Конспект "Почему опадают листочки?"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) на тему

Куранова Татьяна Юрьевна

Строение листа, зерна хлорофилла, изменения в листьях осенью.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuranova_t.yu_.konspekt_nod_pochemu_listochki_opadayut.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики  Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина

Конспект совместной деятельности

воспитателя с детьми 4-5 лет

«Почему опадают листочки?»

                                                                                        

Подготовила:

Куранова Т.Ю.

Санкт-Петербург

2015

Задачи:

  1. Расширять и конкретизировать представления об осенних приметах,
  2. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением «деревья»,
  3. Развивать речевую активность, диалогическую активность
  4. Развивать монологическую связную речь
  5. Корригировать слуховое внимание, память, мышление,
  6. Сплочение детского коллектива, повышение уровня игрового воздействия между детьми,
  7. Воспитание мотивации к обучению, эмоциональные чувства
  8. Развивать сенсорные способности, умение различать цвета, их оттенки
  9. Активизировать речь детей (охра, бордо, красный, желтый, оранжевый, коричневый, влажный, сухой, хрупкий, ломкий), приобщать к прекрасному. Расширение словарного запаса

Материалы и оборудование:

Компьютер с презентацией, композиция П.И.Чайковского «Осенняя песенка», высушенные с родителями листочки, погремушки, комнатные растения со свежей листвой и найденные на прогулки «некрасивые» листочки, картинки с изображением дуба, клена, березы и рябины, 4 стула.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами давно наблюдаем за деревьями и заметили, что на всех деревьях листья поменяли окраску.

Листики у нашей березки какие стали?

Дети: Желтые!

Воспитатель: А кленовые?

Дети: Красные!

Воспитатель: Ребята, вы все принесли сегодня листочки засушенные, как мы и договаривались. Молодцы! И нам с Незнайкой очень интересно послушать, как они называются. Расскажите нам о них. Рассказываем по примеру: Это кленовый листок, он рос на клене. Пришла осень и листик окрасила в красный цвет, ветер подул, листик упал на землю и я его подобрала…

Дети рассказывают про свои листочки, по очереди, воспитатель подсказывает, а слушатели поправляют, если что-то неверно.

Воспитатель: Как же так, почему так произошло? Сегодня я хочу рассказать вам, почему листочки на деревьях меняют окраску.

Лист состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Мы с вами именно эту сторону намазывали краской, когда ставили отпечатки.

Жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. (Презентация «Почему листочки опадают?»)

В каждом листике полным-полно чудесных зерен. Это хлорофилл. Он, мы с вами видим, зеленого цвета. Эти зерна готовят дереву пищу. Хлорофилл – это как будто крошечная кухня внутри каждого листочка! Она помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растения. Наука доказала, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле. Ведь листья еще и выделяют кислород, которым дышит все живое.

Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты – желтый (ксантофилл) и оранжевый (каротин). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью из-за понижения температуры, уменьшения количества солнечного света хлорофилл разрушается, и проявляются в листе желтые и красные оттенки (ксантофилла и каротина). Листья не меняют свой цвет, просто они теряют свой зеленый цвет.

Что же мы с вами заметили, происходит сейчас? Листики поменяли свой цвет и стали?...

Дети: Опадать!

Воспитатель: Правильно! Это еще называется листопад. Это естественный этап жизни растения. Сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение продолжительности светового дня – самый верный и неизменный признак наступления осени.

Детки, что это означает? День становится короче, темнеет раньше, а светлеет позже.

Осенью листья не только становятся бесполезными, пищу для дерева они в это время производить не могут. Воды мало (водичка в холодную погоду превращается во что?-Лед). И ( дереву, без зубов же оно, воды себе не достанет), из-за холодов корни воду практически не впитывают, солнце светит редко. А для производства питания, как я уже сказала, дереву нужны вода и …?

-Солнце!

-А солнышко осенью часто светит?

-Нет, редко.

-Именно поэтому деревья осенью сбрасывают больше не нужные листья, а затем впадают в «спячку» до наступления весны. К тому же листопад предотвращает обламывание ветвей зимой под тяжестью снега. Листья покидают дерево, совершенно не вредя ему.

Речь с движением (движения придумала сама):

Клён растопырил ладошки,                (Растопырить пальчики, показать другим)
Моется тёплым дождем.                (Поглаживание лба и щечек)
Радуясь новой одёжке,                        (Пружинка, девочки показывают юбочки)
Смотрит, как мимо идём.

Может, не ждал он подарки.                (Руки развести)

Может, и сам удивлён.                        (Ладошки к щекам, удивление)
Как неожиданно ярко
Осень раскрасила клён.                        (Пружинка, девочки показывают юбочки)

Клоунским пёстрым нарядом                (Пружинка, девочки показывают юбочки)
Манит приветливо нас:                        (Взмахи руками к себе)
— Встаньте, пожалуйста, рядом,        (Ладошки вверх)
Я вам сюрпризы припас.                (потянулись руки развели в стороны)

Розовый,                                        (Пальцы левой руки)
жёлтый,                                         (правой рукой сгибаем по пальчику)
зеленый — 
Все, как один, хороши!..                (Большой палец остается не согнутым)
Кланяясь клоуну-клёну,                (Поклоны в разные стороны)
Ты их собрать поспеши,                Имитация сбора листьев)

И в тишине, у дорожки,                (Все берутся за руки в хоровод и) Встретятся наши ладошки.                (поднимают руки вверх)

Люди издавна наблюдают за природой. В народе есть приметы, связанные с изменением окраски листьев:

-Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.

-Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

-Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.

Воспитатель: Каких только расцветок и оттенков нет в осеннем убранстве деревьев. Ребята, давайте попробуем их назвать. (Просмотр слайдов с подборкой листьев по цветам Презентация «Осень разноцветная»)

А какие листики мы сейчас можем найти на земле в плохую погоду?

Мокрые, грязные, сухие, рваные.

Мокрый лист более мягкий, ровный.

Лист, покрытый инеем более хрупкий, но жесткий, не гнется.

Давайте сравним состояние молодого и старого листика. Молодые листики на ощупь нежные, жирноватые, блестящие, упругие, яркие.

Старые листья жесткие, скрюченные, хрупкие и матовые – не блестят.

Пальчиковое упражнение №8 стр.19 Логоритмика Н.М. Савицкая:

Ветер по лесу летал,                        (руки вытянуть вперед,

изображать «волны»)

Ветер листики считал:                        (поочередно загибать пальцы,

начиная с мизинца)

Вот дубовый,                                (перевернуть ладони вверх,

пальцы вместе)

Вот кленовый,                                (перевернуть ладони вниз,

Пальцы растопырить)

Вот рябиновый резной,                        (перевернуть ладони вверх,

Пальцы вместе)

Вот с березки золотой.                        (перевернуть ладони вниз,

пальцы растопырить)

Вот последний лист с осинки                (пальцы сжимать в кулаки и разжимать)

Ветер бросил на тропинку.                (встряхнуть кисти рук)

Письмо от Незнайки

Воспитатель раздает погремушки детям и читает письмо, если фраза, которую произносит правильная, дети отбивают ритм и поют «Да, да, да». Если неверна: «Нет, нет, нет».

Осенью на деревьях появляются почки.

Осенью птицы улетают на юг.

Осенью листья зеленеют.

После осени наступит лето.

Осенью листья краснеют и желтеют.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием!

А теперь давайте поиграем. У нас расставлены 4 стула, на каждом прикреплена картинка с деревом. Давайте повторим сначала, где какое дерево нарисовано. (Обсуждение с детьми) А теперь вы идете по кругу группы под музыку, и когда я называю дерево, надо к подходящему стулу подбежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему осенью опадают листья?

Интегрированное занятие с использованием экспериментирования....

План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»подготовительная группа Образовательная область «Познание»

Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи...

"Почему опадают листья?" НОД в старшей группе.

Почему опадают листья. НОД в старшей группе. Задачи: формировать представления детей о том, почему опадают листья, закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. ...

Консультация "Почему осенью желтеют и опадают листья"

Познавательная информация для родителей и детей....

почему опадают листья?

конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию...

Почему осенью желтеют и опадают листья

Мы привыкли к тому, что осенью листва желтеет и деревья сбрасывают до весны их. Любуемся жёлтой листвой, восхищаемся романтизмом осени, но не знаем, отчего же всё-таки происходит пожелтение листьев. А...

"Почему осенью желтеют и опадают листья"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15317936","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...