Проект "Юный исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Опытно – исследовательская деятельность по изучению многообразия свойств и качеств окружающих предметов в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_issledovatel.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №40 Октябрьского района г. Саратова
ПРОЕКТ «Юный исследователь»
Опытно – исследовательская деятельность
По изучению многообразия свойств и качеств окружающих предметов
Старшая группа «Звездочки»
Воспитатель: Собылина В.В.
2015-2016
ТЕМА ПРОЕКТА: Опытно – исследовательская деятельность по изучению многообразия свойств и качеств окружающих предметов в старшей группе.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Юный исследователь
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: Октябрь – Апрель.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – аналитический . Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
2 этап – организационный. Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,
разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
3 этап – практический. Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
4 этап – итоговый. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Как познакомить детей с многообразием свойств и качеств окружающих предметов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Реализация проекта: Совместная деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 20-25 минут. Вся работа проходит с участием разных игровых персонажей (зайчик, лисичка, Чебурашка, Винни-Пух и др.)
Комплексно – тематический план работы по проекту «Юный исследователь»
Октябрь. | Раздел «Под нашими ногами» | |
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Неделя 2.Тема: Почва. Цель: уточнить состав и значение почвы. | Экспериментирование с почвой. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке. | Опыт: раздели слои почвы. Вывод: почва состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений. |
Неделя 3.Тема: песок, глина – наши помощники. Песочные часы. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины познакомить с песочными часами. | Экспериментирование с песком и глиной. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке. | Дети называют сходства и различия между песком и глиной. Вывод: песок сыпется, а глина нет. песок может двигаться |
Неделя 4. Тема: Подземные обитатели. Цель: узнать, кто живет под землей. | Образовательная ситуация. Наблюдение. | Дети называют подземных жителей. Вывод: многие животные обитают под землей или строят там свои дома. |
Ноябрь | Раздел «Мое тело» | |
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Неделя 1.Тема: части тела человека. Цель: выяснить из каких частей и органов состоит тело человека. | Образовательная ситуация. Дидактическая игра. | Дети называют части тела и органы. Вывод: все части тела и органы выполняют различные функции. |
Неделя 2. Тема: история жизни. Цель: узнать, как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем. | Образовательная ситуация. | |
Неделя 3. Тема: функции тела. Цель: выяснить, какие функции выполняют наши системы органов. | Образовательная ситуация. Игра. | Дети называют функции нашего тела. Вывод: для жизни человека важно, чтобы все органы работали правильно. |
Неделя 4. Тема: чувства. Цель: познакомить с органами чувств и их функциями. | Образовательная ситуация. Прослушивание аудиозаписей. Дидактическая игра Экспериментирование Опыт: «Узнай на вкус». | Дети называют функции органов чувств. Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для жизнедеятельности функции. |
декабрь | Раздел: «Мир предметов» | |
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Неделя 1.Тема: мир ткани. Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Конструирование Дидактическая игра | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. |
Неделя 2.Тема: мир бумаги. Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Беседа | Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить. |
Неделя 3.Тема: путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация-экспериментирование | Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется. |
Неделя 4.Тема: металл и пластмасса. Цель: помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и пластмассы. | Экспериментирование с предметами Опыт: «Тонет, не тонет». | Вывод: металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие. |
январь | Раздел: «Вода – источник жизни». | |
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Неделя 2.Тема: дождь, снег, град. Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха, выявить свойства снега | Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке Экспериментирование с водой Опыты: «Замерзает, тает», «Фильтрование». Дидактическая игра Словесная игра | Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег бывает мокрый, липки, рассыпчатый. |
Неделя 3.Тема: Кто живет в воде? Цель: закрепить знания детей о представителях водных животных, о значении воды в нашей жизни, в каком виде существует вода в окружающей среде | Образовательная ситуация Наблюдение за рыбами в аквариуме Дидактическая игра | Дети наблюдают за процессом испарения воды Вывод: вода быстрее испаряется в тепле, процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. |
Неделя 4.Тема: путешествие капельки. Цель: формировать представления о круговороте воды в природе. | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация Чтение художественной литературы Опыты: «Туча», «Дождь». | Выводы: вода, испаряясь с поверхности водоемов, собирается в тучу, идет дождь (снег) и вода опять попадает в водоем. |
февраль | Раздел: «Растения» | |
Тема, цель. | Вид деятельности. | Выводы и примечания. |
Неделя 1.Тема: от зародыша до взрослого растения. Цель: закреплять представления о растениях, органах растений и их функциях. | Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация Опыт: «Движение воды по растению». | Рассматривание схемы строения растения. Опыты: движение воды по растению, испарение воды. Вывод: растение дышит, питается, размножается. |
Неделя 2.Тема: жизнь растений. Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения и выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. | Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация – экспериментирование Опыты: «Колпак», «Лабиринт». | Дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится на свету и поливается, другое - без воды на свету, а третья – без воды и света. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может. |
Неделя 3.Тема: форма и размеры растений. Цель: Знакомить с разнообразием растительного мира. | Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация – | |
Неделя 4.Тема: вершки – корешки. Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян, закрепить знания об овощах. | Наблюдение за жизнью растений Подвижная игра Чтение художественной литературы | Замачиваем семена огурца, наблюдаем за их прорастанием, зарисовываем. Выращиваем цветы мамам к празднику. |
март | Раздел: «Свет и электричество». | |
Тема, цель. | Вид деятельности. | Выводы и примечания. |
Неделя 1.Тема: воздух. Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха, формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке за ветром. Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик», «Буря в стакане». | Вывод: воздух может быть чистым и грязным Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера. |
Неделя 2.Тема: световой луч. Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей, продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Игровая деятельность: «Театр теней». Экспериментирование на прогулке | наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером - от света фонарей. предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение. |
Неделя 3.Тема: Термометр и температура. Цель: Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация | Выводы: температуру измеряют с помощью термометра. |
Неделя 4.Тема: виды электричества. Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством, понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета. | Электричество Образовательная ситуация Опыты: «Веселая прическа», «Прилепи шарик». Дидактическая игра |
Апрель | Раздел: «Земля и космос». | |
Тема, цель. | Вид деятельности. | Выводы и примечания |
Неделя 1.Тема: Магнит и его свойства. Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт: «Собери металлические предметы». Чтение художественной литературы | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком «-» - которые не взаимодействуют с магнитами. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. |
Неделя 2.Тема: магнитные свойства Земли. Компас. Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт на прогулке | Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. |
Неделя 3.Тема: солнечная система. Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | Земля. Космос. Опыт: «День - ночь». Образовательная ситуация | Вывод: когда предметы крутятся, они не падают |
Неделя 4.Презентация проекта «Юный исследователь». |
Используемая литература.
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
2. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2014. – 224 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014. – 128с.
4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...