Использование литературы при проведении прогулок и экскурсий
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме
Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален. От того, как ребёнок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей мере зависят его успехи в школьные годы, а в дальнейшем и во взрослой жизни. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс трудный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство с творчеством литераторов Заполярья имеет актуальную значимость в воспитании любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_literatury_pri_provedenii_progulok_i_ekskursiy3.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование литературы при проведении прогулок и экскурсий
Воспитатель МБДОУ д/с №8
Логаева Л.Н.
Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален. От того, как ребёнок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей мере зависят его успехи в школьные годы, а в дальнейшем и во взрослой жизни. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс трудный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство с творчеством литераторов Заполярья имеет актуальную значимость в воспитании любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
Произведения северных писателей наполнены любовью к родному краю, к северной природе, её неповторимости и красоте. Литературные произведения писателей Кольского Заполярья широко использую не только на занятиях, при проведении праздников и развлечений, в повседневной жизни, но и во время экскурсий и прогулок. Хочется отметить одного из ярких представителей поэтов Кольского Севера, пишущих для детей дошкольного возраста – Ядренцеву И.Ю. Её книги: «Мой родной Североморск», «Здесь родился и живёт атомный подводный флот», «Волшебный полуостров» в стихотворной форме рассказывают детям об истории создания северных городов, о героях-североморцах, именами которых названы улицы нашего города. Иллюстрации к книгам Ядренцевой показывают детям природу северного края. Отправляясь с детьми на экскурсии по улицам Североморска, использовала художественное слово этой писательницы для знакомства с героическими людьми нашего города, в честь которых названы улицы.
Помнит подвиги сынов,
Лётчиков и моряков,
Наша флотская столица
И героями гордится.
Ведь они не умирают…
И поныне называют
Их святыми именами
Улицы. Навеки снами
Вместе в городе живут
Те, кто шёл на ратный труд.
Колышкин, Сивко, Гаджиев
И Сафонов – вечно живы!
Повторить опять готовы
Подвиг Саши Ковалёва…
Дошкольникам интересны книги Николая Колычева: «Мур-ман-чанка», «Косолапые ботинки», «Мурманские ступеньки». Из этих книг дети узнают о столице Заполярья – городе Мурманске, о природе севера.
Во время прогулок при проведении наблюдений за деревьями, кустарниками, травами и явлениями природы использую стихи Н.Колычева, А.Миньковой, В.Алданского, так как в них отражены особенности северной природы: сильные и холодные ветра, полярная ночь, которая длится полгода. Произведения автора пронизаны любовью к природе родного края.
На улице свистит пурга
А солнце спряталось в снега
Не видно солнышка весь день,
Ушло за горы как олень.
В. Алддынский.
Белая берёза
Корява и мала
Тянет ветки к солнцу –
Мало ей тепла.
А. Менькова.
Учитель начальных классов школы №11 г. Североморска Татьяна Васенцева написала для детей такие сборники стихов: «Чудеса Севера», «Морошка», «Мир детства». В них представлены песни и стихи о северной природе, загадки, пословицы, сказки, физминутки, которые использую при организации подвижных игр, индивидуальной работы и наблюдений за природой (солнцем, птицами, травами, деревьями).
Эти первые весенние цветы
Золотистыми головками качают
Словно маленькие солнышки, они
Нам дорогу всюду освещают.
Ах, куда ни глянешь взором,
Всюду золотом цветут
Мать – и – мачехи узоры
Песню солнышку поют.
Т. Васенцева.
Проводя работу по воспитанию у детей любви к родной природе, формированию гуманного отношения к представителям флоры и фауны, использую произведения таких авторов: стихи Олега Бундура «У нас на Кольском Севере», «У самого Белого моря», «Сто ключей»; В.Сидорина «Путешествие в чудо парк», «Трубочист и чёрный кот», «Рада»; О.Аксёновой «Приезжайте в гости к нам»; Е.Наумова «Сказки Северного сияния», В. Маринина «Ау-у». В этих произведениях ярко иллюстрируется своеобразие природы Заполярья, особенности животных Севера.
Как осень Севера чиста!
Природа обнажилась странно –
И в наготе своей прекрасна,
И в красоте своей проста…
Использование творчества поэтов и писателей Кольского Заполярья даёт возможность для :
- воспитания любви к родному городу, к родному краю.
- расширения и обогащения знаний об особенностях родного края и его истории
- формирования умения видеть красоту Заполярья и привития гуманного и бережного отношения к природе.
Работая в данном направлении, подобрала и систематизировала произведения поэтов и писателей Заполярья согласно возрастной периодизации, которые использую при организации экскурсий и прогулок.
Средний дошкольный возраст
Н.Колычев | Сборник «Косолапые ботинки» |
В.Сидорин | Сказки для детей в стихах и прозе |
О. Бундур | Стихи «Про нас», «Очень скучно папа жил» |
Старший дошкольный возраст
Н.Колычев | «Мур-ман-чанка», «Мурманские ступеньки» |
О.Бундур | «Если в доме каждый рад», «У нас, на Крайнем Севере» |
Н.Ядринцева | «Мой родной Североморск», «Здесь родился и живёт атомный подводный флот», «Главный город Монче-тундры», «Волшебный полуостров» |
Т.Васенцева | «Мир детства», «Чудеса Севера» |
О.Аксёнова | «Приезжайте в тундру к нам» |
Е.Наумов | «Сказки северного сияния» |
С.Козлов | «Про снег» |
В. Сидорин | «Рада», «Как две сёмги встретились» |
С.Дорохов | «Если ты на Севере живёшь» |
Разработала календарно-тематический план экскурсий и прогулок с использованием художественного слова авторов Севера.
Месяц | Вид Деятельности | Программные задачи | Художественная литература |
сентябрь |
Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за деревьями | 1. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе. 2. Уточнить знания о деревьях, растущих на Севере. 3.Прививать интерес к природе родного края, формировать умение видеть красоту осенней природы. |
Т.Васенцева «Чудеса Севера» М.Зверев «Осень» |
октябрь | Экскурсия на улицу С.Ковалёва и Гаджиева | 1.Расширять знания детей об улицах родного города. 2. Познакомить с биографией героев, в честь которых названы улицы. 3. Воспитывать чувство благодарности защитникам Заполярья, чувство любви к родному городу. | И.Ядринцева «Здесь родился и живёт атомный подводный флот» |
ноябрь | Экскурсия в Дом творчества и ремёсел. | 1.Расширить знания детей о народно-прикладном творчестве североморцев. 3.Воспитывать любовь к родному краю, городу | Т.Васенцева «Мир детства», «Чудеса Севера» О.Бундур «У самого Белого моря» |
декабрь | Экскурсия в сопки «Вот зима – кругом бело» - Наблюдение за деревьями, кустарниками. - Узоры на окне.
| 1.Уточнить знания детей о времени года – зима, (характерные особенности северной зимы, сезонные изменения в природе) 2.Развивать наблюдательность, умение замечать изменения, происходящие в природе. 3.Прививать интерес к желание, любоваться красотой заснеженных деревьев, узоров на окнах | Т.Васенцева «Чудеса Севера» А. Менькова «Северная берёза» Ю.Кушак «Мороз на стекле». |
январь |
Целевая прогулка «Холодно, голодно, галки, воробьи».
| 1.Расширить представления детей о повадках птиц зимой, о взаимосвязи поведения птиц и различных погодных явлений.. 2.Развивать наблюдательность, умение по поведению птиц определять характер погоды. 3.Вопитывать гуманное отношение к птицам, желание заботиться о них. | С.Козлов, Ю.Кушак «Про снег» О.Бундур «У самого Белого моря» .Т.Васенцева «Чудеса Севера» |
февраль | Экскурсия в Музей истории города и Флота. | 1.Углубить представления детей об истории родного города. 2.Расширить знания детей о подвигах североморцев в годы Великой Отечественной войны. 3.Воспитывать чувство гордости за свой народ и чувство уважения к их подвигам. | И.Ядринцева «Мой родной Североморск» |
март |
Экскурсия на Приморскую площадь | 1.Расширить знания детей о подвигах героев-североморцев. 2.Познакомить с памятниками защитникам Заполярья. 3.Воспитывать чувство благодарности героям войны, желание бережно относиться к скульптурным сооружениям как памяти о героях. | И.Ядринцева «Мой родной Североморск», «Здесь родился и живёт атомный подводный флот». |
апрель |
Целевая прогулка «Апрель, апрель – на дворе звенит капель». | 1.Уточнить знания детей о весенних изменениях в природе. 2.Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. | Т.Васенцева «Чудеса Севера». О.Воронова «Времена года». А.Бажанов «Березки вспыхнули стыдливо» |
май |
Экскурсия в Детскую библиотеку | 1.Расширить знания детей о подвигах героев-североморцев в годы Великой Отечественной войны. 2.Познакомить с творчеством поэтов и писателей Заполярья. 3.Воспитывать уважение к героическому прошлому народа. | Литературные произведения поэтов, писателей Заполярья из фонда библиотеки |
Для воспитания у дошкольников любви к родному краю в процессе экскурсий и прогулок оформила в группе книжный уголок и уголок изодеятельности, где собраны книги местных авторов, литература и фотографии о Североморске, Мурманске, иллюстрации о родной северной природе.
Неотъемлемой частью в работе по воспитанию любви к родному краю является работа с родителями:
- Собрала библиотеку для родителей, где знакомлю их с произведениями писателей Кольского Заполярья.
- Оформила планшеты с биографией писателей, которые помещаю в информационный уголок для родителей, также предлагаю стихи, пословицы, считалки для заучивания с детьми.
- Интересной и важной формой работы с родителями считаю совместное творчество в семье. Дома дети и родители рисуют, отражая в своих работах впечатления от экскурсий и прогулок в природу. В группе организуются выставки семейных работ воспитанников.
- Совместно с родителями изготавливаем книжки-малышки, которые использую во время прогулок. Дети самостоятельно рассказывают стихи, используя иллюстрации к ним.
Таким образом, работа по воспитанию патриотических чувств дошкольников даёт положительные результаты. Дети знают свой город, его улицы и площади, знают памятники родного города, героев, в честь которых они установлены. Благодаря проводимой работе воспитанники знакомы с историей Североморска, они любят природу нашего Заполярья и отражают её красоту в своих рисунках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения целевых прогулок и экскурсий
Формировать представления об изменениях в природе ( день стал короче, ночь длинне). Формировать умение детей различать и характеризовать приметы ранней осени. Воспитывать любовь к природе...
Карта анализа организации и проведения целевых прогулок и экскурсий по ознакомлению с природой и окружающим миром.
Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...
Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и развитие пространственного восприятия
Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и развитие пространственного восприятия по четырем направлениям коррекционной работы со старши...
«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
как организовать экскурсии? Содержание экскурсии, подготовка воспитателя - все это вы найдете в консультации....
Консультация для педагогов «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
Консультация для педагогов «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»...
Консультация на тему «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природ...