Интегрированное занятие "Морское путешествие" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яшникова Елена Владимировна

Использование проектного метода в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnogo_metoda_v_detskom_sadu.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в детском саду. Интегрированное занятие "Морское путешествие" для детей старшей группы .

        

Использование проектного метода в детском саду. Интегрированное занятие "Морское путешествие" для детей старшей группы

Проблема: “Поиск выхода из экстремальной ситуации”.

Игровая мотивация: “Кораблекрушение возле необитаемого острова”.

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

    Разработка поисковой деятельности детей:

        способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

        умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

        умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

    Разработка плана к созданию задуманного продукта.

    Совершенствование практических навыков по созданию предметов – заменителей, путём дополнения их соответствующими деталями.

    Активизировать речь детей: продолжать формировать умение вести координированный диалог между детьми, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса; учить задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично аргументируя ответ.

    Совершенствовать стиль партнёрских отношений: развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам; у девочек – скромность, заботу о других).

    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых, в своих поступках следовать положительному примеру.

Материалы и оборудование:

    четыре надувных матраса,

    один большой пляжный зонт,

    ёмкость с песком,

    муляжи фруктов,

    наборы магнитных удочек с рыбками,

    искусственный электрический фонтан,

    наборы цветных карандашей и альбомы,

    большая ширма.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на фотовыставку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Кого вы на них видите, кого узнали? – (Таню, Настю, Диану, Артёма). Что они делают? – (все дети находятся на море, они плавают, загорают, отдыхают).

Воспитатель: Все эти фотографии наши “курортники” привезли из своих летних поездок на море. Нравятся вам они? И если нравятся, то чем? – (фотографии очень яркие, солнечные, красочные, а море на них голубое, прозрачное, ласковое и т.д).

Воспитатель: Но кроме фотографий ребята привезли ещё и сувениры, так называемые “дары моря”: разноцветные камешки, большие и маленькие ракушки, посмотрите. Хотите послушать шум моря? Тогда давайте создадим полную тишину и поочереди приложим ракушку к уху. Слышите шум прибоя и шорох волн? – (Да).

Но, к сожалению, не всем посчастливилось отдохнуть на море и даже я, к своему стыду, моря ни разу не видела. Но это не беда.

Сегодня я предлагаю вам поиграть и отправиться в морское путешествие. Конечно, наше путешествие будет не настоящее, а воображаемое, ведь это игра, но мне кажется, что впереди нас ждёт много увлекательных приключений. Вы согласны? – (Согласны!)

Воспитатель: Ну, тогда давайте собираться. Поплывём мы на нашем волшебном корабле. Но сначала ответьте мне на вопрос, можно ли детям одним, без взрослых, отправляться в плавание на надувной лодке? – (Нет!)

Почему? – (Это очень опасно, можно утонуть, надувная лодка непрочная, может лопнуть).

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно объяснили. В реальной, настоящей жизни этого делать нельзя, но ведь наше путешествие воображаемое, а поэтому в путь!

Наденем все головные уборы, чтобы солнце не напекло голову, а в свои рюкзачки положим всё необходимое для весёлой морской прогулки.

Воспитатель предлагает детям на выбор:

    удочки для ловли рыбы

    цветные карандаши и альбомы.

Дети и воспитатель садятся на матрасы.

Слышатся звуки моря, прибоя, крики чаек (фонограмма).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, море такое ласковое, вода в нём прозрачная, в ней тут и там видны косяки рыб. Смотрите, смотрите, вон там огромный фонтан воды, видите? Как вы думаете, что это за рыба? – (Это кит!).

Но что-то вдруг не так становится. Чувствуете, ветер поднялся, по морю побежали крупные барашки волн (фонограмма меняется). А вода, смотрите, смотрите, из нежно – голубой превратилась в тёмную, почти чёрную.

Это начался настоящий морской шторм, буря, стихийное бедствие. Чтобы нам спастись и не свалиться за борт, давайте все сядем друг к другу поближе и обнимемся.

Через некоторое время.

Воспитатель: Кажется, буря закончилась, ветер стих и выглянуло солнце. Посмотрите, куда же прибило наш корабль, где мы оказались? Я вижу небольшую часть суши, со всех сторон окружённую водой. Где же мы? – (На острове).

Все высаживаются на остров.

Воспитатель: Интересно, есть ли здесь люди. Давайте позовём их. Как будем звать? – (Ау, люди-и-и-и! Разные варианты, предложенные детьми).

Никто не откликается, людей здесь, по всей видимости, нет, они тут не обитают, значит, этот остров… (необитаемый!).

Людей здесь нет, помощи ждать неоткуда. Чтобы выжить в этой трудной ситуации нам необходимо стать одной командой, одним племенем, действовать вместе и сообща, помогать друг другу.

Но все мы хотим вернуться домой, выбраться отсюда, нужно звать на помощь, но как?

Дети предлагают свои варианты:

    громко прокричать (но ведь мы знаем, что этот остров необитаем!);

    зажечь костёр, на сомом высоком месте острова;

    поднять кусок яркой ткани на длинной палке;

    написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море;

    выложить на земле из камней, ракушек или веток большое слово

    “SOS” - спасите! (предлагает воспитатель, объясняя значение этого слова).

Все варианты спасения дети совместно с воспитателем обсуждают: “подходит, есть возможность осуществить”, “не подходит, нет возможности осуществить”.

После обсуждения все приходят к выводу, что нужно:

    написать записку, с просьбой о спасении;

    выложить слово “SOS” - международный призыв о помощи.

Воспитатель: На чём же будем писать записку?

Дети вспоминают о содержании своих рюкзаков, записку пишем коллективно на альбомном листе, упаковываем в случайно оказавшуюся в рюкзаке воспитателя бутылку из-под воды и бросаем в море (содержание записки…).

Далее воспитатель пишет большие буквы “SOS”, а дети выкладывают их песком, камнями и т.д.

Воспитатель: Ну, что ж, сигналы о том, что мы нуждаемся в спасении поданы, давайте теперь обследуем остров, ведь нам придётся провести здесь какое-то время, пока помощь не придёт.

Ребята, посмотрите на небо, кажется, вновь тучи сгущаются, может пойти дождь. Где мы укроемся от непогоды?

Выслушиваются предложения детей:

    построить шалаш;

    найти пещеру;

    построить дом из камней;

    вырыть землянку.

Все варианты обсуждаются, выбирается наиболее приемлемый и доступны - строить шалаш из своего плавательного средства + ветки деревьев + сбор травы, чтобы выстелить пол.

Воспитатель: Теперь наш временный дом – шалаш готов, в нём мы сможем переждать непогоду. Проблема жилища решена, а что же ещё необходимо человеку, чтобы выжить на необитаемом острове? – (еда, вода).

Море иногда вымывает на берег разный мусор, бросовый материал (пластиковые бутылки, банки и т.д.), а на берегу можно поискать разные прутья, скорлупу от кокоса. Отправляемся на поиски.

Дети отправляются на поиски и находят разный бросовый материал. Затем совместно с воспитателем изготавливают из найденного необходимую посуду и кухонную утварь (миски для еды, чашки для питья, половник, фляжки для воды, вазы для цветов и т.д.).

Воспитатель: Теперь у нас есть всё необходимое, и мы можем отправляться на поиски воды и пищи. Но как вы думаете, что мы должны искать в первую очередь воду или пищу? – (воду, так как без пищи человек может прожить значительно дольше, чем без воды).

Воспитатель: Но ведь кругом так много воды – целое море! – (морская вода непригодна для питья, нужно искать пресную воду).

Воспитатель: А где на острове может находиться пресная вода? – (в озере, в роднике, бьющем из-под земли, в водопаде, в ручье и т.д.).

Воспитатель: А давайте прислушаемся, ведь звук водопада можно услышать, ещё можно услышать журчание ручья или родника.

Дети прислушиваются и слышат журчание “родника”, идут к тому месту.

Воспитатель: Воду мы нашли, от жажды не умрём. Осталось найти какую-нибудь еду. Постойте, ребята, ведь нас окружает море! А когда мы плыли по морю, то видели в воде кого? – (кита, много рыб).

Воспитатель: Посмотрите в своих рюкзачках, что мы взяли с собой перед отплытием? – (удочки). Это значит, что голодная смерть нам не грозит. Наши мальчики, как настоящие мужчины отправятся на рыбалку, а девочки пойдут на поиск каких-нибудь пригодных в пищу растений, фруктов.

Ребята, как вы думаете, какие фрукты могут расти на этом жарком южном острове? – (кокосы, киви, бананы и т.д.).

Девочки идут на сбор фруктов, мальчики – на рыбалку.

Далее по возвращении все совместно решают, что можно приготовить из фруктов - (сварить компот, отжать сок, просто вымыть и съесть); что можно приготовить из рыбы – (сварить на костре уху, запечь на углях, сделать шашлык из рыбы и т.д.).

Девочки так же приносят букеты цветов, ставят в “ вазы”, украшают жилище.

Вдруг слышится шум самолёта (фонограмма), значит, помощь близка.

Воспитатель: Ну что ж, мои “Новые Робинзоны”, сегодня мы с вами совершили незабываемую прогулку и попали в крутую переделку. Из неё мы вышли с честью, многому научились, узнали много нового. Давайте вспомним всё с самого начала.

Дети вспоминают вместе с воспитателем:

    На морскую, на прогулку мы отправились гурьбой.

    Поманил солёный ветер и позвал морской прибой.

    Солнце ласково светило, волны плавно нас несли,

    Было так вокруг красиво, просто глаз не отвести.

    Вдруг подул холодный ветер, потемнело всё кругом,

    Так качнуло наш кораблик, не пошёл едва вверх дном.

    Всё закончилось не плохо, мы до суши добрались.

    Ах, какой чудесный остров, просто диву мы дались.

    Стали дружно звать на помощь, но никто не отвечал,

    Как нам выбраться отсюда – этого никто не знал.

    И сигналы о спасенье было решено подать,

    Самому министру Шойгу надо весточку нам дать.

    Чтоб было видно с самолёта “SOS” сложили на песке.

    В море бросили бутылку и доверились судьбе.

    Чтоб укрыться от ненастья мы построили шалаш.

    Ну, а стройматериалом послужил кораблик наш.

    Море вынесло на берег всякий мусор, разный хлам.

    Поискали мы немного, может пригодиться нам?

    Так и есть, всё пригодилось: бутылки, банки и шпагат.

    Получились вёдра, фляжки, чашки, миски – просто клад!

    Чтобы выжить, человеку нужна пища и вода.

    В ручейке нашли мы воду и напились без труда.

    Часть воды набрали в вёдра, до жилища донесли,

    Разделились на команды, за добычей мы пошли.

    Нас мальчишки удивили, просто чудо-рыбаки!

    Наловили много рыбы, будет котелок ухи.

    Ах, бананы, ах, кокосы! Просто здесь фруктовый рай!

    Молодцы девчонки наши! Всё, что хочешь, выбирай!

    Вдруг мы слышим звук мотора, взгляды вверх устремлены.

    Самолёт летит за нами, мы, ребята, спасены!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам изготовить книгу рассказов и назвать её “Необыкновенные приключения на необитаемом острове”.

Книга эта будет в рисунках, т.к. писать мы ещё не очень хорошо можем. А рисунки нарисуете вы сами (те события, которые больше понравились, запомнились).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».

Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...