проект "мир часов"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_chasov.docx | 125.47 КБ |
beseda_chasy-_chasiki.docx | 451.27 КБ |
fizminutka_rasskazhi_stihi_rukami.docx | 429.74 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 88.42 КБ |
situativnyy_razgovor.docx | 892.48 КБ |
chtenie_detmi_stihotvoreniy_o_razlichnyh_vidah_chasov.docx | 480.91 КБ |
konstruirovanie_chasy_na_kremlevskoy_bashne.docx | 400.36 КБ |
vystavka_na_temu_chasy_moey_semi.docx | 474.39 КБ |
fizminutka_chasy.docx | 295.91 КБ |
prosmotr_multfilma_fiksiki.docx | 885.74 КБ |
vystavka_risunkov_chasy_budushchego.docx | 459.89 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditele1.docx | 101.19 КБ |
vystavka_risunkov_chasy_budushchego.docx | 459.89 КБ |
didakticheskaya_igra_vremya.docx | 872.08 КБ |
zanyatie_chasovaya_masterskaya.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Проект
«Мир часов»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель Iкв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Паспорт проекта:
Вид проекта | Исследовательско- творческий, краткосрочный | |
Время реализации проекта: | 08.02.2016-12.02.2016 | |
Участники проекта: | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители. | |
Возраст участников проекта: | Дети старшей группы – 5-6 лет. | |
Актуальность темы: | С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника. | |
Цель проекта: | Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме | |
Задачи проекта: | 1.Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. 4. Узнать о принципах работы часов. 5.Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени. 6. Познакомить с принципом изготовления песочных часов | |
Гипотеза образовательного проекта: | «Если время существует, то его можно увидеть». | |
Принципы реализации проекта: | 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Совместная работа с родителями. | |
Этапы проекта: | I этап – Подготовительный 1.Обозначение актуальности и темы будущего проекта. 2.Постановка цели и задач. 3.Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта. 4.Разработка плана мероприятий основного этапа. 5. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада. II этап- Основной 1.Совместная деятельность воспитателя и детей и родителей. III этап- Заключительный 1. Оформление мини-выставки «Часы» 4. Презентация экспонатов выставки. 6. Итоговое мероприятие: ООД «Какие бывают часы» на (районное методическое объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп) | |
Предполагаемый результат: | Для педагога: 1.Освоение информационно-исследовательского метода. 2. Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост. 3. Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности. Для детей: 1.Самоутверждение личности ребенка: снятие скованности и зажима у детей. 2. Развитие у ребенка фантазии, скованности, эмоциональности. 3.Получение удовольствия от выполненной коллективной работы. | |
Предварительная работа: | 1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами. 2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки. 3. Использование дидактических игр: «Всё о времени», «Учим часики», 4. «Узнай время», «Времена года», «Время суток». 5. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов». 6. Игры - драматизации для малышей о времени. | |
Продукт проектной деятельности: | - Оснащение атрибутами группы. - Оформление пособия «Какие бывают часы». - Презентация проекта. |
Список используемой литературы:
- Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.
- Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.
- Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.
- Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г.
- Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г.
- Куликовская И.Э., Совчир Н.Н. «Детское экспериментирование», М., Педагогическое общество России, 2003 г.
- Соболева А.В. «Загадки – смекалки», Гном-Пресс,2006г.
- Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г.
- Юдин Г. «Заниматика», М., РОСМЭН, 2005 г.
- Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду».
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Котляр Э.П. «Часы-часики», Малыш, 1986г.
- Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой», Малыш,1984 г.
- Сапгир Г.В. «Часы», Лабиринт Пресс, 2009г.
- Шварц Е. Л.«Сказка о потерянном времени», Оникс, 2009г.
Перспективный план проекта «Мир часов»
ПОНЕДЕЛЬНИК | |
1.Беседа на тему «Часики-часы». | Цель: Учить детей описывать часы и говорить для чего они необходимы. |
2.Физминутка «Расскажи стихи руками» | Цель: Создать условия для удовлетворения естественной потребности для дошкольников в движении. |
3. Консультация для родителей «История появления часов: от создания до наших дней» | Цель: Предложить родителям ценить время в нашей не простой жизни. |
ВТОРНИК | |
1. Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?» | Цель: Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь. |
2.Чтение детьми стихотворений о различных видах часов. | Цель: Учить слушать внимательно стихотворений о семье в исполнении детей. |
3. Рисование «Часы на кремлевской башне» | Цель: Развивать творчество детей. |
СРЕДА | |
1.Выставка на тему «Часы моей семьи» | Цель: Определить значимость данных часов в семье. |
2. Физминутка «Часы» | Цель: Создать условия для удовлетворения естественной потребности для дошкольников в движении. |
3.Просмотр мультфильмов «Фиксики-часы», «Сказка о потерянном времени» | Цель: Расширять кругозор детей. |
ЧЕТВЕРГ | |
1. Выставка рисунков на тему «Часы будущего». | Цель: Развивать творческие способности у детей. |
2.Консультация для родителей «История о ценности нашего времени» | Цель: |
3. Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами». | Цель: Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по собственному замыслу. |
ПЯТНИЦА | |
1. Дидактическая игра «Всё о времени». | Цель: Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания. |
2. ООД «Какие бывают часы» | Цель: Закреплять умения правильно и аккуратно наклеивать. Развивать мелкую моторику. |
Используемая литература
1.Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство,
«Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника
приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду.
Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. //
Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном
образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство
«Книжный клуб семейного досуга», 2006
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект
беседы
для детей старшей группы
на тему
«Часики-часы»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г
Тема: | «Часики- часы» |
Цель: | Учить детей описывать часы и говорить для чего они необходимы. |
Задачи: | 1.Обобщать и систематизировать представления о часах. 2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память. 3. Воспитывать чувство любви к истории часов |
Предварительная работа: | Рассматривание картин про часы. |
Ход занятия
Вос-ль: Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки,
Шагам он точным счёт ведёт,
И всё-же с места не сойдёт.
Дети: Часы.
Вос- ль: А для чего человеку нужны часы? А для человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?
А что можно делать со временем?
(Ответы детей).
Вос-ль: Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам. Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.
Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»
Вторыми часами оказался:
«В деревне есть часы такие
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода.
Они птичьего рода».
По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?
О цветах-часах
Человек изобрёл водяные часы. Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.
Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы. В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок.
(Показать детям принцип работы песочных часов).
Но со временем и эти часы стали неудобными. В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.
Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет.
Прогресс, наука ушли далеко вперёд: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках. Кроме того, существуют цветы-часы.
Сказочные часы
Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку. Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.
И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.
И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
А теперь послушайте сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», Василия Сухомлинского «Втеряний день».
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Умеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денёк!
Я желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Физминутка
«Расскажи стихи руками»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016
Цель: Создать условия для удовлетворения естественной потребности для дошкольников в движении.
Физминутка "Расскажи стихи руками"
Соблюдается совой | Сжимают и разжимают |
Распорядок часовой | кулачки на обеих руках |
Ночью в час по распорядку | Показывает один палец |
Совы делают зарядку | Руки на поясе, наклоны влево и вправо |
Циферблат покажет два | Показывают два пальца |
В магазин спешит сова | Шагают на месте |
В три - готовит суп | Показывают три пальца и "варят" |
В четыре | Показывают четыре пальца |
Вытирает пыль в квартире | Делают вид, что вытирают пыль |
В пять сова идет читать | Показывают пять пальцев и "читают книгу" |
В шесть она садится есть | Показывают шесть пальцев и "кушают" |
Семь показывают стрелки | Показывают семь пальцев |
В гости к ней приходят белки | Прыгают на месте, руки перед грудью |
Не поздней восьми часов | Показывают восемь пальцев |
Совещание у сов | "Совещаются" между собой |
Но как только девять бьет | Показывают девять пальцев |
В лес сова идет гулять | Шагают на месте |
В десять у нее - вязанье | Показывают десять пальцев и "вяжут" |
А в одиннадцать - купанье | Показывают сначала десять пальцев, затем |
еще один палец и "плавают" | |
Как двенадцать бьет часов | Показывают сначала десять пальцев, затем |
еще два пальца | |
Двери в доме на засов | "Закрывают дверь на ключик" |
В полдень ей пора в кровать | Потягиваются и зевают |
Любит днем сова поспать | Руки под щеку и "спят" |
Дальше все по распорядку | Сжимают и разжимают кулачки |
В час - встает и на зарядку на обеих руках.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧАСОВ: ОТ СОЗДАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ» Махмутова Екатерина Александровна воспитатель I кв.категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек» пгт Камские Поляны Нижнекамского района Республики Татарстан
февраль 2016 |
История возникновения часов весьма интересна и познавательна. Человеку было важно знать точное время, чтобы оптимально планировать свои действия, так поступательно были изобретены часы солнечные, водяные, механические. Итогом на текущий момент служат те сложные механизмы, которые можно увидеть в современных магазинах. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Ситуативный разговор
с детьми старшей группы
на тему
«Какие часы вы знаете?»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г
Цель: Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь
Ход разговора:
Здравствуйте, дорогие ребята!
- Знаете ли вы, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?
Ну, конечно, такой прибор называется часами.
Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы хотя бы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.
Из седой старины пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.
Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.
А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.
- Попробуйте рассказать о них. (Где они находятся? Какая у них форма? и т.д.)
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень на палец.
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
У вас дома наверняка есть часы будильник.
- Зачем нужны такие часы?
Будильник можно завести на определенный час и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.
Существуют и напольные часы.
- Как вы думаете, где они стоят?
Верно! Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с красивым боем.
Каминные часы украшают комнатные камины. Некоторые из них мелодично отбивают каждый час.
Часы с боем.
Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
«Динь-дон, динь-дон!» -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно не молчали,
В дверь старушке мы стучали:
«Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!»
Но старушка нам в ответ
Отвечала: «Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.
Динь-дон! динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!»
Пробежали дни, недели,
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
«Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!»
Вот приехал часовщик –
Мудрый, опытный старик,
И сказал: «Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!»
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон.
Серебристый перезвон:
«Динь-дон! динь-дон!»,
Ожививший целый дом!
- А какие часы «умеют куковать»?
Правильно! Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая о том, который сейчас час.
Часы с кукушкой.
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
«Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!»
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.
Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне появились в начале XVII века. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок – серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на тридцати подводах до Кремля.
Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.
«Железная махина вся блестит смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени» (Л. Колодный).
31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенный промежуток времени.
Механические часы изобрел в XVII веке ученный Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.
Во втором десятилетии двадцатого века появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.
А самые точные часы – атомные.
- Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?
В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра.
Петушок
Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
- Слышали ли вы о цветочных часах?
Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
Одуванчики
У реки – зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
«На часах – ровно пять,
Можете еще поспать!»
Одуванчики – это часы луговые. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Чтение детьми стихотворений о различных видах часов
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г
Цель: Учить слушать внимательно стихотворений о семье в исполнении детей.
Самира: Прокофьева Софья «Часы с кукушкой»
Часы с кукушкой
Живёт в часах кукушка
И время стережёт.
Ведь это не игрушка,
Вести минуткам счёт!
А тут часы отстали…
Бывает, не везёт!..
Наверное устали,
Иль кончился завод?
Дарина: Я у солнышка спросила,
Сколько времени сейчас.
Солнце палку осветило,
Показало! Вот те раз?
Но потом я догадалась!
Палочку воткнула в грунт,
Круг вокруг нарисовала,
Числа, циферки- все тут!
Тень от палочки мгновенно,
Показала мне тот час!
Только помнить нужно – север,
На двенадцати у нас!
Ваня: Александр Савостьянов «Водяные часы»
Водяные часы – Клепсидра.
Наполняет сосуд вода.
Прибывает вода… Всем видно –
Поднимается вверх тогда!
Рамиль: Галина Суханова «Песочные часы»
Песочные часы пересыпают время,
Ведут они учет удачам и потерям.
Песчинки бугорком лежат на дне сосуда.
И каждая из них как маленькое чудо.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей старшей группы
на тему
«Часы на кремлевской башне»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г
Тема: | «Часы на кремлевской башне» |
Цель: | Развивать творчество детей |
Задачи: | 1.Уточнить представление детей о Москве – столице России, культурологических, архитектурных центрах города участвуя в беседе. |
Предварительная работа: | |
Словарная работа: | Необходимо чтобы дети запомнили название деревьев и их листьев. Клен - кленовый лист. Береза - березовый лист. Осина - осиновый лист. Рябина - рябиновый лист. |
Материалы и оборудование: | Магнитная доска для рисунков, аудиозаписи, наглядный алгоритм для обследования предмета рисования, карта России, серии картинок с достопримечательностями Москвы, художественные принадлежности (кисти, гуашь, листы бумаги), магнитофон. |
Ход деятельности
Вос-ль: Прослушайте запись песни «У моей России» (муз. Струве) и догадайтесь, о чём далее пойдёт речь.
(Ответы детей)
Вос-ль: Д/и «Я начну, а вы продолжайте»
--Наша страна называется…
-В нашей стране много рек.
Это…
-В нашей стране много городов.
Это…
-Люди, живущие в нашей стране, называются…
-Нашего президента зовут.. (показывает его портрет)
-Символами России являются... (показывает иллюстрации с изображением)
Вос-ль: Назовите столицу нашей Родины после прочтения стихотворения. (И.Векшегонова «Москва»).
Здесь Кремль, здесь Воробьёвы горы,
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам голова,
Столица Родины -…
Дети: Москва.
Вос- ль: Работа с картой: найдите месторасположение Москвы на карте России
(Дети подходят к карте и находят место положение Москвы).
Вос-ль: Подумайте, почему так говорят:«Москва - сердце России»
(Ответы детей)
Вос-ль: «Повторяйте за мной» (Вос-ль предлагает детям выполнить упражнения по показу (песня О.Газманова «Москва)
Вос-ль: А теперь мы с вами совершим прогулку по Москве и по Красной площади (демонстрирует иллюстрации).
Вос-ль: Рассмотрите образец «Спасская башня Кремля». Нарисуйте Спасскую башню: сначала нарисуйте полоску земли, на ней основную часть башни, затем верхнюю часть, где находятся часы.
(Дети приступают к выполнению задания).
Вос-ль: А теперь посмотрите на нашу выставку. Чей рисунок вам больше всего понравился.
(Ответы детей).
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Выставка на тему
«Часы моей семьи»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель Iкв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016г.
Цель: Определить значимость данных часов в семье.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Физминутка
«Часы»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Цель: Создать условия для удовлетворения естественной потребности для дошкольников в движении.
Физминутка:
Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Просмотр мультфильмов
«Фиксики-часы»,
«Сказка о потерянном времени»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Выставка рисунков на тему
«Часы будущего»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«История о ценности нашего времени»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап, — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — возмутился тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбу сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.
— Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Мораль сей сказки такова
Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы посвящать ее целиком работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, нашим близким и нашим детям. Подумайте, сколько времени вы уделяете своему ребенку, и подарите семье еще на один час больше каждый день!
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Выставка рисунков на тему
«Часы будущего»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Предварительный просмотр:
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Дидактическая игра
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ№3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
февраль 2016 г.
Цель: Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания.
Предварительный просмотр:
Исполнительного комитета Нижнекамского района Республики Татарстан
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
районное методическое объединение старших и подготовительных к школе групп
Организованная образовательная деятельность
по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе
«Часовая мастерская»
Махмутова
Екатерина Александровна
воспитатель Iкв.категории
Комарова
Людмила Николаевна
воспитатель Iкв.категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г
Тема: | «Какие бывают часы» |
Образовательные | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. |
Вид: | Познавательное. |
Тип: | Интегрированное |
Программное содержание: | Цель: Расширить представление детей об окружающем мире; о приборах измеряющих время- часах. Задачи: 1.Познакомить детей с историей часов. 2.Вызвать интерес к понятию «время». 3.Рассказать детям о том, что часы созданы трудом многих людей, люди усовершенствовали их, чтобы ими было удобно пользоваться. 4.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять характерные признаки предметов. 5. Воспитывать интерес к истории предметов. 6. Воспитывать усидчивость во время выполнения заданий. |
Методические приемы: | Загадки, рассказ воспитателя, вопросы к детям, просмотр слайдов, физминутка. |
Словарная работа: | Солнечные, водяные, песочные, огненные, настольные, напольные, наручные и электронные часы. |
Оборудование и материалы: | Слайды с различными видами часов, ноутбук, выставка часов принесенных из дома, бутылки для создания различных видов сыпучих часов, манка, песок, соль, стаканчики (3 шт), ложки, подносы. |
Предварительная работа: | 1.Расматривание рисунков и фотографий с различными часами. 2.Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки. 3.Использование дидактических игр «Все о времени», «Учим часики». 4. «Узнай время», «Время года», «Время суток». |
Структура ООД: | 1.Вводная часть:3 мин. 2.Основная часть- 20 мин 3. Заключительная часть- 10 мин. |
Ход организованной образовательной деятельности:
(Дети входят в зал и присаживаются на стульчики полукругом).
(Включается слайд с боем курантов)
(Сл.2) Вос-ль: Кто догадался, что это за звук?
(Ответы детей)
Вос-ль: Где находятся эти часы?
(Ответы детей)
Вос-ль: Самые знаменитые часы России- Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне появились в начале XVIIв.их
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживают их работу, следят, что бы часы не отставали и не торопились. 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Скажите, а где в больших городах могут висеть часы?
(Ответы детей).
(Сл.3,4) Вос-ль: На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.
(Сл.5) Вос-ль: Скажите, а в Камских Полянах есть уличные часы?
(Ответы детей).
Вос-ль: Правильно такие часы висят на кинотеатре «Чулман- Су».
(Сл.6) А теперь поговорим других о видах часов. Мы с вами собрали большую выставку часов. Вы принесли их из дома. Это домашние часы. Какие они бывают?
(Ответы детей).
(Сл.7) Вос-ль: Если на руке- наручные. На стене- настенные. На полу- напольные. А теперь я вам предлагаю рассказать о часах, которые вы принесли из дома.
(Дети выходят берут часы которые они принесли из дома и рассказывают о них. Кому принадлежат эти часы? Кто ими пользуется?)
Вос-ль: Мы с вами послушали очень много нового и интересного о часах. А скажите мне как вы думаете, для чего люди изобрели часы?
(Ответы детей: чтобы знать время, когда спать, когда вставать, когда кушать, играть, мыться).
(Сл.8) Вос-ль: А какие часы умеют куковать?
Дети: Часы с кукушкой.
Вос-ль: Сейчас прослушаем стихотворение.
Ребенок (Самира): Прокофьева Софья «Часы с кукушкой»
Часы с кукушкой
Живёт в часах кукушка
И время стережёт.
Ведь это не игрушка,
Вести минуткам счёт!
А тут часы отстали…
Бывает, не везёт!..
Наверное устали,
Иль кончился завод?
(Сл.9) ФИЗМИНУТКА «Часы»
(Сл.10) Вос-ль: Давным-давно, когда еще не было часов, люди тоже следили за временем, но как сейчас мы узнаем. Стихотворение О.Шалимовой «Солнечные часы».
Ребенок (Дарина) : Я у солнышка спросила,
Сколько времени сейчас.
Солнце палку осветило,
Показало! Вот те раз?
Но потом я догадалась!
Палочку воткнула в грунт,
Круг вокруг нарисовала,
Числа, циферки- все тут!
Тень от палочки мгновенно,
Показала мне тот час!
Только помнить нужно – север,
На двенадцати у нас!
(Сл.11,12) Вос-ль: Циферблат солнечных часов таких часов помещали на открыто ярко освещенном солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?
(Ответы детей: если нет солнца, то часами нельзя пользоваться).
(Сл.13) Вос-ль: Посмотрите, вот еще одни древние часы. Их называют – огненными.
(Сл.14) Вос-ль: Еще одни старинные часы- водяные. Греки называли свои водяные часы «Клепсидрой»- похитительницей воды.
Ребенок (Ваня): Александр Савостьянов «Водяные часы»
Водяные часы – Клепсидра.
Наполняет сосуд вода.
Прибывает вода… Всем видно –
Поднимается вверх тогда!
(Сл. 15) Вос-ль: В современном мире водяные часы широко применяются во Франции, в телеигре «Ключи от форда Байярда» и представляет собой поворотный механизм с иней водой.
(Сл.16) Так же используют в современном мире водяные часы.
(Сл. 17) Вос-ль: Еще есть часы, которые называются маслеными. В древние времена такие часы использовали люди, которые трудились в пещерах и добывали уголь и полезные ископаемые. Рудокопы налива в глиняный горшок масло. Работали они, пока тлел фитилек, освещая подземные стены.
(Сл.18)Вос-ль: Из седой старины пришли к нам и песочные часы. А сейчас прослушаем стихотворение.
Ребенок (Рамиля): Галина Суханова «Песочные часы»
Песочные часы пересыпают время,
Ведут они учет удачам и потерям.
Песчинки бугорком лежат на дне сосуда.
И каждая из них как маленькое чудо.
Вос-ль: Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. А скажите где можно использовать такие часы?
(Ответы детей: в больнице при принятии лечебных процедур).
(Сл.19) Вос-ль: Представьте, что мы с вами взяли песочные часы на прогулку. Удобно ли нам ими пользоваться? Почему?
(Ответы детей: забудем, когда их необходимо переворачивать).
(Сл.20) Вос-ль: Я предлагаю вам сесть за столы и сейчас мы с вами будем изобретать новый вид часов.
(Дети садятся за столы. За первым столом дети будут изобретать- сахарные часы, за вторым столом- солевые часы, за столом- манные часы. Дети берут приготовленные бутылочки (2 шт.) и соединяют их между собой скленными крышками с проделанными внутри дырочками . В одну бутылочку дети с помощью ложки насыпают вещество и закрывают бутылочку крышкой. Затем прикручивают вторую бутылочку. Затем переворачиваем бутылочку и засекаем время за которое из одной бутылочки пернесыпется одно вещество в другую бутылочку).
Вос-ль: А теперь скажите где мы можем использовать каждый вид часов?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...
презентация "Часы" из истории часов
Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...
Тематическая экскурсия в групповой мини-музей "Часы" на тему: "Путешествие в прошлое часов"
НОД - экскурсия в групповой мини-музей "Часы"...
Час за часом или какие бывают часы
Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....
Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...