ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_obucheniya.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Разработали воспитатели высшей квалификационной категории
Плагова Н. Е., Колтакова Г. П
Санкт-Петербург 2016 г.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: группа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
-познание
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
-коммуникация
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтение сказки «Путешествие Капельки»
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»)
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, они хотят вместе с нами отправиться на поиски приключений, пригласим их?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, вы все здоровы? У всех хорошее настроение? Вы не боитесь трудностей? Вы готовы отправляться в путь?
Ответы детей:
Воспитатель: «Орешек знаний тверд, но расколоть его поможет простой девиз:
Дети: Хотим все знать!»
Воспитатель: Это замечательные слова. У нас в группе есть такой сосуд «Кладезь знаний». Сюда мы старательно собираем «знания», добытые по крупицам в течение всего года. Вот и сегодня мы попробуем пополнить наш запас новыми крупицами. Присаживайтесь, пожалуйста. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Сначала нам нужно определить в какой области знаний мы будем искать эти крупицы. Профессор Знайка подготовил для нас задачку. Если вы внимательно осмотрите помещение группы, то заметите несколько предметов, которые либо находятся не на своем месте, либо появились у нас только сегодня. (Воспитатель выбирает двух детей, надевает им эмблемы «Следопыт», и просит найти и перенести на столик предметы: ваза с цветком, декоративный фонтанчик, бутылочка минеральной воды и глобус.)
Ребята, вы молодцы, очень внимательные. Скажите, что объединяет все эти предметы? Что у них общего?
Дети: Вода
Воспитатель: Да, совершенно верно. В вазе - вода и в бутылочке - вода, и фонтанчик-вода , но причем же здесь глобус?
Дети: анализируют, выдвигают гипотезы, обсуждают.
Воспитатель: Давайте подведем итоги. Что же такое глобус?
Дети: Модель нашей планеты.
Воспитатель: Почему большая часть глобуса синего цвета?
Дети: На Земле очень много воды.
Воспитатель: Правильно, на нашей планете только третья часть это суша, а все остальное- вода. Землю еще называют Голубой планетой. Послушайте шуточное стихотворение, которое подготовила для вас Катя.
- Если на карту Земли посмотреть,
земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться Вода?
Дети: обсуждают.
Воспитатель: Вода необходима для существования всего живого. Именно вода и является темой нашей сегодняшней встречи. Эта тема вам уже хорошо знакома. Давайте поиграем: назовите любые слова-ассоциации, связанные с водой. (Проводится игра «Хлопушки», дети называют слова, сопровождая их некоторой комбинацией хлопков).
Молодцы! А теперь давайте вспомним основные свойства воды. В этом нам помогут подсказки-модели. (Дети перечисляют свойства воды по карточкам –моделям»
А теперь вспомните, когда мы работали над проектом «Поиграем с цифрами», Даня к цифре 3 написал…(Даня вспоминает и рассказывает о 3 агрегатных состояниях воды.)
Совершенно верно. Вода может находиться в 3 состояниях: твердом, жидком и газообразном. Все, что нас окружает, тоже либо твердое, либо жидкое, либо газообразное. Любое вещество состоит из мельчайших частиц…
Дети: Молекул
Воспитатель: Молекулы находятся в постоянном, беспорядочном движении. Расстояния между молекулами очень маленькие. В твердых телах расстояния самые маленькие, в жидкостях - побольше, а в газах- самые большие. Давайте поиграем. Я буду называть предметы, а вы « превратитесь в молекулы» покажете мне состояние вещества этих предметов. (Проводится игра «Молекулы». Дерево, молоко, воздух, бульон, кислород, лед.)
Замечательно! А теперь попробуем построить систему. Например- стакан с водой. (Дети моделируют «систему»). Система: воздушный шарик. (Моделирование)
Молодцы, и с этим вы справились, теперь можем отправляться за крупицами.
Пожалуйста, дети, которые хорошо умеют читать, подойдите к столу. Вы прочитаете ребятам загадки, отгадаете их. Определите первый звук в словах- отгадках, запишите его на доске.
Я понимаю, что все вы переживаете, все хотите участвовать . поэтому, чтобы помочь вам соблюдать порядок и не мешать друг другу, я предлагаю использовать предупреждающие знаки. (Воспитатель раздает эмблемы: «наблюдатели» и таблички: «не перебивай», «поднимай руку», «тишина», выбирает « хранителя крупиц знаний».)
(Дети выполняют задание)
Островок я вижу странный –
Он не с пальмой, а с цветком.
Окружен не океаном,
А подтаявшим снежком.
(Проталинка)
Светит солнце, льется дождик,
Луч сияет золотой.
Через реку брошен мостик
Семицветный расписной.
(Радуга)
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
(Иней)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
Белые овечки
По небу гуляют
Соберутся в стаи –
Небо закрывают.
(Облака)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг.
Облаков и туч он вождь,
Догадались? Это (Дождь)
Этот южный материк
И не мал и не велик.
Здесь вокруг снега и льдины
И живут одни пингвины.
(Антарктида)
Воспитатель: Молодцы! Какое слово у вас получилось?Дети читают:
ПРИРОДА
Воспитатель: А что такое природа?
Дети: Это все, что нас окружает.
Воспитатель: Хранитель, как вы считаете, ребята справились с заданием?
Хранитель: Да, я отдаю им честно заработанные крупицы знаний. (высыпает кристаллы в сосуд)
Воспитатель: Говорят: «У природы нет плохой погоды». Так ли это? Пожалуйста, Рита, прочитай нам стихотворение.
Характер у погоды очень сложный:
Изменчивый, крутой и ненадежный -
Приветливо вам утром улыбнется.
А вечером коварно надсмеется!
Она - хозяйка солнцу, ветру, тучам.
... Возьмите зонт с собой на всякий случай!
(А. Смоляр.)
Воспитатель: И все-таки- у природы нет плохой погоды. Даже
если прошел дождь, то потом -неприменно появится солнышко.
Физминутка: «Что делать после дождика?»
Что делать после дождика?
. -По лужицам скакать.
Что делать после дождика?
-Кораблики пускать .
. Что делать после дождика?
.-По радуге кататься. .
Что делать после дождика?
Да просто -улыбаться!
(В. Данько)
Воспитатель: Ну что немного передохнули, можно дальше продолжать наше путешествие. Теперь мне нужны самые лучшие математики. (Дети делятся на группы, снова выбираются и «хранители» и «смотрители»)
Дети самостоятельно по подгруппам выполняют задание: решают примеры. По правильному ответу находят соответствующую картинку и собирают пазл. Получается картинка «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием, получите свои крупицы знаний. («Хранитель» высыпает кристаллы в «кладезь».)
Воспитатель: Рассмотрите эту картинку. Может вы догадаетесь, какое явление природы она иллюстрирует?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Правильно, это иллюстрация круговорота воды в природе. Подробнее нам об этом расскажет котенок Кеша. Давайте посмотрим мультфильм.
Просмотр презентации.
Воспитатель: Понравился вам Мультик? Мы еще обязательно будем говорить об этом явлении позже. А сейчас наша встреча подошла к концу.
Вам понравилось наше путешествие? Как вы считаете , вы справились с поставленной задачей? А теперь я вас попрошу опустить в стаканчик жетон. Голубой (цвет воды) - если вам все понравилось, Вы узнали что-то новое, у вас хорошее настроение. Желтый - если не очень понравилось. Черный - если вам было скучно , не интересно.
Этот южный материкИ не мал и не велик.
Здесь вокруг снега и льдины
И живут одни пингвины.
(Антарктида)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...