Консультация для педагогов: «Цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Цель экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у ребенка основ экологической культуры и развития опыта взаимодействия с природой и окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bratus_statya_ekologicheskoe_vospitanie.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Братусь Галина Евгеньевна
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.[1]
Цель экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у ребенка основ экологической культуры и развития опыта взаимодействия с природой и окружающей средой.
С. Н. Николаева к задачам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относит:
- в познавательной сфере: формирование системы базовых научных экологических знаний, которые доступны для понимания ребенка старшего дошкольного возраста (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе и окружающей среде);
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- в эмоционально-нравственной сфере: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- в практическо-деятельностной сфере: формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.[2]
В основном, при экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста педагогами главный упор делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых умений в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство детей с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет значимую роль в создании экологически грамотных представлений у детей дошкольного возраста об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям необходимо дать экологические знания и представления, которые помогут им осознать необходимость вести себя экологически грамотно.
Подчеркнём, что педагогам дошкольных групп необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
- формирование высоконравственных позитивных качеств, которые ориентируют и мотивируют детей старшего дошкольного возраста соблюдать правила в природе и окружающей их среде;
- с помощью природы формировать и прививать моральные и эстетические чувства;
- развитие познавательных, практических и творческих умения экологического характера.
Подчеркнём, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста способствует:
- развитию гуманного отношения ребёнка к природе и окружающей среде;
- развитие системы экологических знаний и взглядов;
- формирование эстетических и этических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить;
- развитие содействия детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы и окружающей среды.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры детей старшего дошкольного возраста – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
Источники:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.
- Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
- Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. с. 256.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.
- Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.
- Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.
- Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / Кондратьева Н.Н. и др. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: «Детство-пресс» с.70-78.
- Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2011, с.232.
- Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт – Петербург, Акцидент, 2014.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск, Асар, 2004.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.
- Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, с.6-11.
- Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, с .232. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. // Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. с. 208.
[1] Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.
[2] Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры.//Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов «Проектный метод в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представл...
Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный мастер - класс поможет найти что-то новое те...
Консультация для педагогов: "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях...
Консультация для педагогов на тему: «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс....
Консультация для педагогов "Методы и приемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее основной частью....