Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД в соответствии ФГОС ДО по экспериментированию с водой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию детей подготовительной группы
Воспитатель: Кондратьева А.Н.,
МДОУ «Детский сад №24» г. Петрозаводска
Тема: «Волшебные капельки»
Цель: формирование у дошкольников представлений о природных явлениях через экспериментирование с водой, обучение первичным навыкам экспериментирования.
Задачи:
- Обогатить знания дошкольников о свойствах воды, явлениях природы, вооружить знаниями об отличительных особенностях водопроводной и озерной воды.
- Сформировать представления детей о таких природных явлениях, как возникновение озера, лужи, появления облака, радуги.
- Способствовать развитию речи, воображения, творческой активности, любознательности.
- Воспитать в детях осознанное, ответственное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы.
Ход занятия
Педагог и дети, стоя в кругу, приветствуют друг друга (пальчиковая игра):
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель вовлекает детей в беседу о времени года:
- Ребята, а какое сейчас время года? Почему вы так решили?
Вдруг слышен шум (шум дождя).
Воспитатель спрашивает у детей – Что это за шум, как вы думаете? (дождь)
На экране появляется видео – дождь над озером… радуга…
Воспитатель, продолжая тему беседы о весне, говорит о том, что действительно сейчас весна, чаще идут дожди, и скоро мы сможем наблюдать радугу.
- А как она появляется, отчего? Что для ее появления необходимо? А только ли после дождя она появляется?
Вдруг слышен грохот (гроза, молния) – на экране радуга рассыпается на дуги, остается только синяя.
- Ребята, мы так и не смогли узнать все секреты этого прекрасного явления. Но если мы соберем радугу, то обязательно узнаем что-то новое о радуге.
- Ребята, попробуем собрать радугу?
- Сколько цветных дуг в радуге?
- В каком порядке?
- Ребята, а вы случайно здесь не видели разноцветные дуги? (на столах)
- Мы уже знаем, что для появления радуги необходима вода, поэтому нам нужно узнать некоторые секреты воды, тогда и радуга наша восстановится.
- Давайте вместе это сделаем. Хотите?
- Какого цвета первая дуга в радуге? (красная)
Все дети и педагог подходят к столу с красной дугой.
На столе стакан с водой.
Беседа: Как вы думаете, что в стакане? (Вода). Как вы догадались? Да, это вода, которой вы сегодня умывались, из нее готовили чай, т.е. водопроводная вода. Какая она, расскажите! (Нет цвета, прозрачная, неприятная на вкус, нет запаха)
- Пить водопроводную воду не кипяченой нельзя
- Как можно изменить цвет/ запах/ вкус воды? (подкрасить красками, добавить что-то, имеющее вкус, запах).
- Посмотрите, как вы думаете, а это что? (достает сосуд с озерной водой). Как выглядит эта вода (или чем она отличается от водопроводной)? В наших квартирах по трубам бежит водопроводная вода. И в озере вода имеет особый цвет, запах и вкус, потому что вода обладает уникальным свойством – растворять некоторые вещества. В Карелии очень много железа в земле и вода умеет его растворять. А где вы сталкивались с этой особенностью воды – растворять вещества? (чай, сахарный песок)
(получили красную дугу)
На экране появляется красная дуга.
- Ребята, чтобы поскорее получить дуги, давайте разделимся на пары и выполним одновременно несколько заданий и обсудим, что у нас получилось.
- Чтобы поделиться, давайте вытащим из коробочки по одной дуге. Какого цвета она будет у вас, к такому месту вы и пойдете (происходит деление детей на 4 пары)
Дети подходят к столу и находят определенному месту с цветом их дуги.
Дети в парах выполняют задания у столов под руководством воспитателя.
1. Тонет - не тонет
- Что у вас на столе? Что можно сделать?
В сосуд с водой дети кладут мелкие стеклянные шарики и большие пластмассовые. Маленькие тонут, а большие плавают. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот.
- Вот, ребята, и в озере мы можем увидеть, как плавают палочки, бревна, даже деревья после сильного ветра, а вот камни лежат на дне водоема. А если в воду кидать мусор, то он утонет, и купаться там будет опасно
(получили оранжевую дугу)
На экране появляется оранжевая дуга.
2. Объем.
- Что у вас на столе? Что можно сделать?
Две емкости с водой - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Детям кажется, что воды в высоком стакане больше. Они переливают воду в одинаковые сосуды и убеждаются, что воды равное количество.
- Действительно, по величине поверхности, по ее форме, нельзя угадать количество воды в сосуде или водоеме. Так и озера, и лужи могут быть не большими, но очень глубокими, и наоборот, большими, но мелкими.
(получили желтую дугу)
На экране появляется желтая дуга.
3. Заставим яйцо плавать.
- - Посмотрите, ребята, что это на экране? (Земной шар)
- А почему он синего цвета?
- Потому что на нашей Земле очень много морей, океанов, рек и озер. Но чем же отличается морская вода? Она соленая.
- Хотите увидеть, чем же она еще отличается?
Стакан с водой, опускаем в него сырое яйцо. Яйцо утонуло, потому что оно тяжелее и плотнее воды. Во второй стакан дети добавляют несколько столовых ложек соли и размешивают ее. Снова опускаем яйцо в стакан, теперь оно не тонет. Можно на него надавить пальцем, яйцо все равно выпрыгнет на поверхность.
Воспитатель говорит о наличии в природе соленой и пресной воды, что в реках и озерах только пресная вода, а в морях и океанах – соленая. И соленая вода действительно имеет большую плотность, поэтому выталкивает предметы. Именно поэтому учится плавать в море гораздо легче, чем в пресной воде.
(получили зеленую и голубую дуги)
На экране появляется зеленая и голубая дуги.
(физкультминутка)
После физкультминутки дети присаживаются на стульчики.
- Синяя дуга нашей радуги была на месте, уцелела.
- Сколько же цветов радуги нам не хватает? (одной) Давайте вместе попробуем ее вернуть.
Дети сидят на стульчиках.
Педагог демонстрирует опыт.
Воспитатель наливает в банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Кладет на крышку несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
- А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
(получили фиолетовую дугу)
На экране появляется фиолетовая дуга.
- Все цвета собраны, хотите узнать засияет ли наша радуга?
Воспитатель приглашает детей на коврик и демонстрирует им опыт с водой с появлением радуги.
- Какие вы молодцы! Наша радуга сияет всеми цветами!
- Теперь мы знаем, что радуга появляется не только после дождя – мы видели ее даже в нашем помещении. Что для этого нам понадобилось? (вода и свет).
Рефлексия:
- Давайте те, кому сегодняшнее путешествие понравилось, опустят на наш водоем цветочек.
- Вот какой красивый, яркий, веселый пруд нам удалось сегодня воссоздать.
- И радуга приготовила вам свой подарок (вручает детям медальки-радуги), а также предлагает посмотреть такой красивое явление как радуга над водопадом (на экране).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"
Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»
: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»
В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Географическое положение Сибири. Народы Сибири».
Знакомство детей с культурой и бытом народов родного края....
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...