нод в старшей группе "Удивительные камни"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пименова Мила

-познакомить детей с особенностями и свойствами камней , находить сходство и различия по форме и цвету;

-формировать умение классифицировать камни по признакам (размер)

-закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами)

-поддерживать интерес детей к экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.docx21.01 КБ
Файл удивительные камни21.01 КБ
Файл kamni.docx21.01 КБ
Файл kamni.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с  дошкольниками  в старшей  группе.

  Тема: «Удивительные камни».                

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

-познакомить детей с особенностями и свойствами камней , находить сходство и различия по форме и цвету;

-формировать умение классифицировать камни по признакам (размер)

-закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами)

-поддерживать интерес детей к экспериментальной деятельности.

ОО «Речевое развитие»

-расширять словарный запас детей;

-активизировать словарь: большой, маленький, средний, легкий, тяжелый;

-побуждать выражать словами свои тактильные ощущения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать уважительное отношение к неживой природе;

-развивать целенаправленность, самостоятельность собственных действий;

-закрепить умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы;

- развивать внимание, мышление, любознательность детей.

ОО «Физическое развитие»

-совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста;

-продолжать развивать двигательные навыки: умение двигаться «змейкой»

Методы и приемы:

- практические: элементарные опыты, творческая работа «Рисунки из камней» ,обследование камней.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций и коллекции  камней.

- словесные: рассказывание сказки воспитателем, обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.

-  игровые : игровая ситуация, д /и «Чудесный мешочек», физминутка.

Материалы и оборудование:

«Шапки учёных», пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкая щепочка, набор камней, лупы (на каждого ребёнка), ванночка с водой, иллюстрации  и коллекция камней, «Чудесный мешочек».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Камешки  нашли» цель- создать условия для снятия мышечного напряжения.

Игровая

Игровая ситуация «Учёные» цель –заинтересовать  детей, формировать познавательную активность,  игра «Чудесный мешочек» цель- закрепить умение определять качество поверхности камней, развивать тактильные ощущения.  

Познавательно-исследовательская

Наблюдения цель – развивать наблюдательность, внимание, мышление; экспериментирование цель –поддерживать стремление к познанию через экспериментальную деятельность.

Коммуникативная

 Беседа, вопросы цель – расширять словарный запас детей.

Изобразительная  

Творческое задание «Рисунки из камешков» цель – проявлять творчество, фантазию.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) 

Рассказывание сказки «Сказка о камнях» цель-формировать интерес к художественной литературе.

Слушание сказки «Сказка о камнях» цель – формировать интерес к художественной литературе.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель рассказывает   «Сказку о камешке» Екатерины Цара ( см. в приложении) Какими были камни? Что случилось с ними? Какую пользу принесли они? Почему молчал самый разговорчивый камешек?

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи ,участие в обсуждение, высказывание своей точки зрения, проявление инициативности. 

2.

Игровая ситуация «Учёные».

Воспитатель предлагает детям покружиться и превратиться в учёных, при этом надеть «шапочки учёных»;  пройти в лабораторию для проведения опытов.

 Воспитатель уточняет, с чем

дети будут проделывать

опыты ,но для начала вспомним с вами правила работы в лаборатории. 

Важная штука эксперимент, в нем интересен каждый момент.

Дети проходят в лабораторию и удобно садятся за столы полукругом.

Формирование познавательной активности т. е. готовность к познавательной деятельности и инициативности в ней.

3.

Показ опыта №1. Плавучесть- воспитатель берет ванночку с водой, поочередно опускает различные предметы в емкость: какие предметы?  Что происходит с ними?

Фронтальное экспериментирование с камнями.

Воспитатель обобщает: камни тонут в воде, потому что они тяжелые .

Проделывают опыт одновременно с воспитателем.( каждый ребёнок).дети проговаривают плавает предмет или нет.

Дети делают вывод.

Формирование представления об особенностях камней,их весе (лёгкий, тяжёлый), что лёгкие предметы обладают плавучестью.

4.

Показ опыта № 2. Определение цвета и формы.

Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней различных по цвету и форме.

Воспитатель обобщает: камни по цвету и форме бывают разные.

Дети рассматривают коллекцию и делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.).

Делают вывод.

Формирование умения находить сходство и различия  по цвету и форме; введение в активный словарь: «серый, коричневый, белый и т.д. ».

5.

Опыт № 3. Определение размера.

Воспитатель вносит рисунки  с изображением камней разных размеров: все ли камни одинакового размера?

Предлагает найти и показать самый большой камень, самый маленький, средний. Воспитатель обобщает: камни бывают разного размера.

Дети рассматривают рисунок и определяют размеры камней.

Дети по очереди находят и показывают камни разных размеров, делают выводы.

Формирование умения классифицироватькамни по размеру; введение в активный словарь: (большой, маленький, средний).

6.

Воспитатель организует физкультминутку

« Камушки нашли»

По дорожке шли, шли (дети шагают на месте)

Много камешков нашли (разводят руки в стороны)

Присели (садятся),

Собрали (встали).

Дальше пошли (шагают на месте)

Дети выполняют движения проговаривая слова .

Совершенствование умения выполнять движения в соответствие со словами текста.

7.

Опыт № 4.

Игра «Чудесный мешочек». 

Воспитатель предлагает определить на ощупь поверхность камня.

Воспитатель задает вопросы.

- Каков  камень на ощупь?

Вывод: камень может быть гладким и шершавыи.

Дети поочередно на ощупь определяют поверхность камня.

Дети отвечают на вопросы.

Дети делятся открытиями.

Поддерживание интереса к экспериментированию, побуждение детей к выражению словами своих тактильных ощущений: введение в активный словарь: «гладкий, шершавый»

8.

Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель предлагает  воспользоваться  лупами, чтобы лучше увидеть поверхность камней : что интересного увидели на поверхности камня? на что похожи узоры?

Воспитатель обобщает: если присмотреться камни все в узорах.

Каждый ребёнок берёт лупу и рассматривает камни.

Дети отвечают на вопросы.

- Дети делятся открытиями.

Закрепление навыков работы с увеличительными приборами; развитие эстетического вкуса.

9.

Творческое задание «Рисунки из камешков».

Воспитатель предлагает найти как можно больше различных камешков и выложить из них простой рисунок.

Затем предлагает построиться «змейкой», пройтись между столами и полюбоваться рисунками детей.

Дети составляют рисунок из камешков.(индивидуально на столе)

Дети обмениваются мнениями.

Развитие  внимания, фантазии;

умение объединять различные камни в  единую композицию, умение строится «змейкой»

10.

Итог: Что интересного было на занятие ? Какими знаниями хотелось бы поделиться с друзьями? Что запомнилось больше всего?

Дети рассматривают рисунки и коллекцию из камней

 Самостоятельность собственных действий.

Литература:        

1. Короткова Н. А.  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс,  г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.



Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с  дошкольниками  в старшей  группе.

  Тема: «Удивительные камни».                

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

-познакомить детей с особенностями и свойствами камней , находить сходство и различия по форме и цвету;

-формировать умение классифицировать камни по признакам (размер)

-закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами)

-поддерживать интерес детей к экспериментальной деятельности.

ОО «Речевое развитие»

-расширять словарный запас детей;

-активизировать словарь: большой, маленький, средний, легкий, тяжелый;

-побуждать выражать словами свои тактильные ощущения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать уважительное отношение к неживой природе;

-развивать целенаправленность, самостоятельность собственных действий;

-закрепить умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы;

- развивать внимание, мышление, любознательность детей.

ОО «Физическое развитие»

-совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста;

-продолжать развивать двигательные навыки: умение двигаться «змейкой»

Методы и приемы:

- практические: элементарные опыты, творческая работа «Рисунки из камней» ,обследование камней.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций и коллекции  камней.

- словесные: рассказывание сказки воспитателем, обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.

-  игровые : игровая ситуация, д /и «Чудесный мешочек», физминутка.

Материалы и оборудование:

«Шапки учёных», пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкая щепочка, набор камней, лупы (на каждого ребёнка), ванночка с водой, иллюстрации  и коллекция камней, «Чудесный мешочек».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Камешки  нашли» цель- создать условия для снятия мышечного напряжения.

Игровая

Игровая ситуация «Учёные» цель –заинтересовать  детей, формировать познавательную активность,  игра «Чудесный мешочек» цель- закрепить умение определять качество поверхности камней, развивать тактильные ощущения.  

Познавательно-исследовательская

Наблюдения цель – развивать наблюдательность, внимание, мышление; экспериментирование цель –поддерживать стремление к познанию через экспериментальную деятельность.

Коммуникативная

 Беседа, вопросы цель – расширять словарный запас детей.

Изобразительная  

Творческое задание «Рисунки из камешков» цель – проявлять творчество, фантазию.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) 

Рассказывание сказки «Сказка о камнях» цель-формировать интерес к художественной литературе.

Слушание сказки «Сказка о камнях» цель – формировать интерес к художественной литературе.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель рассказывает   «Сказку о камешке» Екатерины Цара ( см. в приложении) Какими были камни? Что случилось с ними? Какую пользу принесли они? Почему молчал самый разговорчивый камешек?

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи ,участие в обсуждение, высказывание своей точки зрения, проявление инициативности. 

2.

Игровая ситуация «Учёные».

Воспитатель предлагает детям покружиться и превратиться в учёных, при этом надеть «шапочки учёных»;  пройти в лабораторию для проведения опытов.

 Воспитатель уточняет, с чем

дети будут проделывать

опыты ,но для начала вспомним с вами правила работы в лаборатории. 

Важная штука эксперимент, в нем интересен каждый момент.

Дети проходят в лабораторию и удобно садятся за столы полукругом.

Формирование познавательной активности т. е. готовность к познавательной деятельности и инициативности в ней.

3.

Показ опыта №1. Плавучесть- воспитатель берет ванночку с водой, поочередно опускает различные предметы в емкость: какие предметы?  Что происходит с ними?

Фронтальное экспериментирование с камнями.

Воспитатель обобщает: камни тонут в воде, потому что они тяжелые .

Проделывают опыт одновременно с воспитателем.( каждый ребёнок).дети проговаривают плавает предмет или нет.

Дети делают вывод.

Формирование представления об особенностях камней,их весе (лёгкий, тяжёлый), что лёгкие предметы обладают плавучестью.

4.

Показ опыта № 2. Определение цвета и формы.

Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней различных по цвету и форме.

Воспитатель обобщает: камни по цвету и форме бывают разные.

Дети рассматривают коллекцию и делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.).

Делают вывод.

Формирование умения находить сходство и различия  по цвету и форме; введение в активный словарь: «серый, коричневый, белый и т.д. ».

5.

Опыт № 3. Определение размера.

Воспитатель вносит рисунки  с изображением камней разных размеров: все ли камни одинакового размера?

Предлагает найти и показать самый большой камень, самый маленький, средний. Воспитатель обобщает: камни бывают разного размера.

Дети рассматривают рисунок и определяют размеры камней.

Дети по очереди находят и показывают камни разных размеров, делают выводы.

Формирование умения классифицироватькамни по размеру; введение в активный словарь: (большой, маленький, средний).

6.

Воспитатель организует физкультминутку

« Камушки нашли»

По дорожке шли, шли (дети шагают на месте)

Много камешков нашли (разводят руки в стороны)

Присели (садятся),

Собрали (встали).

Дальше пошли (шагают на месте)

Дети выполняют движения проговаривая слова .

Совершенствование умения выполнять движения в соответствие со словами текста.

7.

Опыт № 4.

Игра «Чудесный мешочек». 

Воспитатель предлагает определить на ощупь поверхность камня.

Воспитатель задает вопросы.

- Каков  камень на ощупь?

Вывод: камень может быть гладким и шершавыи.

Дети поочередно на ощупь определяют поверхность камня.

Дети отвечают на вопросы.

Дети делятся открытиями.

Поддерживание интереса к экспериментированию, побуждение детей к выражению словами своих тактильных ощущений: введение в активный словарь: «гладкий, шершавый»

8.

Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель предлагает  воспользоваться  лупами, чтобы лучше увидеть поверхность камней : что интересного увидели на поверхности камня? на что похожи узоры?

Воспитатель обобщает: если присмотреться камни все в узорах.

Каждый ребёнок берёт лупу и рассматривает камни.

Дети отвечают на вопросы.

- Дети делятся открытиями.

Закрепление навыков работы с увеличительными приборами; развитие эстетического вкуса.

9.

Творческое задание «Рисунки из камешков».

Воспитатель предлагает найти как можно больше различных камешков и выложить из них простой рисунок.

Затем предлагает построиться «змейкой», пройтись между столами и полюбоваться рисунками детей.

Дети составляют рисунок из камешков.(индивидуально на столе)

Дети обмениваются мнениями.

Развитие  внимания, фантазии;

умение объединять различные камни в  единую композицию, умение строится «змейкой»

10.

Итог: Что интересного было на занятие ? Какими знаниями хотелось бы поделиться с друзьями? Что запомнилось больше всего?

Дети рассматривают рисунки и коллекцию из камней

 Самостоятельность собственных действий.

Литература:        

1. Короткова Н. А.  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс,  г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.



Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с  дошкольниками  в старшей  группе.

  Тема: «Удивительные камни».                

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

-познакомить детей с особенностями и свойствами камней , находить сходство и различия по форме и цвету;

-формировать умение классифицировать камни по признакам (размер)

-закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами)

-поддерживать интерес детей к экспериментальной деятельности.

ОО «Речевое развитие»

-расширять словарный запас детей;

-активизировать словарь: большой, маленький, средний, легкий, тяжелый;

-побуждать выражать словами свои тактильные ощущения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать уважительное отношение к неживой природе;

-развивать целенаправленность, самостоятельность собственных действий;

-закрепить умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы;

- развивать внимание, мышление, любознательность детей.

ОО «Физическое развитие»

-совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста;

-продолжать развивать двигательные навыки: умение двигаться «змейкой»

Методы и приемы:

- практические: элементарные опыты, творческая работа «Рисунки из камней» ,обследование камней.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций и коллекции  камней.

- словесные: рассказывание сказки воспитателем, обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.

-  игровые : игровая ситуация, д /и «Чудесный мешочек», физминутка.

Материалы и оборудование:

«Шапки учёных», пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкая щепочка, набор камней, лупы (на каждого ребёнка), ванночка с водой, иллюстрации  и коллекция камней, «Чудесный мешочек».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Камешки  нашли» цель- создать условия для снятия мышечного напряжения.

Игровая

Игровая ситуация «Учёные» цель –заинтересовать  детей, формировать познавательную активность,  игра «Чудесный мешочек» цель- закрепить умение определять качество поверхности камней, развивать тактильные ощущения.  

Познавательно-исследовательская

Наблюдения цель – развивать наблюдательность, внимание, мышление; экспериментирование цель –поддерживать стремление к познанию через экспериментальную деятельность.

Коммуникативная

 Беседа, вопросы цель – расширять словарный запас детей.

Изобразительная  

Творческое задание «Рисунки из камешков» цель – проявлять творчество, фантазию.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) 

Рассказывание сказки «Сказка о камнях» цель-формировать интерес к художественной литературе.

Слушание сказки «Сказка о камнях» цель – формировать интерес к художественной литературе.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель рассказывает   «Сказку о камешке» Екатерины Цара ( см. в приложении) Какими были камни? Что случилось с ними? Какую пользу принесли они? Почему молчал самый разговорчивый камешек?

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи ,участие в обсуждение, высказывание своей точки зрения, проявление инициативности. 

2.

Игровая ситуация «Учёные».

Воспитатель предлагает детям покружиться и превратиться в учёных, при этом надеть «шапочки учёных»;  пройти в лабораторию для проведения опытов.

 Воспитатель уточняет, с чем

дети будут проделывать

опыты ,но для начала вспомним с вами правила работы в лаборатории. 

Важная штука эксперимент, в нем интересен каждый момент.

Дети проходят в лабораторию и удобно садятся за столы полукругом.

Формирование познавательной активности т. е. готовность к познавательной деятельности и инициативности в ней.

3.

Показ опыта №1. Плавучесть- воспитатель берет ванночку с водой, поочередно опускает различные предметы в емкость: какие предметы?  Что происходит с ними?

Фронтальное экспериментирование с камнями.

Воспитатель обобщает: камни тонут в воде, потому что они тяжелые .

Проделывают опыт одновременно с воспитателем.( каждый ребёнок).дети проговаривают плавает предмет или нет.

Дети делают вывод.

Формирование представления об особенностях камней,их весе (лёгкий, тяжёлый), что лёгкие предметы обладают плавучестью.

4.

Показ опыта № 2. Определение цвета и формы.

Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней различных по цвету и форме.

Воспитатель обобщает: камни по цвету и форме бывают разные.

Дети рассматривают коллекцию и делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.).

Делают вывод.

Формирование умения находить сходство и различия  по цвету и форме; введение в активный словарь: «серый, коричневый, белый и т.д. ».

5.

Опыт № 3. Определение размера.

Воспитатель вносит рисунки  с изображением камней разных размеров: все ли камни одинакового размера?

Предлагает найти и показать самый большой камень, самый маленький, средний. Воспитатель обобщает: камни бывают разного размера.

Дети рассматривают рисунок и определяют размеры камней.

Дети по очереди находят и показывают камни разных размеров, делают выводы.

Формирование умения классифицироватькамни по размеру; введение в активный словарь: (большой, маленький, средний).

6.

Воспитатель организует физкультминутку

« Камушки нашли»

По дорожке шли, шли (дети шагают на месте)

Много камешков нашли (разводят руки в стороны)

Присели (садятся),

Собрали (встали).

Дальше пошли (шагают на месте)

Дети выполняют движения проговаривая слова .

Совершенствование умения выполнять движения в соответствие со словами текста.

7.

Опыт № 4.

Игра «Чудесный мешочек». 

Воспитатель предлагает определить на ощупь поверхность камня.

Воспитатель задает вопросы.

- Каков  камень на ощупь?

Вывод: камень может быть гладким и шершавыи.

Дети поочередно на ощупь определяют поверхность камня.

Дети отвечают на вопросы.

Дети делятся открытиями.

Поддерживание интереса к экспериментированию, побуждение детей к выражению словами своих тактильных ощущений: введение в активный словарь: «гладкий, шершавый»

8.

Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель предлагает  воспользоваться  лупами, чтобы лучше увидеть поверхность камней : что интересного увидели на поверхности камня? на что похожи узоры?

Воспитатель обобщает: если присмотреться камни все в узорах.

Каждый ребёнок берёт лупу и рассматривает камни.

Дети отвечают на вопросы.

- Дети делятся открытиями.

Закрепление навыков работы с увеличительными приборами; развитие эстетического вкуса.

9.

Творческое задание «Рисунки из камешков».

Воспитатель предлагает найти как можно больше различных камешков и выложить из них простой рисунок.

Затем предлагает построиться «змейкой», пройтись между столами и полюбоваться рисунками детей.

Дети составляют рисунок из камешков.(индивидуально на столе)

Дети обмениваются мнениями.

Развитие  внимания, фантазии;

умение объединять различные камни в  единую композицию, умение строится «змейкой»

10.

Итог: Что интересного было на занятие ? Какими знаниями хотелось бы поделиться с друзьями? Что запомнилось больше всего?

Дети рассматривают рисунки и коллекцию из камней

 Самостоятельность собственных действий.

Литература:        

1. Короткова Н. А.  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс,  г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.



Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с  дошкольниками  в старшей  группе.

  Тема: «Удивительные камни».                

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

-познакомить детей с особенностями и свойствами камней , находить сходство и различия по форме и цвету;

-формировать умение классифицировать камни по признакам (размер)

-закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами)

-поддерживать интерес детей к экспериментальной деятельности.

ОО «Речевое развитие»

-расширять словарный запас детей;

-активизировать словарь: большой, маленький, средний, легкий, тяжелый;

-побуждать выражать словами свои тактильные ощущения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать уважительное отношение к неживой природе;

-развивать целенаправленность, самостоятельность собственных действий;

-закрепить умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы;

- развивать внимание, мышление, любознательность детей.

ОО «Физическое развитие»

-совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста;

-продолжать развивать двигательные навыки: умение двигаться «змейкой»

Методы и приемы:

- практические: элементарные опыты, творческая работа «Рисунки из камней» ,обследование камней.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций и коллекции  камней.

- словесные: рассказывание сказки воспитателем, обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.

-  игровые : игровая ситуация, д /и «Чудесный мешочек», физминутка.

Материалы и оборудование:

«Шапки учёных», пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкая щепочка, набор камней, лупы (на каждого ребёнка), ванночка с водой, иллюстрации  и коллекция камней, «Чудесный мешочек».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Камешки  нашли» цель- создать условия для снятия мышечного напряжения.

Игровая

Игровая ситуация «Учёные» цель –заинтересовать  детей, формировать познавательную активность,  игра «Чудесный мешочек» цель- закрепить умение определять качество поверхности камней, развивать тактильные ощущения.  

Познавательно-исследовательская

Наблюдения цель – развивать наблюдательность, внимание, мышление; экспериментирование цель –поддерживать стремление к познанию через экспериментальную деятельность.

Коммуникативная

 Беседа, вопросы цель – расширять словарный запас детей.

Изобразительная  

Творческое задание «Рисунки из камешков» цель – проявлять творчество, фантазию.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) 

Рассказывание сказки «Сказка о камнях» цель-формировать интерес к художественной литературе.

Слушание сказки «Сказка о камнях» цель – формировать интерес к художественной литературе.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель рассказывает   «Сказку о камешке» Екатерины Цара ( см. в приложении) Какими были камни? Что случилось с ними? Какую пользу принесли они? Почему молчал самый разговорчивый камешек?

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи ,участие в обсуждение, высказывание своей точки зрения, проявление инициативности. 

2.

Игровая ситуация «Учёные».

Воспитатель предлагает детям покружиться и превратиться в учёных, при этом надеть «шапочки учёных»;  пройти в лабораторию для проведения опытов.

 Воспитатель уточняет, с чем

дети будут проделывать

опыты ,но для начала вспомним с вами правила работы в лаборатории. 

Важная штука эксперимент, в нем интересен каждый момент.

Дети проходят в лабораторию и удобно садятся за столы полукругом.

Формирование познавательной активности т. е. готовность к познавательной деятельности и инициативности в ней.

3.

Показ опыта №1. Плавучесть- воспитатель берет ванночку с водой, поочередно опускает различные предметы в емкость: какие предметы?  Что происходит с ними?

Фронтальное экспериментирование с камнями.

Воспитатель обобщает: камни тонут в воде, потому что они тяжелые .

Проделывают опыт одновременно с воспитателем.( каждый ребёнок).дети проговаривают плавает предмет или нет.

Дети делают вывод.

Формирование представления об особенностях камней,их весе (лёгкий, тяжёлый), что лёгкие предметы обладают плавучестью.

4.

Показ опыта № 2. Определение цвета и формы.

Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней различных по цвету и форме.

Воспитатель обобщает: камни по цвету и форме бывают разные.

Дети рассматривают коллекцию и делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.).

Делают вывод.

Формирование умения находить сходство и различия  по цвету и форме; введение в активный словарь: «серый, коричневый, белый и т.д. ».

5.

Опыт № 3. Определение размера.

Воспитатель вносит рисунки  с изображением камней разных размеров: все ли камни одинакового размера?

Предлагает найти и показать самый большой камень, самый маленький, средний. Воспитатель обобщает: камни бывают разного размера.

Дети рассматривают рисунок и определяют размеры камней.

Дети по очереди находят и показывают камни разных размеров, делают выводы.

Формирование умения классифицироватькамни по размеру; введение в активный словарь: (большой, маленький, средний).

6.

Воспитатель организует физкультминутку

« Камушки нашли»

По дорожке шли, шли (дети шагают на месте)

Много камешков нашли (разводят руки в стороны)

Присели (садятся),

Собрали (встали).

Дальше пошли (шагают на месте)

Дети выполняют движения проговаривая слова .

Совершенствование умения выполнять движения в соответствие со словами текста.

7.

Опыт № 4.

Игра «Чудесный мешочек». 

Воспитатель предлагает определить на ощупь поверхность камня.

Воспитатель задает вопросы.

- Каков  камень на ощупь?

Вывод: камень может быть гладким и шершавыи.

Дети поочередно на ощупь определяют поверхность камня.

Дети отвечают на вопросы.

Дети делятся открытиями.

Поддерживание интереса к экспериментированию, побуждение детей к выражению словами своих тактильных ощущений: введение в активный словарь: «гладкий, шершавый»

8.

Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель предлагает  воспользоваться  лупами, чтобы лучше увидеть поверхность камней : что интересного увидели на поверхности камня? на что похожи узоры?

Воспитатель обобщает: если присмотреться камни все в узорах.

Каждый ребёнок берёт лупу и рассматривает камни.

Дети отвечают на вопросы.

- Дети делятся открытиями.

Закрепление навыков работы с увеличительными приборами; развитие эстетического вкуса.

9.

Творческое задание «Рисунки из камешков».

Воспитатель предлагает найти как можно больше различных камешков и выложить из них простой рисунок.

Затем предлагает построиться «змейкой», пройтись между столами и полюбоваться рисунками детей.

Дети составляют рисунок из камешков.(индивидуально на столе)

Дети обмениваются мнениями.

Развитие  внимания, фантазии;

умение объединять различные камни в  единую композицию, умение строится «змейкой»

10.

Итог: Что интересного было на занятие ? Какими знаниями хотелось бы поделиться с друзьями? Что запомнилось больше всего?

Дети рассматривают рисунки и коллекцию из камней

 Самостоятельность собственных действий.

Литература:        

1. Короткова Н. А.  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс,  г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...