«Невидимка воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevidimka_vozduh.doc | 81.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Пингвинёнок»
«Невидимка воздух»
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ДОУ
Воспитатель: Фертилюк Е.И.
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачность, он есть повсюду, при движении образует ветер, у воздуха есть вес, нет вкуса, запаха.
Развивать интерес к исследовательской деятельности, развивать способность прогнозировать результат, учить на основе выявленных свойств устанавливать закономерности. Воспитывать любознательность.
Материал: полиэтиленовые пакеты, конструктор, прозрачная бутылка с узким горлышком, 5 литровая прозрачная банка, прозрачные стаканы с водой и кусочки мела по количеству детей, весы, 2 одинаковых воздушных шара, тучки со снежинками, вееры, рисунки-предположения детей; рисунки схемы опытов, корзиночка с набором для опытов.
Предварительная работа-, чтение детской научно-популярной литературы «Почемучка»; «Все обо всем», наблюдения на прогулке, опыты, рассматривание двух одинаковых шариков только 1 надуть, а другой нет, зарисовки - предположения детей: «Какой шарик легче?» (без обсуждений).
Методические приемы. Игровой прием, проблемные ситуации, опыты, вопросы познавательного характера, решения исследовательских задач.
Словарная работа-, прозрачный, невидимый, безвкусный.
Воспитатель: Ребята, улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Вбегает Незнайка: Всем, всем, всем доброе утро.
Дети: Доброе утро.
Незнайка: Что эго вы тут собрались, а меня. Незнайку, забыли?
Воспитатель: Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам. Мы собрались
поговорить, отгадайте все о чем?
Загадка:
Невидимка озорной
Живет рядышком с тобой
Он невидим и не слышим
И куда мы не пойдем
Невидимку мы найдем.
Воспитатель: Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно - воздух. Какой он?
Дети: Прозрачный, невидимый.
Незнайка: Как можно увидеть воздух, если он невидимый?
Воспитатель: Мы с ребятами проведем опыты.
Опыт 1. Возьмите один прозрачный мешочек. Положите конструктор. Каким стал мешочек?
Дети: Выпуклым, надутым, толстым.
Возьмите другой мешочек, посмотрите, есть ли что в мешочке (Дети - нет). Давайте скрутим мешочек. Каким стал он? (Дети: выпуклым, толстым, надулся...) Но ведь выпуклым мешочек может быть тогда, когда в нем что-то есть. Что же раздуло мешочек? Как вы думаете? (Дети: воздух раздул мешочек). Правильно, воздух. Л мы его видим? Почему? (Дети: Он прозрачный, невидимый.)
Воспитатель: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 2. Воспитатель: в этой бутылочке есть что-нибудь? Как вы думаете? (Предложение детей - пусто, ничего нет, воздух).
Воспитатель: Проверим. Я опускаю бутылочку в воду. Что происходит? (Дети: пузырьки). А откуда они взялись? (Дети: из бутылочки). Что было в бутылочке? (Дети - воздух).
Воспитатель: Мы видели как пузырьки воздуха вышли из бутылки и его место заняла вода. В бутылке был воздух.
Опыт 3. Возьмите мел. Опустите его в стакан с водой. Что вы видите? (Дети: Гоже поднимаются воздушные пузырьки... а значит в меле есть что, ребята? Воздух.
Воспитатель: Воздух есть везде. Вдохните ртом воздух (еще раз). Попробуйте, какого вкуса воздух? Сладкий, кислый? Соленый?
Дети: У него нет вкуса никакого.
Воспитатель: Воздух безвкусный, у него нет вкуса. Вдохните носом воздух, еще... какого он запаха? ... никакого нет запаха. Чем пахнет? (ничем). У воздуха есть запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух без запаха. Чистый воздух не имеет запаха, вкуса. Кому нужен воздух для дыхания?
Дети: Животным, птицам, насекомым, людям, рыбам.
Воспитатель: Человек может прожить без еды целых 35 дней, а вот без воздуха, только 2 минуты. Давайте проверим, сколько мы можем быть без воздуха. Вдохните, закройте нос, рот - не дышите. Надолго вам хватило воздуха - нет. Представьте себе, что человеку необходимо долго быть под водой (изучать подводный мир или ремонтировать дно кораблей) а может человек долго быть под водой, (дети: нет) почему? (нечем дышать, воздуха не хватает).
Воспитатель: Как же быть? Человек должен быть долго под водой, потому что ему необходимо вести работы и не должен быть долго под водой, потому что не может дышать. Как вы думаете, как быть?
Дети: Надеть акваланги, водолазный костюм, подавать воздух через трубу.
Физминутка.
Если называется жидкость - дети берутся за руки и двигаются друг за другом, «ручейком», если твердые тела - собираются плотно в круг и крепко держатся за руки, если воздух - двигаются самостоятельно в любом направлении, (задание выполняется под музыку).
Воспитатель: Вы превратились в частички камня, воды, молока, воздуха, железа, компота, льда, кислорода и т.п.
Опыт. Воздух движется или нет? Давайте попробуем узнать. Возьмите тучку, подуйте на снежинку. Что вы видите? (Дети: снежинка двигается, шевелится, отклоняется). Почему? (Дети: мы дуем воздух, он качает снежинки, двигает, шевелит, они отклоняются).
Воспитатель: Воздушная струя отклоняет снежинку. Воздух двигается. Возьмите веер, помашите им! Что вы чувствуете? (Дети: прохладу, прохладный ветерок...) как вы думаете, воздух двигается или нет? (Дети: воздух двигается и мы чувствуем прохладный ветерок).
Воспитатель. Воздух может перемешаться, двигаться, когда он перемещается над землей с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
Опыт. У меня 2 одинаковых шарика. Чем они отличаются друг от друга? (Дети: один надутый, другой нет). В каком шарике больше воздуха? Как вы думаете? Почему? Дети: в надутом... не надутом.
Воспитатель: Какой же шарик легче, а какой тяжелее? Как можно узнать? (взвесить).
Воспитатель: Взвешиваю. Какой шарик легче? (Дети - надутый) как узнали?
Дети: Увидели шарик надутый вверху на весах - он легкий.
Воспитатель: Воздух имеет вес. Его можно взвесить на весах. Воздух легкий. Ребята, вы заранее зарисовали свои догадки-предположения о том, какой же из шариков будет легче... после занятия проверим, кто оказался прав).
Воспитатель: Незнайка, мы тебе доказали, что в загадке речь шла о воздухе.
Незнайка: Да, доказали. А чтобы ничего не забыть, я зарисовал опыты.
Воспитатель: Дай, пожалуйста, свои зарисовки; мы проверим с ребятами, все ли опыты ты зарисовал, что узнал вместе с нами о воздухе. Рассматривает воспитатель вместе с детьми зарисовки: Что узнал Незнайка вместе с нами о воздухе: он есть, воздух прозрачный, невидимый, он двигается, легкий, его можно взвесить, он без вкуса, запаха. Молодцы!
Незнайка: Мне понравились ваши опыты, я многому научился.
Воспитатель: А тебе Незнайка мы подарим все необходимое для опытов с воздухом (вручаем корзину с набором для опытов)
Незнайка: Всем спасибо, до свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
«Невидимка воздух».
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Невидимка воздух
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....
"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"
Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать развивать познавательную активность в...
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...