Конспект открытого занятия "«Не перевелись на Руси Богатыри!» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Представлен конспект НОД для детей старшей группы по патриотическому воспитанию. На занятии используются разные формы работы с детьми: игровая, мотивационная, подвижная, беседа, применение ИКТ в педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность
для детей в старшей группе
«Не перевелись на Руси Богатыри!»
Подготовила и провела воспитатель 1 категории Багина Т.А.
Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях – защитниках земли русской. Способствовать развитию интереса к языку былин. Закрепить названия древнего оружия богатырей. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. Желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Оборудование: Иллюстрации картины В.Васнецова «Три богатыря»; оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат), картина В.М Васнецова « Богатыри», мультимедийное оборудование, слайды с изображением камня на распутье. Три дороги, могучего дуба, реки, густого леса, Кащея, канат, камушки из линолеума.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», « Как Илья богатырем стал»
Заучивание пословиц о Родине, смелости, отваге, стихов о богатырях.
Ход НОД:
Дети проходят в зал под музыку «Богатырская наша сила»
Воспитатель:
Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Ребенок: Силен, как вольный ветер, могуч как ураган,
Он защищает землю от злобных басурман!
Он силой доброю богат, он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей!
Воспитатель:
Ребята, а каких богатырей вы знаете? (Ответы детей)
Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими прославились своими подвигами и делами? ( Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.)
А что такое былина? ( Былина произошла от слова быль, было)
Кто слагал былины о богатырях? (Сказатель)
Как сказатель рассказывал былину?
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их великие подвиги?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелегкий путь, где нас будут ждать необычные приключения. Не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, как выглядел русский богатырь?
- Ребята, мы посмотрели, как выглядели русские богатыри, теперь давайте выберем одежду для богатырей.
Дидактическая игра «Одень богатыря» (из набора одежды нужно выбрать богатырскую).
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял, Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём мы, и смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Давайте вспомним, что предстояло выбрать богатырю, перед тем как отправится в дальний путь.
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.
(Слайд №1 Изображение трех дорог и камня на распутье)
Воспитатель: Пойдешь на право деньги и слава,
Пойдешь на лево, друзей потеряешь и не будешь смелым,
Двинешься прямо, ждет опасность и богатырская застава.
Воспитатель вместе с детьми идет по дороге перед ними первое препятствие.
(Слайд №2 изображена пропасть и надпись)
Для начала разомнитесь, по веревочке пройдитесь,
Со ступать с нее нельзя, пропасть ждет вас там друзья.
(на полу разложен канат, по которому детям надо пройти с закрытыми глазами, руки на поясе).
(Слайд №3 изображена преграда)
Вот преграда на пути, ее так просто не пройти,
Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.
Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге, и Родине.
(Слайд №4 бурлящая река).
Вот и речка на пути, не проехать, не пройти.
Соловей - разбойник злой, мост сломал здесь над рекой.
(Нужно пройти через реку, по камушкам. На полу разложены камни, вырезанные из картона).
(Слайд №5 изображение Кащея Бессмертного).
Здесь преграда, здесь Кащей, ест он много, много щей,
Чтобы дальше вам пройти, нужно доказать что вы сильные, ловкие как богатыри.
Эстафеты.
Игра « КТО С КЕМ БИЛСЯ?»
(Слайд №6 изображение современного оружия и оружия, с которым воевали богатыри).
Все преграды покорились, дальше в путь вы все пустились.
Но, увы, не тут - то было, вихрем все вдруг закружилось!
Змей Горыныч трехголовый, повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи! Но ребята, не зевай, оружие скорей выбирай!
Задание: Назовите правильно оружие, которое богатырь возьмет с собой в сражение.
Дети называют, богатырское оружие.
Воспитатель: Молодцы ребята отправляемся дальше в дорогу.
Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит гусляр ( Звучит гусельная музыка.)
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Гусляр: А сейчас я проверю хорошо ли вы знаете русские былины.
- Кто автор картины «Богатыри» (Виктор Васнецов)
- Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).
- Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).
- Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)
-О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)
-Из какого города был родом Добрыня Никитич? ( Из Рязани)
-Какие способности проявил Никита в детстве? (Научился Добрыня бойко книги читать и пером владеть, на гуслях играл, песни складывал.)
-Город, где родился богатырь Алёша ?( В славном городе во Ростове.)
-Какое прозвище получил Алёша? Почему? (Попович, Отец его – соборный поп Левонтий)
-Какие подвиги совершил? (Из беды-невзгоды стольный город вызволил. Он годами молод,
да смелостью и ухваткой взял.)
- Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)(Вольга Всеславьевич)
- Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (7) (Илья Муромец).
Гусляр: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
(Выходят три мальчика, одетых богатырями.)
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Что нового вы узнали?
Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Путешествие в страну Математика»
Развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей зависит от того, насколько мы, взрослые, сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям,, воспитали привычку...
Конспект открытого занятия по ПДД: «Школа пешеходных наук» для детей старшей группы
Программное содержание:Дать представление о работе сотрудника ГИБДД;Закрепление знаний о транспорте, его назначении, правилах поведения на дороге, о сигналах светофора, о предупреждающих и запрещающих...
Конспект открытого занятия на тему: "Удивительный мир космоса" для детей старшей группы
Занятие поможет углубить познавательный интерес детей к космосу, к работе космонавтов, развивать фантазию, воображение детей, в воспитании чувства гордости за исто...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представления для детей старшей группы.
Цель:-Учить детей делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть- Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначить число цифрами, развивать представление о...
Конспект открытого занятия общеразвивающего вида"Путешествие к морю" для детей старшей группы
Конспект занятия "Путешествие к морю" это совместный проект педагога психолога и инструктора по физической культуре. Не покидая детский сад дети совершают путешествие где получают знания о...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром для детей старшей группы по теме «Мир насекомых»
Цель:Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от враговЗадачи:В...
Конспект открытого занятия на тему «Путешествие в прошлое» для детей старшей группы № 2
-углубить изучение исторического прошлого;-дать понятия «ледниковый период», «первобытный человек», «бивень»; - познакомить детей с мамонтами, их внешним ...