Коллективный информационно-творческий проект "Жили-были люди в доме"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

   Долгосрочный коллективный проект был реализован воспитанниками старшей группы МДОБУ №118 г. Сочи в 2016 году, его результатами стали мини-музей макетов различных жилищ человека и обширная выставка детских творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhili-byli.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                центр развития ребенка – детский сад №118 г. Сочи

354200, г. Сочи ул. Партизанская, 16   тел./ факс (862)  270-25-07

        

                                   Тема

 коллективного информационно-творческого  

                               проекта:            

   

     «Жили-были люди в доме»

   

Авторы: воспитанники старшей группы «Одуванчики»

Руководитель проекта: Соболева Е. А., воспитатель   МДОБУ № 118 г. Сочи

                                                 Г. Сочи, 2016 г.

                                                      Введение.

    Инициаторами данной работы стали сами дети. Не секрет, что дети любят играть в домики, строить их из любого подручного материала. Слушая сказки, ребята задавали вопросы: «Что такое изба? Что такое палаты? Почему старик жил в землянке? Из чего строят дома?». Мы начали наблюдать за строительством частного дома по соседству с детским садом, за работой подъемного крана, бригады строителей. Стали говорить о том, какие дома строили наши предки, далекие и не очень. В результате таких бесед возникла идея создания мини-музея из разных видов жилищ человека.

Вид проекта: информационно-творческий проект.

Тип проекта: долгосрочный коллективный проект.

Цель работы – создание в группе мини-музея жилищ человека.                    

                           

                                    Проектным продуктом будет:

п/п

Этапы проекта:

 

                         

                    Задачи этапа

   Сроки реализации

  1

Подготовитель-

    ный   этап:

-Выбрать тему;

-определить цель проекта;

-составить план работы над проектом;

-определить вид проектного      

  продукта;

-собрать фотоматериал о современных    

 домах, частных и многоквартирных;

-посетить Лазаревский  этнографи-    

 ческий музей;

-изучить внешний вид и устройство    

 жилищ других народов.

7.12.15-25.12.15      

3 недели

  2

     Основной

         этап:

-отобрать материал (фото, видео,    

 иллюстрации и т.д.) для создания  

 проектного продукта;

-провести занятия, беседы с детьми,

 круглый стол с родителями;

-выполнить рисунки по теме, изгото-

 вить макеты разных домов;

-оформить проектный продукт:  

 выставку детских работ и мини-музей    

 макетов, созданных усилиями ребят и

 их родителей.

11.01.16-

11.03.16

  2 месяца

  3

Заключительный

         этап:

     

-обобщить собранный материал;

-подготовить компьютерную        

 презентацию;

-оформить письменный вариант проек-      

 та;

-представить проект и проектный  

 продукт на научно-практической

 конференции МДОБУ «Приглашение к

 открытию».

14.03.16-

25.03.16

2 недели

                                                             

Актуальность проекта: 

      Прививать детям трепетное отношение к истории своей Родины, поощрять любознательность, коммуникабельность в поисково-исследовательской деятельности – всегда актуально.

        Кто не знает прошлого, не построит будущего. В игровой форме даже дошкольники легко воспринимают историю. Макеты домов, созданные собственными руками детей, наполняются жизнью в их воображении, но не становятся сказкой. Под легкой дымкой давно минувших дней ребята угадывают реальную жизнь своих пра-пра-прадедов. Растить патриотов, а не «Иванов, родства не помнящих» - это очень важно.

                                               Ход проекта:

1.Подготовительный этап.

    В начале работы мы с детьми решили познакомиться с жилищем древнего

 и современного человека.

   Наметили план, поставили цель, определили задачи каждого этапа.

   Провели работу с родителями.  Они помогали в сборе фотоматериала: делали снимки домов поселка, частных и многоквартирных, построенных из разных материалов.

    Мы с детьми беседовали о внешнем виде и внутреннем комфорте совре-менного жилья, его наполненности всевозможной техникой, облегчающей человеку жизнь.

     

   

    Затем мы посетили Лазаревский этнографический музей. Учитывая возраст слушателей и направленность нашей работы, экскурсовод рассказала

детям в доступной форме о жизни адыгейцев в прошлые века, их быте, устройстве их жилища. Ребят очень заинтересовал макет адыгейского дома и двора. Они долго рассматривали все детали, задавали вопросы экскурсоводу, сравнивали очаг с современной плитой и старинную посуду с той, что привыкли видеть дома.

    Следующие несколько дней прошли в обсуждении впечатлений от экскур- сии: дети не уставали сравнивать свои квартиры с домами, которые строили в наших горах в старину.

                                                                 

   

   

  Совместными усилиями сформулировали дальнейшее направление работы:

выяснить, какие жилища были в те далекие времена у других народов. Предпочтение хотелось отдать предкам нынешних россиян, но детей интере- совали еще и индейские племена Северной Америки, а Катя Быба пожелала подготовить рассказ об иглу, способе сооружения этого оригинального жилья.

   Посетили библиотеку и подобрали художественную и познавательную литературу:  энциклопедии, журналы, сказки.

               

    Был подготовлен демонстрационный материал для занятий:

- фотографии, сделанные родителями и найденные ими в сети интернет;

- иллюстрации;

- фрагменты мультфильмов («Домовенок Кузя» - старый дом и новая квартира, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - крестьянская изба и княжеские палаты, «Алеша Попович и Тугарин-Змей» - изба и юрта кочевников, «Робин Гуд» - средневековый европейский замок, «Золушка» - королевский дворец, «Барон Мюнхаузен» - иглу, «Последний из могикан» - типи индейцев, «Семейка Крудс» - пещера первобытных людей).

2. Основной этап.

    На втором этапе проекта  провели 4  занятия (непосредственно-образовательная деятельность) и большое количество бесед по теме проекта.

     В первую очередь мы обсудили, почему древнейшие «домовладельцы» поселились в холодных каменных пещерах, и пришли к выводу: это был единственный способ выжить среди множества диких хищных зверей.

     В процессе дальнейшей работы мы рассмотрели, из чего создавали жилища люди разных народов и почему:

- для кочевых племен были удобны дома из деревянных жердей и кожи или войлока, т.к. подобное сооружение легко разбирать и возить вслед за перемещающимися стадами (юрта, яранга, чум, типи);

- на севере не было ничего, кроме льда и снега, поэтому приходилось строить «прохладное»  жилье (иглу);

- на Руси (средняя полоса, Сибирь)  в изобилии была древесина, которая прекрасно спасала от морозов (изба);

- жители Европы непрерывно воевали и нуждались в высоких каменных стенах (замок);

-  короли и князья во всех странах жили не так, как их подданные.

                   

                        

    В процессе занятий и в ходе бесед постоянно обращались к народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках.

  1.  Мой дом – моя крепость. (английская пословица)

В своем доме и углы помогают.

Дома и стены помогают.                          

Дома и солома съедома.

Домой и кони веселей бегут.

  1. Дом, как полная чаша.

         Двор что город, изба что терем.

  1. Дом вести – не лапти плести.

Дом невелик, да лежать не велит.

В своем дому что хочу – ворочу.

Дом высок, да под ним песок.

Без хозяина дом – сирота.

  1. Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

       Один населенный дом лучше ста пустых.

       Не красна изба углами, а красна пирогами.

  Обратили внимание на то, что уже в фольклоре отражено разнообразие жилищ человека. В ходе обсуждения пословиц сформулировали выводы:

          1)  Дом – это самое привлекательное и безопасное место в мире.

  1. Изобилие в доме  - одно из условий счастья.
  2. Содержать дом в чистоте и порядке – это трудная обязанность.
  3. Главное в жилище не внешний вид, а гостеприимство хозяев.

    Сюжеты, рассмотренные на занятиях и в беседах, включали в сюжетно-ролевые игры и творчески воплощали в рисунках.

          

        

   

    Провели «круглый стол» для родителей:

    Ребята увлеченно обсуждали изученное.

Прослушали индивидуальное сообщение Кати об устройстве иглу.

Родители обещали помощь в изготовлении  макетов жилищ.

Распределили объем работы между наиболее активными семьями.

     Значительное время уделили оформлению мини-музея. Шалаш, избу и современный пятиэтажный дом мы с ребятами смастерили совместными усилиями. Семья Ярослава Маркунова создала княжеские палаты, семья Ксюши Варначевой придумала сделать юрту (на территории России в юртах живут буряты). Работа над мини-музеем не завершена: в данный момент изготавливается чум (изучали уклад жизни северных народностей),   появились желающие сделать типи и средневековый замок .

     

   3. Заключительный этап.

    Цель работы достигнута, задачи выполнены:

-материал отобран,    

-проектный продукт выполнен,

-оформлен печатный вариант проекта;

-подготовлена компьютерная презентация для научно-практической    

  конференции.

   

     Мы развивали воображение и творческие способности  детей в процессе  рисования и изготовления поделок.

    Обогатился и активизировался словарь детей по теме.

     В качестве завершения работы над проектом проведено открытое занятие,  на котором мы в ходе презентации рисунков и макетов обобщили представления детей о быте людей, населяющих территорию современной России в разное время в прошлом.

    Теперь легко было сравнивать любое из этих жилищ с современными комфортабельными квартирами и домами.

    А из фольклора ребята извлекли понимание того, что уют и гостеприимство в любые времена важнее размеров дома и богатства в нем.

   Дети и родители с увлечением работали над созданием макетов.

   Наш мини-музей привлек внимание педагогов МДОБУ, воспитанников других групп. Это доказывает актуальность выбранной нами темы.

                                   

                                   Выставка детских рисунков

   

   

   

   

   

       

                                                             

                                     

                                      Макеты жилищ человека

   

           

        

                          Список используемой литературы 

  1. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Москва,      

                                                                                              «Слово», 1997

  1. «Сказки разных народов» Москва, «Малыш», 2010

  1. Н.В. Уваров «Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы» М., Инфра-Инженерия, 2009

  1. С. Хотко «История Черкесии» С.-Пб, изд. С.-Пб Университета, 2002

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»

Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Информационно – творческий проект с детьми старшей группы « Люди пробудитесь к нам весна идет, а с весной – и Пасха радость нам несет»

Проблема: как приобщить детей к традициям православной культуры? Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети, родители вос...

Проект информационно-творческий "Такие разные дома"

В проекте представлены работы детей по пластилинографии, рисование красками...

ПРОЕКТ. Практико-ориентировочный; информационно-творческий, коллективный

ПРОЕКТ. Практико-ориентировочный; информационно-творческий, коллективный....

Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»

Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»...