Практика реализации проектно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного обделения образовательного комплекса
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Исследование в детском саду имеет своб специфику, связанную прежде всего с особенностями дошкольного возраста. В предлагаемой диссертации на примере рассмотрен каждый этап мини-исследования и приведены примеры его организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.pptx | 268.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап Выделение предметной области исследования ( «Звездное небо» ) Выделение вариантов проблем исследования в процессе обсуждения темы («Что уже знаем, что хотели бы узнать») Варианты проблем исследования, предложенных детьми: «почему космос черный», «почему звезды «падают »», «почему планет не видно», «почему днем не видно звезд, а ночью они видны» Выделение главной проблемы исследования: «почему днем не видно звезд, а ночью они видны» Важно: поощрять инициативность детей, на этом этапе происходит формирование способностей видеть необычное в обычном, удивительное в простом!
2 этап Выдвижение гипотез, ответов на вопрос «Почему звезды видны на темном небе, а когда светло их не видно?» примеры гипотез предложенных детьми: «Звезды прячутся» «Звезды есть, но не видны на белом небе, а на темном видны» «Звезды улетают дальше» Важно : основное правило выдвижения гипотез «чем больше тем лучше » приветствуются любые, даже самые невероятные варианты!
3 этап Подбор методов исследования Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем? Спросить у взрослого Посмотреть в книгах Посмотреть в окно попытаться разглядеть звезды (наблюдение) Подумать самому Провести эксперимент Важно: всегда предлагать все методы исследования, дети сами выбирают, как будут изучать проблему!
4 этап Планирование эксперимента «Как мы можем узнать, правда ли что на светлом небе не видны звезды, а на темном их хорошо видно?» Варианты проведения эксперимента: Нарисовать карандашами два «неба» светлое дневное и темное ночное и нарисовать звезды Покрасить воду в цвет ночного и дневного неба и бросить туда «звезды » (блестки) Нарисовать красками два «неба» и поставить белые точки как будто это звезды Важно: Предоставить возможность выбора самого интересного способа исследования!
5 этап Проведение эксперимента Дети смешивают краски до получения оттенка светлого и темного неба и выливают в две емкости : « Есть примета о падающих звездах и загадывании желаний которая появилась в древние времена. Падающая звезда соединяет Небо с Землей, олицетворяет их союз. На самом деле звезды с неба не падают. А что называют падающими звездами - это метеоры, то есть небольшие космические тела, которые сгорают, пока падают на землю. Но это очень красивая народная традиция и мы тоже можем при «падении» наших «звезд» загадать добрые желания для всей группы» Дети кидают звезды, загадывают желания Рассказ педагога «Мы можем видеть звезды через слой воздуха, который называется атмосферой, и поэтому в нашем эксперименте надо тоже создать слой через который мы будем смотреть на наше «небо»». Педагог добавляет подсолнечное масло, чтобы поверхность стала разнородной. Важно: Предоставить возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность в выборе желания самого лучшего для коллектива группы!
6 этап Дети самостоятельно делают вывод о подтверждении или опровержении гипотезы: Сравниваем две емкости одна с водой цвета дневного неба, на котором «звезды» практически не видны, и другая с цветом «ночного» неба на которой звезды ярко светятся. Делаем вывод: «То, что на светлом небе звезд не видно, хотя они там есть, а на темном небе звезды ярко видны – правда! Мы это проверили сами! Наша гипотеза подтвердилась!» Важно: Создать ситуацию успеха исследования для каждого ребенка!
Звезды не видны днем, потому что их "затмевает" солнечный свет, по этой же причине их плохо видно при ясной луне. Присутствие днем яркого источника света (Солнца) приводит к сужению зрачка, а света от звезд, который попадает на сетчатку, становится не достаточно для того, чтобы увидеть их. Почему днем не видно звезд?
7 этап Рефлексия. Обсуждаем: Что нового узнали на занятии? Что понравилось на занятии? что еще хотим узнать? Дети предлагают варианты вопросов для дальнейшего исследования: «Почему планет не видно?» «Сколько всего звезд?» Важно : соблюдать цикличность включения исследовательской проектной деятельности при организации работы, соблюдать структуру проведения исследования, решать как можно больше интересных задач!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»
Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра...
Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...
Условия, способствующие реализации художественно-эстетическому развитию в условиях дошкольной организации в соответствии с ФГОС
Консультация для воспитателей...
Условия, способствующие реализации художественно-эстетическому развитию в условиях дошкольной организации в соответствии с ФГОС
Статья раскрывает, как создать условия, способствующие реализации художественно-эстетическому развитию в условиях дошкольной организации в соответствии с ФГОС...
Познавательно-исследовательская деятельность - как условие совершенствования качества образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.
Аннотация: В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь ...
Приказы на участие в реализации проектно-исследовательской деятельности
Приказы на участие в реализациипроектно-исследовательской деятельности...
Приказы на участие в реализации проектно-исследовательской деятельности
Приказы на участие в реализации проектно-исследовательской деятельности...