НОД по экологии "Прогулка по зимнему лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Прогулка по зимнему лесу.
Цель:
Уточнять и систематизировать представления детей о приспособленности животных к зимним условиям. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей. Закреплять практические навыки аппликации.
Вызвать интерес к жизни животных. Воспитывать бережное отношение к ним. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им выжить в зимних условиях.
Активизация словаря: Расширять словарный запас притяжательными прилагательными: волчьи, лисьи, медвежья, птичьи.
Оборудование: Картинки с изображениями зайца, белки, волка, лисы, лося, берлоги медведя, синицы, снегиря, клеста, щегла, дятла. Рисунки следов зайца, белки, волка, лисы, лося; рисунок птичьих следов.
Картинки для вырезания с изображением зимующих птиц, клеенка, ножницы, клей, кисточка, салфетка (для каждого ребенка).
Литература:
-для детей: произведения Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», Г. Скребицкий «Четыре художника», И. З. Суриков «Белый снег пушистый…», А. Яшин «Покормите птиц», загадки про животных.
-для воспитателя: В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», «Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Предварительная работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок про животных, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные зимой», составление рассказов по картинкам.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение И. З. Сурикова «Белый снег пушистый…»
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес– что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о зиме.
Воспитатель: Пришла зима в города и деревни, в поля и леса. Все покрыла снегом и льдом.
Ребята, мы сегодня отправимся в зимний лес. Давайте послушаем как изменился лес, когда пришла зима. Об этом мы прочтем в рассказе Г. Скребицкого «Четыре художника».
Чтение рассказа.
Воспитатель: Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, как будто заколдовала лес волшебница- зима.
И всё– таки, зимний лес может подарить интересные встречи.
Ребята, как вы думаете, с кем можно встретиться в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, с животными и птицами.
Никого не видно в лесу, только на снегу узоры разных следов. Нам нужно с вами разобраться в следах и определить, какие животные их оставили.
Вот и первые следы. (Показывает рисунок следов зайца). Вы знаете, чьи они? Сейчас мы попробуем отгадать, кто же оставил этот след. А поможет нам в этом загадка:
Прыг да скок– исчез трусишка,
Это маленький … (зайчишка).
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Это заяц оставил свои следы.
Посмотрите, у него следы, похожие на овал. Большие– это задние лапы, а поменьше– передние. Зайцев трудно зимой увидеть, в своей беленькой шубке они похожи на маленькие сугробы и найти их можно только по следам.
Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».
Чтение рассказа.
Воспитатель: А это чьи следы? (Показывает рисунок следов белки):
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей. (белка)
Правильно, молодцы.
Весь лес в снегу. Под снегом трава, семена, корешки растений, нет ни орехов, ни грибов, но белочка не волнуется.
Вот как написал о белочке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
Чтение рассказа.
Воспитатель: Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги и метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Давайте и мы вспомним, чем мы любим заниматься зимой.
Физкультминутка:
За окном у нас зима.
Стали белыми дома.
Снег на улице идёт,
Дворник улицы метёт.
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах,
И играем мы в снежки.
Воспитатель: Следы еще каких зверей можно увидеть в зимнем лесу?
Дети: Волк, лиса, лось.
Воспитатель: (Показывает картинку лисы, волка, рисунки их следов).
Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки и, в основном, мышами кормится всю зиму. Волк и лиса запасов на зиму не делают и им поэтому бывает голодно зимой.
(Показывает картинку лося и рисунок его следов)
Лось ходит по зимнему лесу в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустов и кору с деревьев.
Посмотрите, ребята, что это за странный сугроб в лесу? (Показывает картинку медвежьей берлоги). Из-под снега идет пар. Кусты покрыты инеем. И следов вокруг нет. Я вам подскажу:
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Воспитатель: Кто догадался, что это изображено на картинке?
Дети: Это берлога медведя.
Воспитатель: Правильно, это берлога. А иней вокруг, потому что медведь дышит и теплый воздух через отверстие выходит наружу. Медведь будет спать до весны и ни разу не проснется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
А какие еще животные спят под снегом?
Дети: Ежи, барсуки, еноты и др.
Воспитатель: Молодцы.
А эти следы непохожи на звериные. (Показывает рисунки птичьих следов) Как вы думаете, чьи они?
Дети: Птичьи.
Воспитатель: Каких птиц мы можем увидеть в зимнем лесу?
Дети: Синиц, воробьев, снегирей.
Воспитатель: Правильно, а еще в зимнем лесу мы можем увидеть клеста, щегла, дятла. (Показывает картинки птиц).
Чем кормятся птицы в лесу?
Дети: Ягодами и семенами, которые остались на деревьях.
Воспитатель: Правильно, молодцы, но птиц в лесу много, а корма мало. Что делать птицам?
Дети: Лететь к жилью человека.
Воспитатель: Конечно.
Самое страшное для птиц– не холод. Потому что те птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок– второй слой перышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать,- самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то как раз от голода. И, поэтому, люди должны помогать птицам выжить холодной зимой, подкармливать их.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Яшина, которое называется «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна– и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их– не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать;
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
И весной птицы отблагодарят нас. Они будут поедать насекомых около нашего дома и петь нам свои песни.
Ребята, вы заметили макет кормушки в уголке природы?
А сейчас мы с вами сделаем макеты птиц.
Для этого необходимо взять картинку и вырезать по контуру изображения. Затем взять картонную полоску и аккуратно приклеить ее сзади рисунка. С ее помощью мы посадим птичку на нашу кормушку.
Каждый день после прогулки дежурные по уголку природы будут сажать на кормушку макеты тех птиц, которые прилетали к нам на участок.
Подведение итогов:
Сегодня мы вспомнили животных и птиц, зимующих в лесу, научились узнавать их следы. Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям- хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
Ответы детей.
Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому люди должны заботятся о лесных зверях и птицах: для зайцев и лосей можно сделать кормушки с сеном, для птиц развесить кормушки на деревья.
Сейчас и мы с вами пойдем на прогулку, добавим семечек в нашу кормушку и будем наблюдать за пернатыми гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка «В зимнем лесу»
Сценарий праздника для средней группы....
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"
Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Занятие "Путешествие по зимнему лесу".
Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....
Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...
Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...