Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Путешествие к временам года.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vremena_goda_1.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Форма проведения: игра – путешествие «В гости к временам года»
Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать словарный запас;
- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства;
- обобщить знания детей о временах года стихах, рисунках;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
-развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей, оказывать помощь при затруднениях в выполнении заданий.
Предварительная работа. Используемые методы.
- Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, чтение стихов - «Осень наступила» Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н. Некрасова, Фета, Е. Благининой, А. Плещеева «Осенняя песенка»; отрывок рассказа Н. Соколова-Микитова «Осень», беседа, логические вопросы, загадки.
- Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», физкультминутка «Осенние листочки», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
- Наглядные: рассматривание иллюстраций художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона, Л. Бродского, рассматривание: картинки «Двенадцать месяцев», «Какое время года»; игрушки: ежик, птичка, бабочки; деревья; четыре «гостьи» - Зима, Весна, Лето, Осень.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро»; четыре домика, четыре «гостьи» в костюмах (времена года), костюм сказочницы, платок, корзинка.
- Шапочки животных: медведь, белка, заяц.
- ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник), звуки природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их:
Здравствуйте, дорогие гости!
Воспитатель. Дети, чему-нибудь вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.) А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает.
(Воспитатель в костюме Сказочницы, в руках - корзинка.)
Сказочница: - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кто я? Да, я – Добрая Сказочница, и я приглашаю вас сегодня в путешествие в сказку, в гости к временам года.
-Какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень).
(звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)
-У меня есть волшебный платок, который поможет нам совершить сказочное путешествие. Сейчас мы им накроемся и полетим! Повторяйте за мной волшебные слова:
Тише, тише; свет погас.
Начался волшебный час.
В сказке может все случиться.
Сказка ждет нас впереди.
Скажем дружно: «Приходи».
Солнце разгорается,
Сказка начинается!
- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.
Смотрите, как здесь интересно. Нас встречают картины художников и музыка П. И. Чайковского, которая так и называется «Времена года».
(звучит музыка Чайковского)
Сказочница: - в некотором царстве, в некотором государстве жила – была семья: отец и четыре дочери. Отца звали - Год, а дочерей – Зима, Весна, Лето, Осень. Отец очень любил дочерей. Посмотрите, кто живёт в этом домике? Давайте постучим!
(Дети подходят к домику Зимы)
Сказочница: -Сестрица Зима была красивой и очень строгой. (Поставить куклу). Зимушка-зима хочет, чтобы вы выполнили её задания.
Игра «Подбери слово»
Кукла-зима: - Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)
Игра «Большой - маленький»
Кукла-зима: -Я буду называть большой предмет, а вы – маленький.
Ветер - …, снег - …, лёд - …, снеговик - …, шапка - …, шуба - …
Сказочница: -Сказка продолжается. Очень любила Зима чистоту и порядок. Всё вокруг одела белым одеялом. А что это за белое одеяло?
Дети: снег.
Сказочница: Если на что рассердится – холодом дохнёт. Многие звери и птицы её побаивались: кто в тёплые края улетал, кто на всю зиму спать укладывался, чтоб на глаза не попадаться.
-Как зимует белочка? Медведь? Заяц?
Воспитатель предлагает детям представить себя тем или иным животным (надеть шапочку) и от их имени рассказать небольшие рассказы.
Зима хвалит детей, дарит подарок.
Сказочница: - Спасибо, Зимушка-зима! Нам пора! До свидания!
Сказочница: - На чём же дальше мы двинемся в путь? (На машине).
-Кто живёт в этом домике? Как зовут эту сестрицу?
(Поставить куклу) Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь!
Сказочница: -Пригрела сестрица Весна солнышком землю, растопила снег, и побежали ручьи, зазвенела капель. Вода к медведю в берлогу просочилась: просыпайся косолапый, вылезай на солнышко погреться! Вышла медведица из берлоги, да не одна, а с малышами-медвежатами!
С приходом весны у зверей появляются кто?
Дети: Детёныши.
Игра «Кто у кого?»
У лисы – лисята.
У белки – бельчата.
У ежихи – ежата.
У медведицы – медвежата.
У зайчихи – зайчата
Весна: -Молодцы, ребята! Всё знаете! Я сделаю вам подарок. Полюбуйтесь, какие прекрасные весенние цветы! А как пахнут!
Воспитатель: - Дорогая весна! Наши дети могут стихи рассказать для тебя!
«Апрель», «Одуванчик», «Ландыш».
Сказочница: -Послушайте, ребята, как звонко поют птицы! Давайте поиграем! (Дети встают в круг)
Игра с пальчиками: «Пой-ка, припевай-ка!»
Пой-ка, припевай-ка!
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развесёлый чиж.
Ну а это – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
-Какие замечательные птички! Молодцы, ребята! А теперь вместе с птичками летим дальше!
Воспитатель: Кто же живёт в этом домике? Как зовут эту сестру?
Дети – Лето. (Переходим к домику. Поставить куклу)
Сказочница: -Самой весёлой сестрой была – Лето. Солнце светит ясно, кругом цветы. Все любят лето, радуются ему: растут деревья, цветут цветы…
Летом в фонтане слышна песенка водички: С-С-С-С-С!
Ветерок шуршит в листиках деревьев: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш!
Прислушаемся: Ц-Ц-Ц!
Чья песенка слышна? Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!
-Кто поёт такую песенку? З-З-З-З-З!
Да это комарики, пчёлы, осы, мухи и жуки. Как мы можем назвать их одним словом.
Дети: -Насекомые.
Воспитатель: -Приглашаю детей на полянку. (Дети выходят на ковёр).
Игра: «Сложи картинку». Разрезные картинки с насекомыми.
Воспитатель: -У меня есть картинки с насекомыми, сейчас я вам покажу. Ой, они все рассыпались. Вы поможете собрать? (дети работают на ковре подгруппами).
Воспитатель: -Чем питаются насекомые? (Нектаром цветов).
(Воспитатель достаёт из кармана осенние листья. Подбрасывает вверх)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, листья полетели. Это листопад. Не успело Лето нас порадовать, как другая сестра на двор пришла.
Как зовут эту сестру?
Дети: Осень. На полочку ставим куклу Осень.
Сказочница: -Многие жалеют, что лето кончилось. А для Осени это обидно, вот и плачет она.
А что, значит Осень плачет?
Дети: Идут дожди.
Воспитатель:
А почему осень называют золотой?
Дети: листья желтые.
А что нам дарит Осень?
Дети: дары: овощи, фрукты.
Воспитатель: Осень очень щедрая, красивая. Чтобы осень поменьше плакала давайте научим её играть с красивыми листьями.
Игра с осенними листочками.
Осень благодарит и хвалит детей. Дарит им в подарок корзину с яблоками.
Сказочница: -Вот и закончилось наше путешествие. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь, детвора,
Отдыхать и вам пора!
Понравилось путешествие? Куда ещё поедем? До свидания! Мне пора в другую сказку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"
Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Африку"
На данном занятии закрепляется умение ориентироваться на карте и классификации животных на хищных и травоядных; знакомятся с животными семейства кошачьих....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе 3 года обучения.
Данный коспект может служить хорошим подспорьем педагогам работающим с детьми с нарушениями слуха при формировании навыков общения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе 3 года обучения.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе 3 года обучения в Нижневартовской школе для детей с ОВЗ №1 по теме: Семья....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Времена года» в средней группе. (с элементами развития речи, изобразительной деятельности и ИКТ)
Цели:1.Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах;2. Закрепить знания о жизни животных и птиц в разное время года;3.Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений»
Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;- вырабатывать длительный непрерывн...