Методическая разработка «Система непрерывного наблюдения за природным объектом (воробей) в средней группе"
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чернова Юлия Владимировна

Система непрерывных наблюдений за воробьем в естественной среде обитания, В работу входят 6 конспектов наблюдений: №1 "Серенькая птичка - птичка невеличка", №2 "Птички - невелички в лужитце купаются", №3 "Хочет сделать шажок, а получается прыжок", №4 "Воробушки, воробушки серенькие перышки", №5 "Наши пернатые соседи" сравнительное наблюдение за воробьем и голубем, №6 "Хлебных крошек не жалей".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Система непрерывных наблюдений за природным объектом в средней группе». (образовательная область : познавательное развитие) Тема: «Воробей» Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Колосок» Чернова Юлия Владимировна г. Семенов 2015 г.

Слайд 2

План проведения непрерывных наблюдений за воробьем в осенний период (сентябрь, октябрь) Дата проведения Тематика наблюдения Сентябрь 10.09.2014 г. №1 «Серенькая птичка, птичка-невеличка». 15.09.2014 г. №2. «Птички – невелички в лужице купаются». 25.09.2014 г. №3. «Хочет сделать шажок, а получается прыжок». Октябрь 03.10.2014 г. №4. «Воробушки, воробушки серенькие перышки!» 15.10.2014 г. №5. «Наши пернатые соседи». 29.10. 2014 г. №6. «Хлебных крошек не жалей».

Слайд 3

№1 «Серенькая птичка, птичка-невеличка». Цели: -Углубление знаний об особенностях внешнего вида воробья, повадках; - Воспитание бережного отношения к птицам; -А ктивизирование внимания и памяти детей ; Словарная работа: воробей – бойкая птичка, темно – бурого цвета, покрыта перьями, прыгает, летает, , чирикает «чик – чирик».

Слайд 4

Способы достижения цели: -Ребята, обратите внимание на эту птичку. Кто из вас знает, как она называется? Художественное слово –загадка: Угадайте, что за птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится — собирает крошки, А потом на ветку — прыг И чирикнет «чик-чирик»! (Воробей.) Обследование воробья : Посмотрите пожалуйста, в оробей — маленькая бойкая птичка, очень подвижная. Обратите внимание, что у воробушка есть? Ответы детей: головушка, лапки, крылышки, хвостик. Ребята, а чем покрыт воробушек? Ответы детей: перышками. Приглядитесь, а какого цвета перышки у воробья?( при затруднении ответа, воспитатель поясняет) Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно - бурые . А давайте с вами послушаем, как разговаривают воробушки между собой (воспитатель вместе с детьми прислушивается к голосам воробьёв). Ну, ребята, вы услышали, как разговаривают воробьи? А теперь давайте попробуем повторить за ними. Ответ детей: чирик – чирик . Воробей не боясь прыгает на лапках возле ног человека, подбирает крошки, семечки, зернышки, летает не высоко на землей. Посмотрите, в полете воробей выглядит иначе, чем на земле: у него широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты.

Слайд 5

Рефлексия: Ребята, представьте, что вы взяли воробушка в руки, покажите какой он маленький (дети показывают руками). Что вы чувствуйте? Какой он тепленький, пушистый, клюет пальчики, пытается вырваться. Прислушайтесь как быстро бьется его сердце – тук, тук, тук. Так и хочется его погладить, успокоить, дать корм, и конечно же отпустить. (Воспитатель эмоционально показывает описываемые действия) Использование художественного слова: Воробей мой, воробьишка ! Серый, юркий, словно мышка. Глазки — бисер, лапки — врозь, Лапки — боком, лапки — вкось... Вопросы: - Какие чувства вы испытали к этой маленькой птичке? - Хотелось бы увидеть ее снова на нашем участке?

Слайд 6

№2. «Птички – невелички в лужице купаются». Цели: -Закреплять и уточнять знания детей о знакомой птице – воробье; -Упражнять в узнавании детьми воробья; Словарная работа: весело, задорно, присядет на задок, трепыхается, брызги как фейерверк, взъерошенные перышки.

Слайд 7

Способы достижения цели: Обследование: - Ребята, посмотрите, что это за птица, так весело и задорно купается она в луже. Прыг-прыг-прыг - по самый хвостик — в лужу, и ну купаться! То грудку окунет в воду, то на задок присядет и бьет, бьет крылышками по воде, трепыхается в ней. Брызги над ним, как фейерверк. Выскочил из лужи и, встряхнув мокрые крылышки, взъерошенные, перелетел на песчаную дорожку. Ответ детей: это воробей. Вопросы: Как вы догадались что это воробей? Чем он отличается от других птиц?

Слайд 8

Рефлексия: Имитация поведения воробья : - Предлагаю вам представить что вы воробушки, которые плещутся и прыгают в лужах, разбрызгивая воду. Художественное слово: Воробей по лужице Прыгает и кружится, Перышки взъерошены, Хвостик распустился.

Слайд 9

№3. «Хочет сделать шажок, а получается прыжок». Цель : Уточнение представлений о наличии лап у воробья и их функций; Формирование интереса к пернатым; Словарная работа : пташка, лапки, когти, скачут, добывают корм , клюют.

Слайд 10

Способы достижения цели : Художественное слово - загадка: Это маленькая пташка Носит серую рубашку, Подбирает быстро крошки И спасается от кошки (воробей). Проблемная ситуация: - Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? Ответ детей: д ве . Рассказ воспитателя: С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут, отталкиваясь двумя ногами. Обследование объекта наблюдения: Посмотрите, как передвигается воробей? Ответы детей: Он не шагает, а скачет, прыгает. «Хочет сделать шажок, а получается прыжок». Вы заметили, что у воробья четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти длинные, крючком. Когда воробьи сидят на веточках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

Слайд 11

Рефлексия: - Ребятки, поиграем? А игра называется «Воробушки и автомобиль». Дети имитируют движения воробья, передвигаясь прыжками на двух ногах. - Дети, что вы чувствовали, когда автомобиль наезжал на вас? Вам трудно было уворачиваться от машины прыгая на двух ногах? - Дорогие мои, воробушкам тоже трудно: добывать корм, улетать от врагов, уворачиваться от машин; но если вы хоть чуть – чуть им поможете, они будут вам благодарны, как я благодарна вам, за вашу внимательность, заинтересованность и активность на сегодняшнем наблюдении. Я надеюсь, что каждому из вас есть кого поблагодарить, дак сделайте это прямо сейчас.( дети благодарят друг друга).

Слайд 12

№4. « Воробушки, воробушки серенькие перышки!» Цели: -Расширение знаний о внешнем виде и повадках воробья, нахождение различий, обращение внимания на величину и способ передвижения птиц одного вида; -Формирование реальных представлений о жизни птиц; Словарная работа: стая, самая большая, поменьше, самая маленькая, гул. Материал: кормушка, корм для птиц, дидактическая игра: « От самой маленькой до самой большой».

Слайд 13

Способы достижения цели: Сюрпризный момент: Вынос кормушки на территорию участка ДОУ. Имитация поведения птиц: - Ребята, посмотрите, кто первый прилетел к кормушке? Конечно же, это воробей. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи. Что они делают? Покажите, как они ходят, машут крыльями, какие издают звуки? Обследование: - Вы заметили, о дни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни смелые, другие осторожные. Вопросы: - Чем все воробьи похожи друг на друга? В чем их различие? Воробьи образуют стаи и кормятся вместе, перелетая с одного места на другое и могут поднять такой гул из-за маленькой корочки хлеба , а спят на веточках деревьев и кустов.

Слайд 14

Рефлексия: Сюрпризный момент: Ребята, в кормушке что –то лежит ( конверт с дидактической игрой), а давайте раскроем и посмотрим? Дидактическая игра « От самой маленькой до самой большой»: - Ой, а в конверте воробушки, чем они отличаются? Скажите, какая самая большая птица, какая поменьше и самая маленькая,? -Помогите мне пожалуйста, разложить воробушков в ряд от самой маленькой до самой большой и наоборот от большой до маленькой. - Молодцы! Ребята, эту игру мы возьмем в детский сад, где каждый сможет поиграть в нее. А теперь пойдем гулять и продолжим наблюдать за птицами.

Слайд 15

№5. «Наши пернатые соседи». Сравнительное наблюдение за воробьем и голубем Цель: - Создание условий для нахождения детьми различий во внешнем виде разных птиц - воробья и голубя, обращая внимание на величину, способы передвижения. Словарная работа: птицы, большой, маленький, голубь – воркует, воробей – чирикает, голубь ходит, воробей прыгает. Материал: Система измерения настроения «Светофор», корм для птиц.

Слайд 16

Способы достижения цели: Организационный момент (пальчиковая гимнастика): Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям (то же левой рукой) Рассыпание корма на территории участка. Рассмотрение внешнего вида голубя и воробья , их сравнение: - Каким общим словом можно назвать воробья и голубя? Ответы детей : птицы. - Ребята, скажите мне пожалуйста, чем похожи голубь и воробей? Ответы детей: есть голова, две лапы, хвост, и два крыла, пищу клюют клювом, тело покрыто перьями, не боятся людей, они к ним привыкли. - А в чем их отличия? Ответы детей: голубь больше воробья, голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Воробьи слетаются к нам с веток кустов, деревьев, а голуби – с крыш. - А как вы думайте приносят ли эти птицы пользу?

Слайд 17

Рефлексия: « Светофор»: -Ребята, у меня есть для вас карточки посмотрите они: зеленого, желтого и красного цвета. Зеленый цвет говорит о том, что у вас хорошее настроение и вам понравилось наблюдать за птицами, а желтый цвет говорит о том, что вам понравилось, но не все, красный цвет говорит о том, что вам не понравилось наблюдать за птицами. -Возьмите пожалуйста карточку и просигнальте мне понравилось ли вам наше наблюдение за воробьем и голубем. И попробуйте рассказать почему вы сделали такой выбор. Закончи предложение: «Настроение у меня…» - Я очень рада, что вам понравилось наблюдать за птицами и вызвало положительное настроение!!! :

Слайд 18

: № 6. «Хлебных крошек не жалей». Цели: -Продолжать закрепление знаний о воробье; -Учить видеть изменение в поведении птиц с приходом осени; -Формировать желание детей заботиться о голодающих птицах; Словарная работа : стайка, собратья, острый клюв, зерно.

Слайд 19

: Способы достижения цели: Воспитатель организует сюрпризный момент: - Ребята! Не хотели бы вы угостить воробушков. Как вы думайте, чем они любят лакомиться? Исследовательская деятельность: - Обратите внимание, у меня в мешочках есть крошки хлеба, семечки, зернышки, ягоды рябины и даже шишки; Корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы воробушки увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем, что будут клевать птицы? Обследование объекта наблюдения: - Что клюют воробьи? Ответы детей: хлебные крошки, семечки, зернышки. -Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. - Чем птицы собирают зерна? Ответы детей: клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место, поближе к корму. Рассказ воспитателя: Трудно приходится птицам с приходом осени, все меньше и меньше можно встретить мошек и червячков, поэтому они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, подбирают крохи. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти большое количество корма, он начинает громко чирикать, созывает своих собратьев.

Слайд 20

: Рефлексия: -Ребята, как вы думайте, вот и развесили мы с вами кормушку для птиц на участке детского сада, помогут они им пережить холодное время года? Ответы детей: помогут. Будет им уютно и тепло? Что мы с вами можем сделать еще? Ответы детей: Чистить кормушки от листьев и снега. Приносить каждый день корм. Не обижать птиц. А что мы будем насыпать в кормушки? Ответы детей: Крошки, зерна, семечки . . Художественное слово отрывок стихотворения Александра Яшина: Покормите птиц ! Пусть со всех концов. К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".

АктуальностьАктуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

Система непрерывных наблюдений за природными объектамиосенью в течение месяца  с детьми младшего дошкольного возраста. Форма наблюденияТемаЦельМетоды иприёмыСловарнаяработа1.Наблюдение"Знако...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Проект «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца».

проявление любви к природе необходимое для развития детей – все это является актуальностью ...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

На основе приобретённых знаний формируются такие качества как, реалистическое понимание явлений природы,любознательность,умение наблюдать за природой,логически мыслить,эстетически относиться ко всему ...