Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Тепцова Мария Дмитриевна

Земля – наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  № 125 г. Калининград

Познавательно-исследовательский проект

«Почва – живая земля»

http://ia116.mycdn.me/image?t=3&bid=816546133413&id=816546133413&plc=WEB&tkn=*leExRBiseiK1in5HTWkiZdenCjU

Выполнили:                                               воспитатели, дети подготовительной группы «Радуга», родители

г. Калининград, 2020 год

Содержание:

Модельно-информационная карта проекта

3

Цель, задачи, предполагаемый результат

4

Актуальность темы: Реализация проекта                                                                                            

7

Результаты работы над проектом                                                                      

10

Приложения

11

Литература

27

Модельно - информационная карта проекта.

«Почва - живая Земля»

Руководитель проекта. Тепцова Мария Дмитриевна

Автор: Тепцова Мария Дмитриевна.

Место проведения: МАДОУ  Детский сад №125 г. Калининград»

Адрес: г. Калининград, улица Артиллерийская,72.

Телефон: 505158

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Радуга»,

родители, воспитатели, социальные партнеры.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблемы. При  посадке саженцев сирени  на территории детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва имеет разные слои

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

Задачи:

Познавательно-исследовательские:

• развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд - шоу);

• обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

• Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

Коммуникативные:

• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

• учить общаться в процессе экологической игры;

• побуждать развитие фантазии;

• формировать умение выражать свои мысли;

• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

Продукт проекта.

Публичная защита проекта «Почва – живая Земля»

Лэпбук «Почва», «Капельная поливочная станция»

Материально – техническая база для реализации проекта:

1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3.Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;

6. Семена: овёс, пшеница для посадки.

7. Коллективная работа «Подземное царство»

8.Конструктор «LEJO WeDo» для поливочной станции

9.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

10.Фартуки-халаты;

11.Микраскоп.

Информационная часть.

Почва–это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней и имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. Чем больше в почве перегноя, тем он  плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие–основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв разрабатываю правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля–наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100летвсегоодин сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля–это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной – это перепревший    в течение 2 лет коровий  или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землёй, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы небело застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но задерживаете, не дает быстро  испаряться, удерживает растение от падения.

Актуальность темы:

  • сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
  • обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины
  • учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
  • учить фиксировать результаты исследований;
  • учить формулировать выводы;
  • формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно - популярный и художественной литературы;

- оформление информационной копилки по данной тематике;

- составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы.

- Совместная деятельность с детьми:

- Вести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

- Совместная деятельность с родителями воспитанников:

- введение родителей в проблемную ситуацию;

определение круга актуальных и посильных задач.

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Работа с детьми

Раздел программы

Формы, методы и приемы работы

Познавательная

деятельность

- НОД «Что такое почва?»

- Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

- Опыты:

1.Воздух в почве.

2.Есть ли в почве вода?

3.Есть ли в почве перегной?

4.Есть ли в почве соли?

5.Узнаемсвойствапескаиглины

6.Почва – поземное царство

- Беседы:

«Образование почвы»

«Как сохранить почву?»

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина».

- Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы»

«Свойства песка и глины».

- Наблюдения в природе.

Художественная

литература

Чтение Сказка «Дюймовка».

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям вокруг Земли».

Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).

Игровая

деятельность

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«д/и Да—Нет».

Конструирование поливочной станции

ИЗО

- Рисование на тему: «Подземные жители»

- Рисование на тему: «Растения и почва»

- Выставка рисунков «Почва в природе»

-Рисование экологических знаков,

Работа с родителями

Форма

взаимодействия

Тематика

Информационно –

наглядная

- Выставка книг «Почемучка».

- Рекомендации в родительском уголке.

Коллективная

-Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

-Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».

-Анкетирование родителей

Индивидуальная

-Беседы:

«Как вести познавательную беседу».

«Как читать познавательную литературу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная  Творческая

-Творческая мастерская» Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», «Капельная поливочная станция»

3 этап

Задачи этапа:

- формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

- анкетирование родителей (приложение 2)

-  Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничествах участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта.

Для  педагога:

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий,                                                                                                                                                                                                                                                   удовлетворённость  собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих  способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Приложение

Схема реализации проекта


Приложение 1

Область «Речевое развитие»

Центр литературы:

Беседы:

«Образование почвы»

«Как сохранить почву?»

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина»

Выставка научно – познавательных книг.

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям вокруг Земли».

Чтение сказок и стихов, загадок о почве (Рыжова Н.).

.

Область «Познавательное развитие»

Центр экспериментирования:

- Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

- Опыты:

1. Сухая и влажная почва.

2. Воздух в почве.

3. Состав почвы.

4.Нужно ли растению почва.

- Занятие НОД Приложение.4

 «Знакомство со свойствами и составом почвы»

«Свойства песка и глины».

- Наблюдения в природе

«Что такое почва?»

НОД «Подземные жители».

Область «Физическое развитие»

Центр Физической культуры:

Подвижные игры» Деревья и червячки» Приложение 7.

Продукт проекта Публичная защита проекта, лэпбук, капельная поливочная станция

Область «Художественно-эстетическое развитие»

Центр искусства:

- Рисование на тему: «Подземные жители»

- Рисование на тему: «Растения и почва»

- Выставка рисунков «Почва в природе»

-Рисование экологических знаков,

Область «Социально-коммуникативное развитие»

Центр игр.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«Д/и Да—Нет».

Приложение 5.

Центр конструирования:

Макет«Поливочная станция»из конструктора«LEJO WeDo»

Приложение 2

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации  экологи – Проводит   анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей

1. Считаете ели Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

. ДА

.НЕТ.

.НЕЗНАЮ

2. Как вы понимаете слово Экология, что она изучает?

-

-

-

3.Как высчитаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающий среды.

ДА

НЕТ

НЕЗНАЮ

4.В какой совместной деятельности Вы осуществляете  экологическое воспитание детей в семье?

-Беседы с ребенком о природе

-Подкормка птиц

-Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами.

Чтение художественной литературы.

Другие способы.

5.Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребёнка?

-Высокий

-Средний

-Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с  правилами поведения в природе?

ДА

НЕТ

7.Какую информацию вы бы хотели получить тот дошкольного  учреждения по экологическому воспитанию.

-

Благодарим Вас за участие!

Приложение 3

Познавательно - игровая программа

ТЕМА: Почва - живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва»  на основе  опытов, её составом и ценностью  для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии,  формировать умение  выражать свои мысли; прививать  бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться  посредством чередование видов  деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «Почва - взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая  игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы  почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев;  пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Есть у природы  удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа.  Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет,  и  как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны,  появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В сухую  погоду ворчим,  что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва -  это её правильное название. Она поит  и кормит растения в теплое время года ( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже  покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и  уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают,  и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя?  Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный  почвенный слой.

-Как вы думаете из чего  состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть  вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1:В почве есть  воздух.  Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод  можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3.  Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает  вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод:  На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

- Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная  работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка  о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  « Солнышко»

- Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста,  что это? Из чего состоит, кто в  ней обитает? (ответы детей)

- Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять  почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» -ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы, наши комнатные они выпили  всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело –  полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва,  и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц  о Земле, и под словом  земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша .

Я предлагаю вам зарисовать в группе,  кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. 

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Приложение 4

Дидактическая игра «Да — нет»

Цель: развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Руководство к проведению игры

Материал: карточки иллюстрации о правилах поведения в природе.

Ход игры:

Воспитатель сообщает, в лес пришел Незнайка он ничего не знает о правилах поведения в лису. Я буду вам сообщать о действиях, которые он совершал в лесу, а вы оцените его поступки. Если Незнайка поступает правильно вы говорите «Да». Если поступает неправильно отвечайте «Нет».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу

Колышек подставлю (да)

Если разведу костер

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убирать забуду? (нет)

Если мусор уберу

Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю (да)

Приложение 5

Картотека опытов

ОПЫТ 1:В почве есть  воздух.   Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод  можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод:  Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3.  Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

ОПЫТ 4.

Несколько капель раствора, где была земля,   поместили на стеклянную пластинку. Поставим в тёплое место.

Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: В почве содержится соль.

Приложение 6

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить  два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия,  пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Приложение 7

НОД «Подземные жители»

Цель: Дать детям занятие о кроте - диком зверьке (где живет, чем питается, каковы характерные особенности его внешнего вида, познакомить с дождевым червяком (его внешним видом объяснить, почему червей называют дождевыми).

Воспитывать интерес к подземным жителям (кроту, дождевому червяку). Бережно относиться к ним.

Ребята сегодня на занятии мы с вами отправляемся в путешествие в подземное царство. Мы знаем, что животные живут не только в лесу, ходят по земле, но живут и в земле.

Мы спускаемся все ниже, ниже становиться темнее и темнее солнышко совсем не попадает сюда.

А вот и первый подземный житель.

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдите вы (червяк)

А сейчас послушайте отрывок из сказки Павловой «Большое чудо»

Дождевой червяк родился не земле, под гнилушкой и целой год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда. Но однажды, после сильного летнего ливня дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу. Земля была мокрой и мягкой. Солнце светило сквозь облачко и не жгло, а ласкало нежную кожу дождевого червяка. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось будто это он сам нарочно вылез посмотреть на белый свет. Он так и сказал«Я пришел посмотреть как вы все тут живете»«Ну что ж, посмотри» - приветливо ответили ему травы, и деревья Они не знали его, и любили ведь он жил в большой дружбе с корнями. Поползай по земле, и ты увидишь много разных чудес.

Ребята, а как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Правильно под землей нет света, поэтому червяку, как и другим подземным жителям, хорошее зрение ни к чему.

Ребята, почему червей называют дождевыми? (из-за того, что черви после дождя выползают на поверхность) Но оказывается, в названии таится настоящая трагедия этих полезных существ. Они тысячами не возвращается под землю. Может быть их заливает водой в норках, и они гибнут от недостатка кислорода. Но в опытах они выживают в банках с водой целый год. Какая таинственная сила гонит червей из нор во время дождя и губит их? На это пока нет ответа. Долго находится без почвы червяк не может, он житель подземного царства.

Сейчас мы встретимся с одним подземным жителям (загадка).

Сделал дыру, вырвал нору,

Солнце сияет, а он и не знает (крот)

Ребята, сейчас мы посмотрим фильм о кроте.

Ребята, а какую вы знаете сказку, в которой жил крот. (Дюймовочка)

А как в сказке старая мышь говорила о кроте: У него самый большой дом под землей и он носит чудесную бархатную шубу. Одна беда он совсем слепой и не увидит тебя. Дом у крота был в 20 раз больше чем у полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот не любил о том, что скоро лету конец будет солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой.

Вопросы:

1. Почему крот был слепым и не любил солнце? (крот подземное животное, под землей нет света, там всегда темно и кроту не нужно зрение, потому что все равно ничего не увидишь)

2. Почему крот был толстым? (под землей холодно и толстый слой жира согревает крота, помогает ему спастись от холода и теплая бархатная шубка).

3. Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет мягкой и рыхлой? (тогда кроту будет удобно копать землю, рыть в ней ходы).

Ребята, крот действительно трудяга. Длинной всего 10-15 см и весом 100 гр. он выносит на поверхность за год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина. Кошку можно гладить только от головы до хвоста, если гладить в любом направлении шерстка будет ложиться гладко, крот ползает в любом направлении, и она не мешает ему, потому что если бы она топорщилась, как у кошки крот застрял бы при движении назад. Волоски у крота плотно прижаты к телу. Крот прекрасно слышит, различает запахи. Помогает ему ориентироваться хоботок. Крот любит пить, он прорывает ходы к лужам и ручьям. Ест крот много, без пищи быстро погибает. Питается он личинками жуков, дождевыми червями. А на них самих охотятся лисы, вороны, куницы, ежи. Но самый большой их враг - человек. Из их бархатных шубок люди шьют для себя шубы. Но кротам шубы гораздо нужнее, чем людям.

О чем бы крот попросил людей, если бы умел разговаривать?

А сейчас ребята, нам пора возвращается из подземного царства. Как хорошо на земле. Ярко светит солнце. Давайте поиграем с вами в игру «Зверолов».

Приложение 8

Литература:

1.        Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2.        Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3.        Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4.        Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

5.        Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6.        Дубина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7.        Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8.        Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9.        Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10.        Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11.         Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2005 г.

12. Нищева. Н.В. Познавательно - исследовательская деятельность опыты, эксперименты.2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Почва - живая земля"

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под н...

Проект "Почва - живая земля"

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под н...

Проект "Почва - живая земля"

Данный проект формирует естественно научные основы и экологические понятия у старших дошкольников. Дети знакомятся с ростом и развитием растений в нашей местности на плодородных черноземных почвах....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель проекта: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА «Модернизированная поливочная станция» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Почва – живая земля

Цель проекта. Развитие конструктивных творческих способностей детей средствами конструирования через работу над проектом «Капельная поливочная станция»....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Проект: «Почва — живая земля»

Проблема:Что такое почва.Образование почвы.Выяснить свойства почвы и ее значение. Цель проекта:дать представление о почве, ее значении;развивать умение анализировать проблему (определять и сравни...