Экспериментирование в детском саду
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Познавательно-исследовательная деятельность имеет важное значение в умственном развитии детей: Развивает способность к преобразованию Развивает познавательную инициативу Способствует развитию внимания Развивает наблюдательность Способность анализировать Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение сравнивать Делать простейшие обобщения и выводы
Цель план –проекта Развитие познавательных интересов детей Расширение опыта ориентировки в окружающем Сенсорное развитие Развитие любознательности Развитие познавательной мотивации Формирование познавательных действий Развитие воображения и творческой активности Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающей среды Развитие способности к преобразованию
Задачи: Развивать умение находить и различать противоположности Развивать умение наблюдать, сравнивать различные вещества Формировать представления: О свойствах твердых и жидких веществах О воздухе и его свойствах, о значении воздуха О плавлении тел О давлении воздуха и жидкостей О теплопередаче, нагревании и охлаждении О способах изменения температурного состояния тела Развитие практических действий в процессе экспериментов и опытов Развитие экологического сознания
Особенности метода « наблюдение, опыты » в план – проекте « Детское экспериментирование » Формировать представления об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе Развивать представления о знаках и символах Расширять представления о строении веществ, изучая их с помощью лупы Формировать представления: о твердых и жидких веществах о плавлении и отвердевании о нагревании и охлаждении об испарении воды и превращении в пар о конденсации воды и превращении пара в воду
Методические рекомендации Обратить внимание детей на происходящие вокруг физические явления, превращения Желательно, чтобы дети усваивали антонимы, т.к. через них передается система изменений (переход из одного состояния в другое) Важный момент – эмоциональное проживание наблюдаемых процессов и явлений (использование сказочных сюжетов, подвижных игр, зарисовывание ) Необходимо, чтобы ребенок был не зрителем, исследователем Дать импульс к развитию творческого мышления Нацелить родителей на совместные исследования с детьми
Детское экспериментирование Интеграция образовательных областей- «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Тематическое планирование Кружок «Детское экспериментирование» проводится в форме НОД по подгруппам в чередовании через неделю (одна группа – два раза в месяц) Кружок проводится во второй половине дня в старшей и подготовительной группе по 25 и 30 минут
Д олгосрочный курс ознакомления с природой - «Детское экспериментирование» Система НОД рассчитана на два учебных года (старшая, подготовительная группы) В основе заложен принцип развивающего обучения и соблюдения условий Программы и Стандарта Предусматривает и учитывает индивидуальные возможности ребенка Длительность НОД в среднем от 25-30 минут Имеется картотека литературы, д\игр, наглядного материала и пособий План – проект содержит перспективный план НОД на два учебных года Разработаны конспекты комплексных краткосрочных тематических проектов на каждую тему НОД Подбор разнообразного дидактического материала, включающего физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания детей Подготовлены методические рекомендации Целевые ориентиры
Направления в организации работы по ознакомлению дошкольников с познавательно – исследовательской деятельностью Дидактические игры и упражнения Опыты и эксперименты с природным материалом Наблюдения и фиксация результата деятельности,опыта Беседы по содержанию и результату выполненного опыта Ознакомление с результатами длительного наблюдения Ознакомление с иллюстративным материал ом (заполнение альбомов, схем, модулей, др ) Выполнения макетов природных зон, модулей природных явлений, др
План кружка в старшей группе на октябрь , ноябрь Октябрь 1. «Наоборот», «Большой маленький»,«Изменения» 2. «Превращения»,схема превращения. Ноябрь 1.Вода в жидком состоянии 2 Лед – вода – твердое состояние
План кружка в старшей группе декабрь, январь, февраль Декабрь 1.»Жидкое – твердое» 2. «Нагревание и охлаждение» Январь 1. «Преобразование -испарение»- вода- пар. 2 «Золушка» Преобразование –выпаривание соли, аромат духов, др. - Февраль 1. «Царство льда, воды и пара» 2. «Свойства веществ»
План кружка в старшей группе март, апрель, май Март 1 «Строение веществ» (лупа, песок, сахар, вода) 2. «Воздух» - преобразование. Апрель 1.Плавание тел. 2.Термометр (воздух, вода, тело) Май 1 Теплопередача КВН - «Незнайка и Знайка»
План кружка в подготовительной группе на октябрь , ноябрь Октябрь 1. Единицы измерения ( вес, длина, температура, объем) 2. Измерение – история измерительных приборов Но ябрь «Река времени» - измерение – понятие – «время», модель частей суток 2. «Времена года» - признаки , сравнения
План кружка в подготовительной группе - декабрь, январь, февраль Декабрь 1. ориентировка по карте, глобусу- земля, моря, др 2. Вещество . Три состояния воды. Январь 1.ТРИЗ – «Вода хорошо, вода плохо» 2. ТРИЗ - «Огонь хорошо, огонь плохо» Февраль 1.Движение – «От колеса до автомобиля» 2 Движение – «История механизмов»
План кружка в подготовительной группе - март , апрель, май Март 1. Свет и цвет – отражение света (зеркало, линза, лупа) 2 Звук и слух (сила звука, мелодия) Апрель 1. в мире электричества (от спички до электростанции) 2.Магнетизм – магнит и его свойства Май 1. Человек и законы природы (рассада, наблюдение, рост)
Р.3. п 3.3.4.п\п1) ФГОС ДО Самостоятельная деятельность детей 1. возможность самовыражения детей 2.
Р 3. П.3.3.4. п\п 1) Познавательная и творческая активность 1. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением 2. Возможность самовыражения в экспериментальной деятельности
Предложения и пожелания Познавательно – исследовательскую деятельность - нужно начинать уже с младшего и среднего дошкольного возраста Подготовить развернутый план вариативного модуля, как условие и подготовительный этап к работе по детскому экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Психолого - педагогическое сопровождение Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов \ Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников\ М. Синтез \ 2012\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...
Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"
Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....
«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».
Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....
Детское экспериментирование в детском саду
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...