Проект "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
«in medias res» - так звучит на латыни выражение «в середину вещей». Оно универсально подходит к теме данной недели.
Присваивая материальное содержание вещи, ребенок активно переводит её на плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня», легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для проявления прогностического взгляда на рукотворный мир.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_issledovateli.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Корыткина Галина Борисовна
МБДОУ № 103 г.Ангарск,
Иркутская область
Воспитатель
Проект « Юные исследователи»
Вид проекта: | Поисково-исследовательский |
По составу участников: | Групповой (дети, воспитатели, родители) |
По срокам реализации: | Краткосрочный (1 неделя) |
Актуальность: | «in medias res» - так звучит на латыни выражение «в середину вещей». Оно универсально подходит к теме данной недели. Присваивая материальное содержание вещи, ребенок активно переводит её на плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня», легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для проявления прогностического взгляда на рукотворный мир. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. |
Комплексно-тематический план
Тема, цель, итоговое мероприятие по теме | Краткая информационная справка | Вид взросло-детской (партнерской) деятельности | Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями детей |
Тематическая неделя Юные Исследователи (материалы) Цель: Расширять представления детей о материалах, из которых сделаны предметы (стекло, металл, резина, пластмасса) Побудить детей выполнить ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями и алгоритмами. Развить у детей исследовательское поведение, воспитывать любознательность, пытливость. Итоговое мероприятие Создание мини – музея «Мир вещей» | «in medias res» - так звучит на латыни выражение «в середину вещей». Оно универсально подходит к теме данной недели. Присваивая материальное содержание вещи, ребенок активно переводит её на плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня», легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для проявления прогностического взгляда на рукотворный мир. Дети среднего дошкольного возраста узнают, что такое металл, стекло, резина, пластмасса, могут называть их качество, свойства, выделять признаки материалов. Стекло – искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий в расплавленном состоянии легко поддается формовке, художественное стекло включает витражи, сосуды, скульптуру, светильники, изобретение способа выдувания стекла с помощью трубки, а так же повышение температуры его варки дали мастерам возможность получать тонкостенные изделия. Стекло – хрупкое, плавится, теплопроводное, прозрачное, цветное. Металл – химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью. Различают черные металлы (чугун, сталь, железо), цветные, драгоценные (золото, серебро, платина) Велико значение металлов в машиностроительной промышленности, в строительстве, на транспорте. Резина - эластичный материал, образующийся в результате вулканизации натурального и синтетического каучука. Резина бывает твердая и мягкая. Важнейшее свойство резины – высокая эластичность к большим обратительным деформациям в широком интервале температур. Резина широко используется в технике, в сельском хозяйстве, в быту, спорте, строительстве. Ассортимент резиновых изделий насчитывает боле 60 тыс. наименований. Пластмасса – это материал, полученный на основе синтетических и естественных полимеров (смол). Из пластмассы изготавливают легкие, жесткие, прочные коррозийностойкие изделия. Пластмассовые изделия характеризуются малой плотностью, чрезвычайно низкой электрической и тепловой проводимостью, не очень большой механической прочностью. При нагревании изделия из пластики разлагаются. Изделия из пластмассы водостойкие, физиологически почти безвредны | Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Продуктивная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Двигательная Безопасность | Сюжетные игры «Магазин посуды», «Стеклянный город» (2, стр.39) «В гостях у Знайки» (4, стр. 60) Дидактические игры: «Из чего я сделан», «Чудесный мешочек» Игра-драматизация: «Угадай предмет по признаку»( 1, стр. 245) Речевые игры «Наоборот»( 2, стр. 50) «Расскажи о предмете, мы отгадаем!» (2, стр. 34, 36) «Что я видел из…» (2, стр. 49) Развивающие игры: «На чём полетят человечки» (2, стр. 26) «Незнайкин клад» (2, стр. 30). Художественно-развивающая игра. «Умный карандаш» (2, стр. 50) Ситуация общения «Веселый трамвай» (I, стр. 38) Составление описательных рассказов «Волшебный кубик» (рассказ о предмете) 2, стр. 48) Беседа «Хорошо – плохо» (отметить положительные и отрицательные признаки предмета) (2, стр. 46) Рассматривание предметов, иллюстраций предметов, изготовленных из разных материалов. «Что из чего» Игра экспериментирование «В мире пластмассы» (2, стр. 55) «Мы - фокусники» (4, стр. 61) «Увеличительное стекло, бинокль, очки» (4, стр. 59) «Узнай всё о себе, шарик» (2, стр. 25) «Горячая резинка» (2, стр. 27). Опыты «Узнаём, определяем» (5, стр. 47, 48, 49). Решение проблемной ситуации «Курочка ряба» (о свойствах и качествах металла) (2, стр. 37) Конструирование «Кукла» (из пластиковой бутылки) (4, стр. 19) «Ёжик» (из металлических скрепок). Экскурсия в столярную мастерскую Знакомство с инструментами (металл). Рисование «Моя любимая пластмассовая игрушка» Аппликация «Хрупкая вазочка» Создание мини-музея «Мир вещей». Поручение «Чистая посуда» «Блестящие мячики» «Порядок на полочках музея»
Музыкально-дидактические игры: «Хрустальный звон» «Металлофон» «Оркестр» «Звенит, трещит, гудит». Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч». Игра малой подвижности с мячом «Назови правильно» Беседа «Ножи из разных материалов» (4, стр. 52) | Игры с водой: «Плывёт кораблик» (металлический, резиновый, пластмассовый) Игры настольные: «Что из чего» Игры пазы: «Сложи предмет» | Информирование родителей о материалах, с которыми дети знакомятся в средней группе. Индивидуальные задания – изготовление «Волшебной рукавички». Привлечь родителей к подбору предметов для мини-музея «Мир вещей» Информирование родителей Через родительский уголок «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Советы для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» (7, стр. 52) |
Литература
1. «Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах», авт. Ю.А. Вакуленко, г. Волгоград, 2009.
2. «Из чего сделаны предметы» О.В., Дыбина ТЦ «Сфера» 2011 г.
3. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» г. Волгоград 2007, авт. О.Ф. Горбатенко.
4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование) «Детство-Пресс» 2011 авт. Е.В. Марудова.
5. «Неизведанное рядом» Москва -2002 г. авт. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова. В.В. Щетинина.
6. «Творим, изменяем, преобразуем» Москва -2003, авт. О.В. Дыбина.
7. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Москва -2005 авт. Л.Н. Прохоров
Календарный план на неделю
Дни недели | Формы организации совместной взросло-детской (партнёрской) деятельности | Взаимодействие с семьями детей |
Понедельник |
2. Д/и «Из чего я сделан» 3. Речевая игра «Наоборот» 4. Чтение М.Ильин «Рассказы о вещах» | Информирование родителей о материалах, с которыми дети знакомятся в средней группе. Изготовление «волшебной рукавички» |
Вторник |
| Привлечь родителей к организации мини-музея «Мир вещей» |
Среда | 1. Беседа «Хорошо-плохо» 2. Игра- экспериментирование «Мы - фокусники» 3. Аппликация «Хрупкая вазочка» 4. Д/и «Чудесный мешочек» 5. Чтение А. Барто «Резиновая Зина» | Информирование родителей «Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности.» |
Четверг | 1. Рассматривание иллюстраций -предметов, изготовленных из разных материалов «Что из чего»
| Советы родителям «Чего нельзя и что нужно делать» |
Пятница | 1. Экскурсия в столярную мастерскую (мальчики) знакомство с инструментом (металл) 2. Трудовые поручения (девочки) «Чистая посуда» (пластмасса) «Блестящие мячики» (резина) 3. Беседа «Ножи из разных материалов» 4. Музыкально-дидактическая игра «Звенит, трещит, гудит»
| Экскурсия в мини - музей «Мир вещей» Экскурсоводы - дети группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...