Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Путешествие к временам года.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кузнецова Надежда Александровна

Итоговое занятие  по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vremena_goda_1.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Форма проведения: игра – путешествие «В гости к временам года»

Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать словарный запас;

- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства;

- обобщить знания детей о временах года стихах, рисунках;

- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

-развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей, оказывать помощь при затруднениях в выполнении заданий.

Предварительная работа. Используемые методы.

  1. Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, чтение стихов - «Осень наступила» Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н. Некрасова, Фета, Е. Благининой, А. Плещеева «Осенняя песенка»; отрывок рассказа Н. Соколова-Микитова «Осень», беседа, логические вопросы, загадки.
  2. Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», физкультминутка «Осенние листочки», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
  3. Наглядные: рассматривание иллюстраций художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона, Л. Бродского, рассматривание: картинки «Двенадцать месяцев», «Какое время года»; игрушки: ежик, птичка, бабочки; деревья; четыре «гостьи» - Зима, Весна, Лето, Осень.

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный: иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро»; четыре домика, четыре «гостьи» в костюмах (времена года), костюм сказочницы, платок, корзинка.
  2. Шапочки животных: медведь, белка, заяц.
  3. ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник), звуки природы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их:

Здравствуйте, дорогие гости!

Воспитатель. Дети, чему-нибудь вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.) А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает.

(Воспитатель в костюме Сказочницы, в руках - корзинка.)

Сказочница: - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кто я? Да, я – Добрая Сказочница, и я приглашаю вас сегодня в путешествие в сказку, в гости к временам года.

-Какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень).

(звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

-У меня есть волшебный платок, который поможет нам совершить сказочное путешествие. Сейчас мы им накроемся и полетим! Повторяйте за мной волшебные слова:

Тише, тише; свет погас.

Начался волшебный час.

В сказке может все случиться.

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: «Приходи».

Солнце разгорается,

Сказка начинается!

- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

Смотрите, как здесь интересно. Нас встречают картины художников и музыка П. И. Чайковского, которая так и называется «Времена года».

(звучит музыка Чайковского)

 Сказочница: - в некотором царстве, в некотором государстве жила – была семья: отец и четыре дочери. Отца звали - Год, а дочерей – Зима, Весна, Лето, Осень. Отец очень любил дочерей. Посмотрите, кто живёт в этом домике? Давайте постучим!

(Дети подходят к домику Зимы)

Сказочница: -Сестрица Зима была красивой и очень строгой. (Поставить куклу). Зимушка-зима хочет, чтобы вы выполнили её задания.

Игра «Подбери слово»

Кукла-зима: - Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)

Игра «Большой - маленький»

Кукла-зима: -Я буду называть большой предмет, а вы – маленький.

Ветер - …, снег - …, лёд - …, снеговик - …, шапка - …, шуба - …

Сказочница: -Сказка продолжается. Очень любила Зима чистоту и порядок. Всё вокруг одела белым одеялом. А что это за белое одеяло?

Дети: снег.

Сказочница: Если на что рассердится – холодом дохнёт. Многие звери и птицы её побаивались: кто в тёплые края улетал, кто на всю зиму спать укладывался, чтоб на глаза не попадаться.

-Как зимует белочка? Медведь? Заяц?

Воспитатель предлагает детям представить себя тем или иным животным (надеть шапочку) и от их имени рассказать небольшие рассказы.

Зима хвалит детей, дарит подарок.

Сказочница: - Спасибо, Зимушка-зима! Нам пора! До свидания!

Сказочница: -  На чём же дальше мы двинемся в путь? (На машине).

-Кто живёт в этом домике?  Как зовут эту сестрицу?

Дети: Весна.

 (Поставить куклу) Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь!

Сказочница: -Пригрела сестрица Весна солнышком землю, растопила снег, и побежали ручьи, зазвенела капель. Вода к медведю в берлогу просочилась: просыпайся косолапый, вылезай на солнышко погреться! Вышла медведица из берлоги, да не одна, а с малышами-медвежатами!

С приходом весны у зверей появляются кто?

Дети: Детёныши.

Игра «Кто у кого?»

У лисы – лисята.

У белки – бельчата.

У ежихи – ежата.

У медведицы – медвежата.

У зайчихи – зайчата

Весна: -Молодцы, ребята! Всё знаете! Я сделаю вам подарок. Полюбуйтесь, какие прекрасные весенние цветы! А как пахнут!

Воспитатель: - Дорогая весна! Наши дети могут стихи рассказать для тебя!

 «Апрель», «Одуванчик», «Ландыш».

Сказочница: -Послушайте, ребята, как звонко поют птицы! Давайте поиграем! (Дети встают в круг)

Игра с пальчиками: «Пой-ка, припевай-ка!»

Пой-ка, припевай-ка!

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развесёлый чиж.

Ну а это – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

-Какие замечательные птички! Молодцы, ребята! А теперь вместе с птичками летим дальше!

Воспитатель: Кто же живёт в этом домике? Как зовут эту сестру?

Дети – Лето. (Переходим к домику. Поставить куклу)

Сказочница: -Самой весёлой сестрой была – Лето. Солнце светит ясно, кругом цветы. Все любят лето, радуются ему: растут деревья, цветут цветы…

Летом в фонтане слышна песенка водички: С-С-С-С-С!

Ветерок шуршит в листиках деревьев: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш!

Прислушаемся: Ц-Ц-Ц!

Чья песенка слышна? Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!

-Кто поёт такую песенку? З-З-З-З-З!

Да это комарики, пчёлы, осы, мухи и жуки. Как мы можем назвать их одним словом.

Дети: -Насекомые.

Воспитатель: -Приглашаю детей на полянку. (Дети выходят на ковёр).

Игра: «Сложи картинку». Разрезные картинки с насекомыми.

Воспитатель: -У меня есть картинки с насекомыми, сейчас я вам покажу. Ой, они все рассыпались. Вы поможете собрать? (дети работают на ковре подгруппами).

Воспитатель: -Чем питаются насекомые? (Нектаром цветов).

 (Воспитатель достаёт из кармана осенние листья. Подбрасывает вверх)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, листья полетели. Это листопад. Не успело Лето нас порадовать, как другая сестра на двор пришла.

Как зовут эту сестру?

Дети: Осень. На полочку ставим куклу Осень.

Сказочница: -Многие жалеют, что лето кончилось. А для Осени это обидно, вот и плачет она.

А что, значит Осень плачет?

Дети: Идут дожди.

Воспитатель:

А почему осень называют золотой?

Дети: листья желтые.

А что нам дарит Осень?

Дети: дары: овощи, фрукты.

Воспитатель: Осень очень щедрая, красивая. Чтобы осень поменьше плакала давайте научим её играть с красивыми листьями.

Игра с осенними листочками.

Осень благодарит и хвалит детей. Дарит им в подарок корзину с яблоками.

Сказочница: -Вот и закончилось наше путешествие. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь, детвора, 
Отдыхать и вам пора!

Понравилось путешествие? Куда ещё поедем? До свидания! Мне пора в другую сказку!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"

Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе  детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Африку"

На  данном занятии закрепляется умение ориентироваться на карте и классификации животных на хищных и травоядных; знакомятся с животными семейства кошачьих....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе 3 года обучения.

Данный коспект может служить хорошим подспорьем педагогам работающим с детьми с нарушениями слуха при формировании навыков общения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе 3 года обучения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе 3 года обучения в  Нижневартовской школе для детей с ОВЗ №1 по теме: Семья....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Времена года» в средней группе. (с элементами развития речи, изобразительной деятельности и ИКТ)

Цели:1.Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах;2. Закрепить знания о жизни животных и птиц в разное время года;3.Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений»

Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными  растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;- вырабатывать длительный непрерывн...