Коллективный информационно-творческий проект "Жили-были люди в доме"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Долгосрочный коллективный проект был реализован воспитанниками старшей группы МДОБУ №118 г. Сочи в 2016 году, его результатами стали мини-музей макетов различных жилищ человека и обширная выставка детских творческих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhili-byli.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №118 г. Сочи
354200, г. Сочи ул. Партизанская, 16 тел./ факс (862) 270-25-07
Тема
коллективного информационно-творческого
проекта:
«Жили-были люди в доме»
Авторы: воспитанники старшей группы «Одуванчики»
Руководитель проекта: Соболева Е. А., воспитатель МДОБУ № 118 г. Сочи
Г. Сочи, 2016 г.
Введение.
Инициаторами данной работы стали сами дети. Не секрет, что дети любят играть в домики, строить их из любого подручного материала. Слушая сказки, ребята задавали вопросы: «Что такое изба? Что такое палаты? Почему старик жил в землянке? Из чего строят дома?». Мы начали наблюдать за строительством частного дома по соседству с детским садом, за работой подъемного крана, бригады строителей. Стали говорить о том, какие дома строили наши предки, далекие и не очень. В результате таких бесед возникла идея создания мини-музея из разных видов жилищ человека.
Вид проекта: информационно-творческий проект.
Тип проекта: долгосрочный коллективный проект.
Цель работы – создание в группе мини-музея жилищ человека.
Проектным продуктом будет:
№ п/п | Этапы проекта:
|
Задачи этапа | Сроки реализации |
1 | Подготовитель- ный этап: | -Выбрать тему; -определить цель проекта; -составить план работы над проектом; -определить вид проектного продукта; -собрать фотоматериал о современных домах, частных и многоквартирных; -посетить Лазаревский этнографи- ческий музей; -изучить внешний вид и устройство жилищ других народов. | 7.12.15-25.12.15 3 недели |
2 | Основной этап: | -отобрать материал (фото, видео, иллюстрации и т.д.) для создания проектного продукта; -провести занятия, беседы с детьми, круглый стол с родителями; -выполнить рисунки по теме, изгото- вить макеты разных домов; -оформить проектный продукт: выставку детских работ и мини-музей макетов, созданных усилиями ребят и их родителей. | 11.01.16- 11.03.16 2 месяца |
3 | Заключительный этап:
| -обобщить собранный материал; -подготовить компьютерную презентацию; -оформить письменный вариант проек- та; -представить проект и проектный продукт на научно-практической конференции МДОБУ «Приглашение к открытию». | 14.03.16- 25.03.16 2 недели |
Актуальность проекта:
Прививать детям трепетное отношение к истории своей Родины, поощрять любознательность, коммуникабельность в поисково-исследовательской деятельности – всегда актуально.
Кто не знает прошлого, не построит будущего. В игровой форме даже дошкольники легко воспринимают историю. Макеты домов, созданные собственными руками детей, наполняются жизнью в их воображении, но не становятся сказкой. Под легкой дымкой давно минувших дней ребята угадывают реальную жизнь своих пра-пра-прадедов. Растить патриотов, а не «Иванов, родства не помнящих» - это очень важно.
Ход проекта:
1.Подготовительный этап.
В начале работы мы с детьми решили познакомиться с жилищем древнего
и современного человека.
Наметили план, поставили цель, определили задачи каждого этапа.
Провели работу с родителями. Они помогали в сборе фотоматериала: делали снимки домов поселка, частных и многоквартирных, построенных из разных материалов.
Мы с детьми беседовали о внешнем виде и внутреннем комфорте совре-менного жилья, его наполненности всевозможной техникой, облегчающей человеку жизнь.
Затем мы посетили Лазаревский этнографический музей. Учитывая возраст слушателей и направленность нашей работы, экскурсовод рассказала
детям в доступной форме о жизни адыгейцев в прошлые века, их быте, устройстве их жилища. Ребят очень заинтересовал макет адыгейского дома и двора. Они долго рассматривали все детали, задавали вопросы экскурсоводу, сравнивали очаг с современной плитой и старинную посуду с той, что привыкли видеть дома.
Следующие несколько дней прошли в обсуждении впечатлений от экскур- сии: дети не уставали сравнивать свои квартиры с домами, которые строили в наших горах в старину.
Совместными усилиями сформулировали дальнейшее направление работы:
выяснить, какие жилища были в те далекие времена у других народов. Предпочтение хотелось отдать предкам нынешних россиян, но детей интере- совали еще и индейские племена Северной Америки, а Катя Быба пожелала подготовить рассказ об иглу, способе сооружения этого оригинального жилья.
Посетили библиотеку и подобрали художественную и познавательную литературу: энциклопедии, журналы, сказки.
Был подготовлен демонстрационный материал для занятий:
- фотографии, сделанные родителями и найденные ими в сети интернет;
- иллюстрации;
- фрагменты мультфильмов («Домовенок Кузя» - старый дом и новая квартира, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - крестьянская изба и княжеские палаты, «Алеша Попович и Тугарин-Змей» - изба и юрта кочевников, «Робин Гуд» - средневековый европейский замок, «Золушка» - королевский дворец, «Барон Мюнхаузен» - иглу, «Последний из могикан» - типи индейцев, «Семейка Крудс» - пещера первобытных людей).
2. Основной этап.
На втором этапе проекта провели 4 занятия (непосредственно-образовательная деятельность) и большое количество бесед по теме проекта.
В первую очередь мы обсудили, почему древнейшие «домовладельцы» поселились в холодных каменных пещерах, и пришли к выводу: это был единственный способ выжить среди множества диких хищных зверей.
В процессе дальнейшей работы мы рассмотрели, из чего создавали жилища люди разных народов и почему:
- для кочевых племен были удобны дома из деревянных жердей и кожи или войлока, т.к. подобное сооружение легко разбирать и возить вслед за перемещающимися стадами (юрта, яранга, чум, типи);
- на севере не было ничего, кроме льда и снега, поэтому приходилось строить «прохладное» жилье (иглу);
- на Руси (средняя полоса, Сибирь) в изобилии была древесина, которая прекрасно спасала от морозов (изба);
- жители Европы непрерывно воевали и нуждались в высоких каменных стенах (замок);
- короли и князья во всех странах жили не так, как их подданные.
В процессе занятий и в ходе бесед постоянно обращались к народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках.
- Мой дом – моя крепость. (английская пословица)
В своем доме и углы помогают.
Дома и стены помогают.
Дома и солома съедома.
Домой и кони веселей бегут.
- Дом, как полная чаша.
Двор что город, изба что терем.
- Дом вести – не лапти плести.
Дом невелик, да лежать не велит.
В своем дому что хочу – ворочу.
Дом высок, да под ним песок.
Без хозяина дом – сирота.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Один населенный дом лучше ста пустых.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Обратили внимание на то, что уже в фольклоре отражено разнообразие жилищ человека. В ходе обсуждения пословиц сформулировали выводы:
1) Дом – это самое привлекательное и безопасное место в мире.
- Изобилие в доме - одно из условий счастья.
- Содержать дом в чистоте и порядке – это трудная обязанность.
- Главное в жилище не внешний вид, а гостеприимство хозяев.
Сюжеты, рассмотренные на занятиях и в беседах, включали в сюжетно-ролевые игры и творчески воплощали в рисунках.
Провели «круглый стол» для родителей:
Ребята увлеченно обсуждали изученное.
Прослушали индивидуальное сообщение Кати об устройстве иглу.
Родители обещали помощь в изготовлении макетов жилищ.
Распределили объем работы между наиболее активными семьями.
Значительное время уделили оформлению мини-музея. Шалаш, избу и современный пятиэтажный дом мы с ребятами смастерили совместными усилиями. Семья Ярослава Маркунова создала княжеские палаты, семья Ксюши Варначевой придумала сделать юрту (на территории России в юртах живут буряты). Работа над мини-музеем не завершена: в данный момент изготавливается чум (изучали уклад жизни северных народностей), появились желающие сделать типи и средневековый замок .
3. Заключительный этап.
Цель работы достигнута, задачи выполнены:
-материал отобран,
-проектный продукт выполнен,
-оформлен печатный вариант проекта;
-подготовлена компьютерная презентация для научно-практической
конференции.
Мы развивали воображение и творческие способности детей в процессе рисования и изготовления поделок.
Обогатился и активизировался словарь детей по теме.
В качестве завершения работы над проектом проведено открытое занятие, на котором мы в ходе презентации рисунков и макетов обобщили представления детей о быте людей, населяющих территорию современной России в разное время в прошлом.
Теперь легко было сравнивать любое из этих жилищ с современными комфортабельными квартирами и домами.
А из фольклора ребята извлекли понимание того, что уют и гостеприимство в любые времена важнее размеров дома и богатства в нем.
Дети и родители с увлечением работали над созданием макетов.
Наш мини-музей привлек внимание педагогов МДОБУ, воспитанников других групп. Это доказывает актуальность выбранной нами темы.
Выставка детских рисунков
Макеты жилищ человека
Список используемой литературы
- «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Москва,
«Слово», 1997
- «Сказки разных народов» Москва, «Малыш», 2010
- Н.В. Уваров «Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы» М., Инфра-Инженерия, 2009
- С. Хотко «История Черкесии» С.-Пб, изд. С.-Пб Университета, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...
информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»
Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...
Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....
Информационно – творческий проект с детьми старшей группы « Люди пробудитесь к нам весна идет, а с весной – и Пасха радость нам несет»
Проблема: как приобщить детей к традициям православной культуры? Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети, родители вос...
Проект информационно-творческий "Такие разные дома"
В проекте представлены работы детей по пластилинографии, рисование красками...
ПРОЕКТ. Практико-ориентировочный; информационно-творческий, коллективный
ПРОЕКТ. Практико-ориентировочный; информационно-творческий, коллективный....
Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»
Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»...