Проект "Как появляются снежинки"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
краткосрочный, групповой,исследовательско- творческий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_poyavlyayutsya_snezhinki.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Как появляются снежинки»
Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательско-
творческий.
Сроки реализации проекта: с 11.01. 2016 по 11 02 2016
Объект проекта: окружающий мир
Предмет проекта: снежинки
Проблемные вопросы:
Как появляются снежинки?
Почему снег скрипит под ногами?
Можно ли поймать снежинку?
Почему блестит снег?
Можем ли мы видеть снежинки?
Может ли человек создать снежинку?
Актуальность проекта:
Во-первых, исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Во-вторых, данный проект позволяет сформировать у детей способность к решению такие сложные задачи как:
- умение видеть проблему и ставить вопросы;
- умение анализировать;
- умение обобщать и делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.
Предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей.
В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенного на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности: познавательная, изобразительная, музыкальная, – являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые, в свою очередь, очень часто преобразуют познавательные задачи в игровые.
Развивающий эффект игровых приемов, на основе которых выстроен проект занятия, заключен в них самих. Характер используемых игр и упражнений способствует развитию воображения, наглядно-образного мышления. Эмоциональная насыщенность приемов развивающего обучения, используемых на занятии, способствует развитию эмоционального восприятия мира ребенком, что положительно влияет на расширение детского кругозора, формирование познавательного интереса.
В рамках темы и типа занятия связаны между собой задачи обучения, развития и воспитания. Занятие интересно межпредметными связями, индивидуально-ориентированной направленностью используемых приемов, свободным взаимодействием педагога и детей.
Важной стороной актуальности данного проекта занятия выступают возрастные особенности детей старшей группы. В представленном занятии выстроена адекватная возрасту система методов и приемов для достижения цели и задач проекта.
При разработке данного проекта мной сформулированы цели, которые рассматривались как желаемый результат.
Цель проекта: изучение природного явления – снежинки.
Задачи педагогические:
- Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
- Закрепление и расширение знаний об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей, совершенствование навыков нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действие, приемов
- Формирование предпосылок поисковой деятельности.
- Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
- Развивать навыки общения и речь, творческие способности, воображение, мышление, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
- Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Задачи развития образовательного процесса:
- Основная познавательная цель – определение результативности и оптимальности избранных и используемых дидактических методов и приемов, педагогических технологий.
- Основная исследовательская цель – определение возможностей интегрированного подхода к структуре занятия в рамках индивидуальной ориентированной направленности обучения, проживания данного педагогического события совместно с детьми и педагогами.
Задача профессиональная:
- Эмоциональное благополучие детей, комфортность во время проведения занятия
- Интерес каждого ребенка, который определяется не только содержанием деятельности, а также предоставлением возможности общения с педагогом
- Успешность обучения через его координирование в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпов усвоения детьми материала, интереса детей.
- Это формирование предметных умений. Форма, в которой можно определить, усвоен ли детьми материал, - это ответы на обобщающие вопросы, рефлексия.
- Реализовать такие психологические характеристики личности детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатия.
Задачи работы с родителями
- Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников
- Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей
- Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций
- С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей
- Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми
Участники проекта:
- Воспитатель старшей группы,
- дети старшей группы;
- родители воспитанников.
Название и форма итогового мероприятия: интегрированное занятие «Снежинка-чаровница».
Этапы реализации проекта:
- подготовительный: постановка цели и задач, определение методов и форм работы, выбор и подготовка оборудования и материалов.
- исследовательский: проведение экспериментов со снегом и водой, разучивание стихотворений, слушание музыки, сотрудничество с родителями.
- заключительный: обобщение результатов, подготовка презентаций.
- показ интегрированного занятия.
План проведения проектной деятельности
Этапы | Деятельность | |
1. | Выявление проблемы. Постановка цели | Изучение природного явления - снежинка. |
2. | Взаимодействие с родителями | Родительское собрание на тему "Проектная деятельность в детском саду, анкетирование, консультации по проведению проекта, введение родителей в проблему. |
3. | Привлечение специалистов к осуществлению проекта | Консультации с музыкальным руководителем по подборке музыкального материала, песен к осуществлению проекта; консультации с психологом по подбору релаксационных упражнений, физкультминуток на развитие воображения детей, создания в группе благоприятной атмосферы; консультации с методистом детского сада по подбору литературы для осуществления проекта. |
4. | Сбор и накопление материала | Проведение занятий с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования. Беседы на тему: " Зимушка-Зима", "Откуда берутся снежинки?", " Почему хрустит снег?", "Многообразие форм снежинок" и т. д.; Рассматривание картин на зимнюю тематику, рассматривание фотографий снежинок; разучивание стихов о снежинке, рассказов и сказок на зимнюю тематику, сочинение сказок и рассказов о снежинке. Исследовательская деятельность: проведение опытов со снегом и водой, изучение строения снежинки. Продуктивная деятельность: рисование снежинок, лепка снежинок из пластилина, вырезывание снежинок из бумаги, изготовление снежинок из бросового и природного материала (пенопласт, тыквенные семечки, соль, макароны), составление снежинок из геометрических фигур. |
5. | Домашнее задание | Сбор интересных фактов о снежинках, изготовление творческих папок и работ, сочинение рассказов и сказок о снежинке. |
6. | Подведение итогов | Анализ проделанной работы. Консультации и решение проблемных моментов со специалистами. Презентация и проведение интегрированного игрового занятия "Снежинка- пушинка". Выставка детских работ |
Предварительная работа:
Образовательная область | Вид работы |
Сотрудничество с родителями | -составление сказок о Снежинке; -сбор информации о снежинке, обобщение полученных детьми знаний в виде презентаций, папок -проведение родительского собрания на тему «Что такое проектная деятельность? Роль родителей в совместной с детьми проектной деятельности» -консультации «Сказки, придуманные вместе с детьми», «Как собрать интересные факты о снежинке», -анкетирование |
Здоровье | Обучение детей методам релаксации и снятия напряжения Закаливание Подвижные игры на свежем воздухе Психогимнастика |
Познание | Проведение занятий на темы: «Снег и его свойства»» «Что такое снежинка?» «Как образуются снежинки?» «Почему растениям необходимо снежное одеяло?» Эксперименты: «Чистый ли снег?» «Свойства воды» «Что происходит со снегом в тепле?» «Где быстрей растает снежинка?» |
Коммуникация | Проведение сюжетно-ролевых игр «Мы – снежинки», «Снежное царство» Проведение подвижных игр «Снежки», «Два Мороза», «Дед Мороз» Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков; Обогащение активного словаря детей Вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. |
Художественная литература | - Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказки о снежинке. -беседа по картине «Зимние забавы». -Описание снежинки -Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка» - Знакомство с приметами и заучивание поговорок о зиме. -Чтение стихотворений Б. Заходера «Первый снег», «Танец снежинок», Бальмонта «Снежинка», М. Удальцова «Я снежиночку поймала», сказки «12 месяцев», Архангельского «Летят снежные пушинки», И. Полуянова « Шепот снегов» |
Социализация | Развитие волевой регуляции поведения Развитие эмпатийных качеств личности Обучение оптимальным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми Игры драматизации и инсценировки |
Труд | Наблюдение за уборкой снега, расчисткой дорожек Создание зимних построек на участке Беседы на тему «Зимние забавы» Игры с использованием различных материалов (снег, песок, бумага). |
Музыкаа | -разучивание песен о зиме, танца снежинок Выполнение занятий под музыкальное сопровождение |
Художественное творчество | Конструирование из бумаги «Снежинка» Изготовление снежинок из бросового материала (пенопласт) из природного материала (тыквенные семечки, соль , макароны) Рисование «Портрет снежинки», «Снежинкопад», «Путешествие новогодней снежинки» |
Результаты:
- Дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе предварительной работы об явлениях окружающего мира.
- Сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности
- Дети научились самостоятельно анализировать проблему и реализовывать решение
- Освоение детьми социального опыта совместной деятельности
- Дети освоили умение аргументировать свой выбор, экспериментировать с объектами неживой природы.
- Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми
Литература.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность
дошкольников.Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.:Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
6.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Приложение №1
ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИГРОВОЕ
ЗАНЯТИЕ
Дети входят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс».
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, вы вошли в зал под чудесную музыку. Хотите послушать ее дальше?
Дети слушают музыку.
Скажите, какая музыка по характеру, какое настроение она передает? (ответы детей). Это зимняя мелодия. А вы любите зиму? Чем вам нравится зима? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку.
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
а метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
от него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло!
ВОСПИТАТЕЛЬ: У нас в зале находится гостья. А кто это, вы определите, если отгадаете мою загадку:
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ... (снежинка)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались, что это снежинка? Что вы знаете о снежинке?
Дети отвечают на вопрос.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались, что это снежинка? Что вы знаете о снежинке?
Дети отвечают на вопрос.
Примерные ответы: (Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Все снежинки имеют шесть лучиков, а с пятью лучиками снежинок не бывает. Снег- это миллионы снежинок).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А из чего образуются снежинки? ( Из водяного пара).
А что такое водяной пар? (Это мельчайшие частички воды).
Вода – это необыкновенное вещество. Она дает нам не только возможность выжить, но и дарит такую красоту, как снежинки . Мы проводили с вами много опытов и выяснили, что вода имеет несколько состояний. (На экране параллельно происходит демонстрация фотографий с проведенными опытами). Назовите, какие это состояния? (Жидкое, твёрдое, парообразное).
Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (На улице- это лёд и снег).
А в парообразном? (Когда вода закипает в чайнике и идёт пар).
Молодцы! Хотя снежинки и имеют одинаковую форму, но рисунок у каждой снежинки неповторим. Давайте посмотрим фотографии снежинок, которые учёные сделали под микроскопом и полюбуемся ещё раз их красотой.
(Показ снежинок на интерактивной доске).
Ребята, представляете, как нам повезло, мы можем каждый год наблюдать такое чудо, а больше половины людей земного шара никогда не видели снега.
Ребята, мы с вами рисовали, делали из бумаги и других материалов много снежинок. Но я знаю, что и стихов вы знаете много. Давайте вспомним самые любимые ваши стихи о снежинке.
(Дети читают стихи).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери снежинку» (На мольбертах выложены фрагменты (пазлы) снежинки. Дети составляют снежинку из фрагментов). Я предлагаю вам разбиться на 2 команды. Перед вами на столе лежат части одной большой снежинки . Вы берёте по одной детали и пробуете сложить целую снежинку.
Вы замечательно читали стихи и собирали снежинку. Но мы с вами учились танцевать как снежинки. Девочки, давайте вспомним и покажем нашим гостям.
Девочки исполняют танец снежинок.
Проводится релаксационное упражнение «На снежном облаке».
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить вас в путешествие на снежном облаке. Прыгайте на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где выбудешь счастливы.
Постарайтесь мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в зале. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова станьте бодрыми, свежими и внимательными».
Посмотрите, ребята, как красиво летят снежинки и медленно опускаются на землю. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чья снежинка дольше пролетит» (Дети подбрасывают заранее изготовленную из салфетки снежинку и, дуя на нее, стараются, чтобы она как можно дольше держалась в воздухе).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Видите, ребята, как сильно и старательно вы дули на снежинки. Из-за этого они все перемешались и теперь нам предстоит найти снежинке пару.
ИГРА «Найди пару»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы много читали сказок и рассказов о снежинках. Ангелина вместе с мамой сочинила историю о снежинке. Давайте попросим Ангелину ее рассказать.
Ангелина рассказывает сказку о снежинке (домашнее задание).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательная история получилась у Ангелины. А как вы думаете рассказанная история –это сказка или рассказ? Почему вы так думаете?
Подведение итогов занятия: Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
Сюрпризный момент: Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как появляется бабочка"
Уважаемые коллеги.Предлагаю вашему вниманию презентацию "Как появляется бабочка", созданную по книге И.Гуровой. Буду рада, если кому-то пригодится....
Презентация "Как появляется лягушка"
Уважаемые коллеги. Данная презентация создана по книге "Как появляется лягушка", автор И.Гурина из серии "для детского сада". Презентация позволит преподнести материал в более красочной и...
Проект "Как появляется птица"
1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...
Когда в вашей семье появляется второй ребенок
Большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до 5 лет, так как они еще очень зависимы от...
ПРОЕКТ «Как появляется снежинка»
Краткосрочный (5 дней) исследовательский проект, участники родители и дети подготовительной группы, воспитатели.Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие сво...
Детский проект в подготовительной группе «Как появляются снежинки»
Цель проекта: Создание условий для выяснения, как образуются снежинки; выращивания искусственной снежинки....
Проект " Как появляются снежинки?"
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Работа над ним поможет детям обогатить знания о появлении снежинок, предоставляет большие возможности для развития творческих способнос...