамам.
Покажем?
Д: Да!
В: Выбирайте тазики! Давайте постираем белье!
Д: Дети берут со стола разноцветные тазики с тряпочками и выполняют
танцевальные движения в соответствии со словами песенки.
Песенка-инсценировка «Стирка».( сл. и муз. Набоковой Е.И.)
Маме станем помогать:
Будем мы белье стирать.
Раз-два-три,
Раз-два-три,
Постираем, посмотри!
Чистенькой воды нальем,
Полоскать белье начнем.
Раз-два-три,
Раз-два-три,
Поласкаем, посмотри!
Чтоб белье сушить начать,
Надо хорошо отжать.
Раз-два-три,
Раз-два-три,
Отжимаем, посмотри!
Потянулись высоко,
Все повесим мы легко.
Раз-два-три,
Раз-два-три,
Как белье висит, смотри.
Мы стирали, мы стирали,
Наши рученьки устали.
Раз-два-три,
Раз-два-три,
Сядем рядом, посидим,
Друг на друга поглядим!
Уфф!( вытирают лоб)
В: Артем, прочитай пожалуйста еще одно стихотворение, а ребята должны
будут подсказать кукле Маше, о ком оно:
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Может прокатить тебя
Вместо быстрого коня
Для тебя всегда герой,
Самый лучший….(папа) мой.
Молодцы! Отгадали! (В. выставляет на мольберт картинку папы.)
Ребята, вы папу любите?
Д: Да
В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что умеет делать папа!» Я буду
показывать вам картинки, а вы будете угадывать, что на них видите, и
изображать это движением.
Игра – имитация «Что умеет делать папа».
Пилить – джик-джик;
Дрова рубить – руки в замке, махи руками;
Пылесосить – у-у-у;
Забивать гвозди – тук-тук;
Накачивать насосом колеса – ш-ш-ш;
Водить машину – имитация руками поворота руля.
В: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела!
А теперь давайте откроем нашу волшебную коробочку и соберем в нее
ласковые слова для папы. Папа какой?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали. Давайте
теперь коробочку нашу закроем, она нам ещё пригодится.
А теперь, я вам предлагаю поиграть в игру «Кому что подходит».
В обруче лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые больше подходят папе, и положить их в синюю корзину, а девочки те, которые больше подходят маме, и положить их в красную корзину.
Теперь давайте проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы ( мамы). А помогут мне в этом дети, которых я выберу считалочкой:
Раз-два-три-четыре,
Мы считалочку учили.
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка.
Вот братишка и сестренка,
Он - Антон, она – Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказала считалку я.
В: Считалкой выбирается один мальчик и одна девочка.
Д: Остальные дети садятся на свои места.
В: А сейчас Элен прочитает еще одно стихотворение, а вы подскажете
Маше, кто еще есть в ваших семьях:
Семья – это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
В семье все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
В. прикрепляет на мольберт картинки детей, бабушки и дедушки.
В: Ребята, кто же самые младшие в семье?
Д: Это братья и сестры. (В. выставляет картинки на мольберт.)
В: Правильно! Как должны жить друг с другом братья и сестры?
Д: Они должны жить дружно: не ссорится, не драться, помогать и
защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.
В: Ребята, а кто самые старшие в семье?
Д: Бабушки и дедушки. ( В. выставляет картинки на мольберт.)
В: Ребята, раз бабушки и дедушки самые старшие в семье, как вы должны
относиться к ним?
Д: Заботиться, помогать, не огорчать, учиться у них, ведь они живут на свете
долго, а значит много знают и умеют.
Игра «Радость или огорчение».
В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или
огорчать ваших родных. Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте рядом со
своими стульчиками.
Д: Дети встают рядом со стульчиками.
В: Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших близких - вы
хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете.
Разбросали по комнате все игрушки;
Помогли маме помыть посуду;
Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
Помогли дедушке найти его очки;
Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
Помогали бабушке печь пирожки;
Покормили собаку или кошку;
Убегали от взрослых;
Научились сами одеваться, без помощи взрослых;
Защищали братика или сестричку от хулигана.
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!
Дети продолжают стоять рядом со стульчиками.
Маша: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рада, что у каждого из вас
тоже есть свой дом и крепкая, дружная семья! А теперь мне пора домой,
ведь в гостях хорошо, а дома лучше, дома ждет меня моя семья! До
свидания!
В: До свидания, Маша, приходи к нам еще в гости, дети тебе покажут альбом с
семейными фотографиями, который у нас находится в книжном уголке, и
расскажут еще много интересного о своей семье!
В: А теперь давайте откроем нашу волшебную коробочку.
Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось
в сердечко. (В. открывает коробочку и показывает сердечки из цветной бумаги.)
Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их кому
хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"
Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Моя семья». Тема: «Папа, мама, я – семья».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи" Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, зна...