Картотека дидактические игры для средней группы
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Менщикова Нина Владимировна

Приготовь зайку и белочку к зиме

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для Снежинки

(игра для детей 4-7 лет)

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.зверей. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к объек­там природы

Строитель

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о про­цессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т.д.). Формировать умение образовывать существительные с суф­фиксом -щик-, -ник- (каменщик, водопроводчик, крановщик и т.д.)

и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did._igry.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Приготовь зайку и белочку к зиме

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к объектам природы.

Материал. Две картины, изображающие один и тот же лес в осенний и зимний период; набор зайчиков и белочек, которым предстоит смастерить одежду на зиму; заготовки одежды (шаблоны).

Задания

  1. Выбрать, кому из зверей хотел бы смастерить одежду.
  2. Подобрать нужную одежду и одеть зверька в зимний наряд.

3.  Поместить  его    в    лес

Правила

  1. Количество играющих 3—4 человека.
  2. Играть вместе, не мешать друг другу.

Алгоритм проведения

1.        Педагог проводит краткую беседу по теме.

-Дикие животные, которые живут в лесу, и домашние животные, которые живут рядом с человеком, к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние. Как вы думаете, почему? (Чтобы не замерзнуть в холодную зиму.)

-Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зайчики и белочки. (Показ.)

-Они просят, чтобы вы им подготовили одежду на зиму. Давайте, исполним эту просьбу.

  1. Каждому ребенку педагог дает зайчика или белочку, заготовки  одежды (шаблоны).
  2. Когда дети выполнят все задания и поместят зверей в зимний  лес, воспитатель задает им два вопроса:

— Как вы думаете, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник?

-Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?

  1. При ответе на эти вопросы ребенок, который выбрал одежду для зайки или белочки ярких цветов (желтого, красного и т.п.), понимает свою ошибку. Ему предоставляется возможность ее исправить.
  2. В конце игры подводится итог.

Карточка № 2

Снежинки

(игра для детей 4-7 лет)

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы —на каждого ребенка.

Правила

  1. Количество играющих не должно превышать 5—6 человек.
  2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.
  1. Знать правила работы с ножницами и клеем.
  2. Работать совместно в коллективе.
  3. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели
    помочь другим.

Алгоритм проведения

  1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картину, сказать, чего на ней не хватает. (Нет снега на земле.)
  2. Беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.
  3. Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.

4.Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.

5.Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.

6.В конце игры подводится итог.

Карточка № 3

Строитель

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о процессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т.д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксом -щик-, -ник- (каменщик, водопроводчик, крановщик и т.д.)

Материал. Картины, изображающие блоки, панели домов; картины с изображением машин, помогающих при строительстве домов; фла-нелеграф; отличительные карточки.

Задания

  1. Отобрать механизмы и материалы из большого количества предложенных доя постройки дома.
  2. Установить последовательность постройки дома.
  3. «Построить» на фланелеграфе макет дома с учетом всех особенностей строительства.

Правила

  1. Количество играющих 4—5 человек.
  2. За правильные ответы дети получают отличительную карточку.
  3. Выигрывают те дети, которые активно вместе «строили» дом  и имеют отличительные карточки.

Алгоритм проведения

1.        Педагог говорит:

-        Сегодня мы будем строителями. Будем строить дом. Из чего его  можно построить? (Дети высказываются.)

-Кто строит дома? Как вы думаете, какие машины нам помогут?

  1. Дети выбирают из предложенных машин (трактор, легковая машина, бульдозер, подъемный кран, автобус, грузовик и т.д.) нужные.
    Определяют последовательность строительства.
  2. Педагог спрашивает у детей:

-        Что нужно сделать перед началом строительства дома? (Расчистить
площадку.)

—А потом? (Дети отвечают.)

  1. Дети выполняют игровые действия. На фланелеграфе внизу  установлена полоска коричневой бумаги, изображающая землю. Дети  выбирают машины, необходимые для строительства. Бульдозер «едет» по этой полоске, разравнивает землю, подготавливает площадку для строительства, экскаватор «выкапывает котлован» (середина коричневой бумаги вынимается и вставляется черная полоска, символизирующая закладку фундамента). Устанавливается кран. Начинается  монтаж «этажей», то есть установка блоков, панелей. Далее дети  «устанавливают крышу».  После завершения «строительства» идут  «отделочные работы». Детям предоставляется возможность благоустроить площадку около дома («посадить» радом с ним деревья, кустарники, цветы и т.д.).
  2. В конце игры подводится итог.

Карточка № 4

Собери растение

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания

  1. Вспомнить, каково строение растения.
  1. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
  2. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила

  1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
  2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1.        Педагог:

-Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.) - Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.) -Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

  1. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
  2. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
  3. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
  4. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
  5. В конце игры подводится итог.

Карточка № 5

Дом для поросенка

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома (выбор места, подготовка к строительству, заготовка стройматериалов и т.д.). Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать.

Материал. Сказка С.Михалкова «Три поросенка», карточки с изображением героев сказки, большая картина леса, «стройматериалы» (нарисованные и вырезанные из бумаги камни, солома, ветки), контуры домов, на которые будут наклеиваться «стройматериалы», клей-карандаш.

Задание. Построить дом каждому поросенку, рассказать о процессе строительства.

Правила

  1. Принимать участие в игре могут 3—6 человек.
  2. Работать по командам дружно, те, кто мешает продуктивной  деятельности команды, приносит своей команде отрицательный балл.
  3. Если команда самостоятельно, без напоминания педагога украсила свою постройку, территорию около нее, то ей даются дополнительные баллы.
  4. Выигрывает та команда, у которой нет отрицательных баллов,  которая справилась с заданием (аккуратно и красиво построила дом  и смогла рассказать о процессе строительства).

Алгоритм проведения

  1. Дети делятся на три команды по 2-3 человека.
  1. Каждая команда выбирает одного из трех поросят: Ниф-Нифа,  Нуф-Нуфа или Наф-Нафа. Того, кому они хотели бы помочь построить дом.
  2. Дети в командах советуются, где лучше расположить дом своего героя, планируют совместную деятельность.

  1. Происходит процесс строительства.
  2. В конце игры подводится итог.

Карточка № 6

Чудо-цветок

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о жи вых существах (в данном случае —о растении).

Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: на одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой — карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания

  1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия
    для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.
  2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правила

  1. Количество играющих не более 5 человек.
  2. Играть по очереди.
  3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

— Все мы любим цветы —и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

-Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чём будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Картотека «Дидактические игры» для средней группы

Картотека «Дидактические игры» для средней группыКартотека «Дидактические игры» для средней группы«Кто как разговаривает?»Цель: расширение словарного запаса, развит...

Картотека «Дидактические игры» для средней группы

laquo;Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, до...

Картотека дидактические игры в средней группе.

                                   Картотека  дидактические игры в средней группе. Игра &laqu...